Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Климовой С.В, Дегтеревой О.В, при помощнике судьи Волгине Г.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Алёшиной И.В. на решение Перовского районного суда города Москвы от 13 июля 2020 года, которым постановлено:
исковые требования фио к Департаменту здравоохранения города Москвы, ГБУЗ города Москвы Детская городская поликлиника N 120 оставить без удовлетворения, УСТАНОВИЛА:
Алёшина И.В. 13.03.2020 обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения города Москвы (далее - ДЗМ), ГБУЗ города Москвы "Детская городская поликлиника N 120" (далее - ГБУЗ ДГП N 120), действуя в своих интересах и интересах своей несовершеннолетней дочери фио, паспортные данные, в котором просила признать право на обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе на территории города Москвы, обязании ответчиков выписать рецепты на расходные материалы к инсулиновой помпе в соответствии с рекомендациями выписного эпикриза из медицинской карты Российской детской клинический больницы в виде резервуара для инсулина 6 шт. в месяц и устройства для введения инсулина 10 шт. в месяц, начиная с октября 2019 года, мотивируя обращение тем, что ее дочь Алёшина А.В, паспортные данные, является ребенком-инвалидом с диагнозом "инсулинозависимый сахарный диабет 1 типа", в июне 2019 года в Российской детской клинической больнице ребенку установлена инсулиновая помпа, для обеспечения работы которой необходимо использовать расходные материалы, за получением бесплатных рецептов на которые истец неоднократно обращалась в ГБУЗ ДГП N 120 и которые ей выдавались, однако при обращении за получением рецепта 10.10.2019 в его выдаче было отказано ввиду отсутствия сведений о дочери истца в Московском сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, поскольку она не проживает в городе Москве, что истец полагает незаконным, нарушающим ее право на выбор медицинской организации и выбор врача, учитывая, что ребенок прикреплен к ГБУЗ ДГП N 120 и длительное время наблюдается в нем.
В судебном заседании истец требования поддержала; представитель ответчика ГБУЗ ДГП N 120 иск не признала, ответчик ДЗМ в судебное заседание не явился.
13.07.2020 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Алёшина И.В. по доводам своей апелляционной жалобы от 10.08.2020.
В заседании судебной коллегии истец Алёшина И.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, представители ответчиков ДЗМ по доверенности Клычков Д.А. и ГБУЗ ДГП N 120 по доверенности Барынкина М.Б. против удовлетворения жалобы возражали.
Выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Алёшиной А.В, паспортные данные, согласно акту освидетельствования ФКУ "ГБ МСЭ по Московской области" с 18.02.2019 установлена инвалидность по категории "ребенок-инвалид" до достижения возраста 18 лет (до 17.06.2027) (л.д. 26) и 18.02.2019 выдана индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА), в соответствии с которой ей показаны услуги и мероприятия по реабилитации или абилитации за счет средств федерального бюджета, их исполнителем указано Министерство здравоохранения Московской области (л.д. 94-105).
Сторонами не оспаривалось, что у ребенка имеется диагноз: "инсулинозависимый сахарный диабет 1 типа" и ей установлена инсулиновая помпа, что подтверждается медицинскими заключениями (л.д. 32-34, 36-42), а также не оспаривалось право ребенка на получение расходных материалов к инсулиновой помпе бесплатно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с учетом перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 N 3053-р.
Согласно свидетельствам о регистрации несовершеннолетняя Алёшина А.В, а также ее мать Алёшина И.В, паспортные данные, зарегистрированы по месту жительства в д. Марусино Люберецкого района Московской области (л.д. 24, 25, 66).
Алёшина А.В, паспортные данные, состоит на пенсионном учете в ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области, которым производится ежемесячная денежная выплата по категории "дети-инвалиды" и она имеет право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (НСУ) в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в том числе на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями по соответствующим рецептами и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (л.д. 21, 27); согласно ответу ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области Алёшина А.В. как гражданин льготной категории включена в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи по Московской области, в связи с чем сведения о ней передаются в Минздрав Московской области (л.д. 14-15).
При этом в ответе Минздрава Московской области от 27.11.2019 указано, что по данным единой региональной информационной системы Московской области Алёшина А.В. не внесена в регистр федеральных и региональных льготников Московской области для назначения лекарственных препаратов и оформления льготных рецептов, поскольку не прикреплена на медицинское обслуживание к медицинскому учреждению Московской области (л.д. 28).
Также судом установлено и не оспаривалось сторонами, что несовершеннолетняя Алёшина А.В. прикреплена к ГБУЗ ДГП N 120 ДЗМ, относящемуся к медицинским учреждениям, подведомственным Департаменту здравоохранения г. Москвы, где наблюдается и получает медицинскую помощь.
При обращении Алёшиной И.В. в ГБУЗ ДГП N 120 ДЗМ по вопросу выдачи рецептов на бесплатное получение расходных материалов к инсулиновой помпе для ее дочери, в ответе от 13.11.2019 сообщено, что вопрос лекарственного обеспечения Алёшиной А.В. направлен на рассмотрение в ДЗМ, а также разъяснено, что сведения о ее дочери в региональном сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по городу Москве, отсутствуют (л.д. 55-56); в ответах ДЗМ на обращения истца также указано, что для обеспечения необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам на них в соответствии со стандартами получения медицинской помощи и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в учреждениях здравоохранения города Москвы необходимо состоять в региональном сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по городу Москве, в связи с чем истец вправе обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ПФР для изменения сведений о региональном сегменте (л.д. 47-54).
При этом в ответе ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области, являющегося территориальным подразделением ПФР, осуществляющим ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2004 N 143, указано, что передача пенсионного дела возможна при изменении места жительства, включение в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по городу Москве без перевода пенсионного дела невозможно (лд. 14-17).
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельства на основании собранных доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федеральных законов от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 21.11.201 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", распоряжения Правительства РФ от 31.12.2018 N 3053-р, исходил из того, что перевод ребенка по желанию его законных представителей из регистра льготников Московской области в регистр льготников города Москвы законом не предусмотрен, такой перевод возможно осуществить в случае проживания ребенка в городе Москве и перевода его пенсионного дела, однако истец с ребенком в городе Москве не проживают и не зарегистрированы, в связи с чем обоснование получения лекарственных средств и медицинских изделий по рецептам только территориальным расположением поликлиники, где наблюдается ребенок, не основано на законе.
С выводами суда первой инстанции об основаниях отказа в удовлетворении требований Алешиной И.В. судебная коллегия согласиться не может, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права, а также судом не учтено, что предметом спора является не изменение сведений о лице в региональном сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а право на выдачу рецептов на необходимые лекарственные препараты и медицинские изделия в лечебно-профилактическом учреждении - ГБУЗ ДГП N 120 ДЗМ.
Как правильно указал суд первой инстанции, положения Федеральных законов от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", распоряжения Правительства РФ от 31.12.2018 N 3053-р, устанавливают, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации, в связи с чем предоставление таких гарантий указанным категориям граждан в только зависимости от их места жительства и возможность их непредоставления только по основанию непроживания на территории какого-либо субъекта РФ не основано на законе, при этом целью ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в силу ст. 6.4. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и является обеспечение реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг.
Положения ст. 6.3. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" устанавливают, что учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты (ч. 1), а порядок их предоставления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 5).
Такой Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328, который в разделе II "Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов" предусматривает, что за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь. В регистратуре лечебно-профилактические учреждения на гражданина заводится Медицинская карта амбулаторного больного или История развития ребенка с маркировкой литерой "Л" и указанием страхового номера индивидуального лицевого счета (далее - СНИЛС) (п. 2.1); при обращении в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг, справку, выданную Пенсионным фондом Российской Федерации. В Медицинской карте амбулаторного больного или Истории развития ребенка отмечается срок, в течение которого гражданин имеет право на предоставление государственной социальной помощи.
Граждане предоставляют страховой полис обязательного медицинского страхования (п. 2.2); при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (п. 2.3); лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, выписанных в соответствии с Перечнями (п. 2.4.); при нахождении гражданина на территории другого субъекта РФ он может обратиться в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение и при предъявлении документов, указанных в п. 2.2 настоящего Порядка, а также выписки из Медицинской карты амбулаторного больного или Истории развития ребенка с указанием СНИЛС ему должен быть выписан рецепт на необходимые лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов с отметкой "иногородний" в правом верхнем углу при наличии медицинских показаний (п. 2.8).
Таким образом, положения действующего законодательства, регулирующего правоотношения по обеспечению социальной защиты отдельных категорий граждан, в данном случае детей-инвалидов, не предусматривают возможность отказа их в обеспечении лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания только по тому основанию, что они не имеют места жительства в определенном субъекте Российской Федерации.
Так, из содержания ст. 20 ГК РФ, ст.ст. 2 и 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан.
При таких данных, учитывая характер заявленных требований, отказ ответчика ГБУЗ ДГП N 120 ДЗМ в выдаче рецептов на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения только по тому основанию, что дочь истца не включена в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по городу Москве, судебная коллегия полагает не основанным на положениях действующего законодательства, регулирующего вопросы социального обеспечения инвалидов, а получение рецепта на необходимые лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов на территории другого субъекта РФ не исключено при соблюдении условий в виде обращения в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение с предъявлением документов, указанных в п. 2.2 Порядка, а также выписки из Медицинской карты амбулаторного больного или Истории развития ребенка с указанием СНИЛС.
Более того, из ответа ГБУЗ ДГП N 120 от 03.03.2019 (л.д. 77) следует, что указанный порядок, предусмотренный п. 2.8 приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328, в отношении Алёшиной А.В. ранее соблюдался, однако его дальнейшее несоблюдение связано с проживанием ребенка по месту постоянной регистрации в Московской области.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого судебного решения и обязания ответчика ГБУЗ ДГП N 120 обеспечивать Алёшину И.В. лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в отношении несовершеннолетней Алёшиной А.В, паспортные данные, являющейся "ребенком-инвалидом" в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328, при этом оснований для возложения такой обязанности на ДЗМ не имеется, учитывая, что он не является лечебно-профилактическим учреждением.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда города Москвы от 13 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым обязать ГБУЗ г. Москвы "Детская городская поликлиника N 120" обеспечивать фио в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения в отношении несовершеннолетней фио, паспортные данные, являющейся "ребенком-инвалидом", в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", в остальной части иска отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.