Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., судей Лобовой Л.В., Жолудовой Т.В., при помощнике судьи Громовой М.Ю., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В.
дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 04 сентября 2020 года, которым постановлено:
иск фио к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области об оспаривании решения комиссии по пенсионным вопросам, возложении обязанности- удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N1 по г.Москве и Московской области принять к зачету при досрочном назначения фио пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы: 01.09.2005г. по 31.08.2006год, с 01.09.2006г. по 31.08.2009г, с 01.09.2000г. по 31.08.2001 г, с 1.09.2001г. по 31.08.2002г, с 01.09 2002г. по 22.12.2002г, с 01.09.2009г. по 31.08.2010г, с 01.09.2010г. по 31.12. 2010, с 15.07.2011г. по 31.08 2011г, с 01.09.2011г. по 31.08.2012г, с 01.09.2012г. по 03.12.2012г, а также обучение в педагогическом училище с 01.09.1989г по 31.08.1990г.; обязать ответчика скорректировать принятый решением N3075397 от 27.02.2019 специальный стаж, указав, что данный стаж составляет 15 лет 4 мес. 7 дней, назначить фио досрочную страховую пенсию по п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 14.11.2018 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N1 по г.Москве и Московской области в пользу фио судебные расходы в размере сумма;
установила:
фио обратилась в суд к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области с иском, в котором просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязать ответчика принять к зачету периоды работы, для досрочного назначения ей страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, как просчитанные ответчиком арифметически неправильно - 1 год 9 месяцев 26 дней; а также принять периоды работы, не засчитанные ответчиком: в должности заместителя директора по ОБЖ в ГОУ СОШ N 607 г. Зеленограда; с 01.09.2005г. по 31.08.2006г. в должности преподавателя-организатора ОБЖ; с 01.09.2006г. по 31.08.2009г. в должности преподавателя -организатора ОБЖ; с 01.09.2000г. по 31.08.2001г, с 01.09.2001г. по 31.08.2002г, с 01.09.2002г. по 22.12.2002г, с 01.09.2009г. по 31.08.2010г, с 01.09.2010г. по 31.12.2010, с 15.07.2011г. по 31.08.2011г, с 01.09.2011г. по 31.08. 2012г, с 01.09.2012г. по 03.12.2012г. как работа с полной выработкой необходимого времени; а также обучение в педагогическом училище с 01.09.1989г по 31.08.1990г; обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью с 14.11.2018г. В обоснование требований указала, что решением от 27.02.2019 г. ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку отсутствует необходимый стаж работы, к зачету не приняты указанные периоды работы, что является незаконным и нарушает ее права.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОПФР по г.Москве и Московской области и ГБОУ СОШN638.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал, представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, представители третьих лиц не явились, извещены.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области в апелляционной жалобе.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области, истец фио не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав в судебном заседании представителя истца по ордеру фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 19 пункта 1 статьи 27).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 ФЗ N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в сиу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 ФЗ N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 и статьи 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР 6 сентября 1991
года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими Правилами.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191; действовало в спорный период работы истца с 1 сентября 2004 г. по 3 августа 2011 г, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 603) педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.
Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, предусматривалась и в последующем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.
Пунктами 1, 2 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 603), установлены продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности.
Согласно Приложению к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075, педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, в том числе, преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки.
В силу пунктов 2.1, 2.8.1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается: преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 14.11.2018 фио, 21.04.1971 года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по основанию п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 27.02.2019 фио в назначении страховой пенсии по старости отказано из-за отсутствия необходимого стажа, всего принято в зачет 13 лет 06 месяцев 10 дней.
Принимая решение об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, ответчик ГУ - ГУ ПФР N 1 исходил из того, что в специальный стаж не могут быть засчитаны оспариваемые периоды работы истца: в связи с тем, что наименование должности отсутствует в Разделе "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781:
- с 01.09.2004 по 31.08.2006 в должности заместителя директора по ОБЖ в ГОУ СОШ N 617 г. Зеленограда (на основании Акта камеральной проверки от 19.02.2019 N 102);
- с 01.09.2006 по 31.08.2009 в должности педагога-организатора ОБЖ в ГБОУ СОШ N 638 г. Зеленограда (на основании Акта камеральной проверки от 19.02.2019 N 100).
В связи с тем, что не выработана норма педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы согласно п.4 Правил исчисления работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781 (на основании Акта камеральной проверки от 19.02.2019г. N 100, выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица) в должности преподавателя-организатора ОБЖ в ГБОУ СОШ N 638 г. Зеленограда:
С 01.09.2000 по 31.12.2000 работа на 0, 60 ставки; с 01.01.2001 по 31.12.2001 работа на 0, 70 ставки; с 01.01.2002 по 22.12.2002 работа на 0, 80 ставки; с 01.09.2009 по 31.12.2010 работа на 0, 81 ставки; с 15.07.2011 по 31.12.2011 работа на 0, 75 ставки; с 01.01.2012 по 03.12.2012 работа на 0, 78 ставки.
Как следует из трудовой книжки истца серии АТ-V N6855082, 01.09.1989 фио освобождена от занимаемом должности воспитателя детского сада N1036 в связи с поступлением в педагогическое училище N11, 01.07.1992 отчислена в связи с окончанием училища; 01.09.2000 назначена на должность преподавателя-организатора ОБЖ в школу N638, 25.01.2001 присвоена вторая квалификационная категория по должности учитель, 19.02.2002 присвоена первая квалификационная категория по должности преподаватель-организатор ОБЖ, 31.08.2004 уволена с занимаемой должности в порядке перевода в школу N617, с 01.09.2004 истец принята на должность заместителя директора по безопасности, 01.12.2005 присвоена вторая квалификационная категория по должности учитель, 31.08.2006 уволена в порядке перевода в школуN638. 01.09.2006 принята на должность преподавателя-организатора ОБЖ в школу N638 по первой квалификационной категории, 04.10.2007 присвоена первая квалификационная категория по должности преподаватель-организатор, 21.12.2007 присвоена первая квалификационная категория по должности учитель, 27.04.2010 присвоена высшая квалификационная категория по должности учитель, 02.09.2013 переведена на должность учителя биологии.
Рассматривая требование иска об обязании ответчика скорректировать принятый решением N3075397 от 27.02.2019 специальный стаж, указав, что данный стаж составляет 15 лет 4 мес. 6 дней, суд правомерно признал данное требование подлежащим удовлетворению, поскольку при арифметическом сложении принятых решением ответчика периодов с 01.04.1989 по 01.09.1989, с 01.09.1990 по 26.06.1992, с 17.08.1992 по 01.12.1992, с 01.03.1993 по 16.06.1993, с 01.09.1993 по 11.01.1995, с 28.12.1995 по 31.08.1996, с 01.09.1996 по 31.08.2000, с 01.01.2011 по 14.07.2011, с 04.12.2012 по 31.03.2013, с 01.04.2013 по 01.09.2013, с 02.09.2013 по 24.09.2015, с 26.09.2015 по 29.03.2016, с 01.04.2016 по 13.11.2018, стаж истца составляет 15 лет 4 мес. 7 дней, а не 13 лет 06 месяцев 10 дней, как ошибочно указано в решении пенсионного фонда.
Согласно приказу N 3 от 01.09.2005 г. фио распределена учебная нагрузка 10/1 часов биологии + 3 часа основ безопасности, а приказом N4 от 01.09.2005 распределена учебная нагрузка в виде 4 ч. занятий на дому. Указанное подтверждается и архивной справкой от 08.04.2019 N21624/799376-2019.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требования иска об обязании включить в специальный стаж период с 01.09.2005 по 31.08.2006 в должности заместителя директора по ОБЖ, поскольку работа фио в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности ГОУ СОШ N617 подразумевала деятельность, связанную с образовательным (воспитательным) процессом, общая педагогическая нагрузка фио в 2005 -2006г. учебном году составила 18 часов.
Рассматривая требования иска в части включения в специальный стаж периода с 01.09.2006 по 31.08.2009 в должности преподавателя-организатора ОБЖ, суд установил, что должность истца ответчик в своем решении поименовал неправильно, назвав должность истца как педагог-организатор ОБЖ.
При этом согласно заключенному трудовому договору на неопределенный срок N 85 "Б" от 01.09.2006, истец принята на должность преподавателя- организатора ОБЖ, приказ N 76-а от 01.09.2006. Должность истца, записанная в трудовой книжке N 30 от 01.09.2006, соответствует указанному договору и приказу, при этом согласно трудовому договору учебная нагрузка фио составила 36 часов в неделю. Тот факт, что учебная нагрузка фио составила не менее 36 часов в неделю в спорный период, также подтверждается расчетными листками за сентябрь 2006 года - август 2009 года, согласно которым заработная плата истца превышала оплату по окладу. Неправильное поименование должности истца в штатном расписании, о чем указано в акте камеральной проверки N100 от 19.02.2019, не может служить основанием для нарушения пенсионных прав истца и не включения спорного периода в специальный стаж.
При указанных обстоятельствах названный период правомерно был включен судом в специальный стаж истца.
Удовлетворяя требования иска о включении в страховой стаж периодов работы в должности преподавателя-организатора ОБЖ в ГБОУ СОШ N 638 г. Зеленограда с 01.09.2000 по 31.12.2000, с 01.01.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 22.12.2002, с 01.09.2009 по 31.12.2010, с 15.07.2011 по 31.12.2011, с 01.01.2012 по 03.12.2012, суд правильно применил нормы Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N 1601 о продолжительности рабочего времени преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности 36 часов в неделю, и исходил из того, что в спорные периоды времени в соответствии с документами о заработной плате (расчетными ведомостями) истец работала не менее, чем на ставку в должности преподавателя-организатора, кроме того у истца была дополнительная нагрузка в качестве учителя-предметника.
Судом учтено, что при подсчете педагогического стажа ответчик принял во внимание дополнительную нагрузку в качестве учителя, но безосновательно не включил в педагогический стаж периоды работы в качестве преподавателя-организатора за ставку с нагрузкой 36 часов в неделю за периоды: с 01.09.2000 по 31.08.2001, с 01.09.2001 по 31.08.2002, с 01.09.2002 по 22.12.2002, с 01.09.2009 по 31.08.2010, с 01.09.2010 по 31.12.2010, с 15.07.2011 по 31.08.2011, с 01.09.2011 по 31.08.2012, с 01.09.2012 по 03.12.2012, что подтверждается расчетными ведомостями за период с сентября 2000 по август 2001, с сентября 2001 по август 2002 г, с сентября 2002 по декабрь 2002 г, при этом в августе фио получила пособие по беременности и родам за август-декабрь 2002 года, а с 23.12.2002 по 29.03.2004 фио находится в отпуске по уходу за ребенком до 1, 5 лет; расчетными ведомостями за период с сентября 2009 г. по декабрь 2010, с июля 2011 по декабрь 2012 года.
Также суд первой инстанции правильно счел обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования фио о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода обучения в педагогическом училище с 01.09.1989 по 31.08.1990.
Как установлено судом, решением пенсионного органа истцу засчитана учеба в Педагогическом училище N 11 Московского департамента образования 1 год 9 месяцев 26 дней, в период с 01.09.1990 по 26.06.1992.
В соответствии с записью N 5 трудовой книжки истца она освобождена от занимаемой должности воспитателя 01.09.1989 в связи с поступлением в педагогическое училище N11.
Согласно архивной справке N 114271/1462337-2018 от 29.11.2018 истец поступила в училище 21 августа 1989 г. (приказ N 72 от 21.08.1989) на дневное отделение и окончила его 26.06.1992 (приказ N 49 от 26.06.1992); в период обучения в связи с рождением ребенка истцу предоставлялся академический отпуск с 26.01.1990 по 25.01.1991 (приказ N 15 от 19.02.1990) Факт рождения дочери фио подтверждается свидетельством о рождении.
Согласно дубликату диплома о среднем профессиональном образовании N81 от 06.08.2020, фио окончила училище 26.06.1992, где обучалась специальности 3 года.
Таким образом, ответчик при подсчете педагогического стажа не учел истцу период нахождения в академическом отпуске.
В соответствии с действующим законодательством, а именно, п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 в указанный период был увеличен отпуск без сохранения содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста до 3-х лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Это постановление распространяется и на академический отпуск.
Единственным условием для зачета времени обучения, в том числе и нахождения в академическом отпуске в педагогический стаж - это предшествующая и непосредственно за ним следовавшая педагогическая деятельность (п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397). Педагогическая деятельность в эти периоды ответчиком не оспаривается.
При таких данных, учитывая, что отпуск по уходу за ребенком имел место до 06.10.1992, когда не стал учитываться при назначении пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ), суд правомерно пришел к выводу о включении в специальный стаж истца периода отпуска с 01.09.1989 по 31.08.1990.
Поскольку на дату обращения истца в пенсионные органы - 14.11.2018, специальный стаж истца с учетом периодов, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами, и спорных периодов, включенных судом, составил более требуемых 25 лет - 25 лет 4 мес. 27 дней, суд первой инстанции обоснованно обязал ГУ - ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 14.11.2018.
Принимая во внимание частичное удовлетворение требований истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", частично удовлетворил требование истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере сумма, оснований не согласиться с размером взысканной судом суммы судебная коллегия не усматривает, поскольку считает его разумным, соответствующим характеру и сложности дела, проделанной представителем работе.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд также взыскал с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции стороны ответчика, изложенной в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном акте с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 04 сентября 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.