Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при ведении протокола помощником фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней истца фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата по гражданскому делу по иску Кашаевой фио к наименование организации, наименование организации, наименование организации в лице Башкирского отделения N 8598 о признании права на получение мер государственной поддержки, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Кашаевой фио к наименование организации, наименование организации, наименование организации в лице Башкирского отделения N 8598 о признании права на получение мер государственной поддержки - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение мер государственной поддержки. Требования мотивировала тем, что между фио и наименование организации был заключен кредитный договор N 109788 (индивидуальные условия кредитования) от дата в соответствии с которым Кредитор в лице наименование организации обязуется предоставить фио как Заемщику кредит на сумму сумма, в том числе на приобретение объекта недвижимости квартира, находящегося по адресу: адрес, в сумме сумма и на оплату неотделимых улучшений (мер по улучшению и восстановлению объекта недвижимости) в размере сумма.
В рамках вышеуказанного договора истец приобрела в собственность вышеуказанную квартиру.
В соответствии с п.2.1. данного договора купли-продажи, квартира приобретается фио как покупателем за счет собственных средств и кредитных средств оплачивается приобретение Объекта недвижимости с неотделимыми улучшениями Объекта недвижимости, предоставляемых наименование организации по кредитной программе "Приобретение готового жилья", согласно кредитного договора N 109788 от дата и передается наименование организации в залог в счет обеспечения исполнения обязательств по вышеназванному кредитному договору.
В соответствии с п.2.2 договора купли-продажи, кредит согласно кредитному договору предоставляется заемщику в размере сумма из которых на цели приобретения в собственность покупателя квартиры предоставляется сумма, оставшаяся сумма в размере сумма - на оплату неотделимых улучшений (мер по улучшению и восстановлению) квартиры со сроком возврата 180 месяцев, считая с даты фактического предоставления кредита.
дата наименование организации уведомил истца об отказе в выплате субсидий в связи с несоответствием требованиям п. п. б) п. 7 Положения Постановления правительства РФ от дата N 1170 в части целевого использования кредитных средств по кредитному договору, заключенному до дата.
По мнению истца, отказ в выплате субсидии в размере сумма на погашение целевого кредита, не обоснован и противоречит действующему законодательству и нарушает его права.
Истец просила суд: признать незаконным отказ наименование организации в выплате субсидий в размере сумма на погашение целевого кредита, выраженный в письме от дата; признать за истцом право на выплату субсидий в размере сумма на погашение целевого кредита, в соответствии с Федеральным законом от дата N 157-ФЗ мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13. Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
Истец фио в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика наименование организации в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, просил суд в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковые требования.
Ответчик наименование организации явку своего представителя в суд не обеспечил, извещен судом надлежащим образом, представил суду письменные возражения на иск.
Ответчик Башкирское отделение N8598 наименование организации явку своего представителя в суд не обеспечил, извещен судом надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы и дополнений просит истец, полагая решение суда незаконным и необоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от дата, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, решение суда не соответствует вышеназванным требованиям, в связи с чем не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Принимая обжалуемое решение, суд исходил из того, что суду не представлено доказательств того, что кредитные средства были полностью израсходованы на цели, установленные программой поддержки, что прямо указывает на несоответствие целей кредитного договора, целям Федерального закона N 157-ФЗ и Постановления Правительства РФ от дата N 1170. Условиями программы не предусмотрено погашение, обязательств по кредитным договорам целями которого, не является приобретение жилого помещения, ИЖС или земельного участка.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласится, не может в силу следующего.
дата вступил в силу Федеральный закон от дата N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ).
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона N 157-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с п.4 ст.1 Федерального закона N 157-ФЗ меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более сумма. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше сумма, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).
Согласно п.6 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от дата N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
наименование организации создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию", и являясь Единым институтом развития в жилищной сфере (в соответствии с Федеральным законом от дата N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), реализует задачи и функции, возложенные Правительством Российской Федерации, а также Федеральными законами.
В соответствии с п.5 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ Полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в части 2 настоящей статьи, до дата заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является:
приобретение по договору купли-продажи на адрес у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона от дата N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
полное погашение ипотечных жилищных кредитов (займов), указанных в пункте 1 настоящей части;
полное погашение ипотечных кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в пункте 2 настоящей части.
Согласно п. 7 ст.1 Федерального закона N 157-ФЗ порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от дата N 1170 Утверждены Правила предоставления субсидий наименование организации на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)" (далее - Положение).
В соответствии с п. 20 Положения обмен информацией между кредиторами и обществом осуществляется с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определяются обществом. Указанные порядок и условия информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети "Интернет".
Как следует из материалов дела, дата между ПАО Сбербанк и фио (заемщик) был заключен кредитный договор N 109788 путем подписания сторонами индивидуальных условий кредитования и согласия заемщика с "Общими условиями предоставления, обслуживания и погашения Жилищных кредитов", в соответствии с которым заемщик получил кредит в размере сумма из которых на цели приобретения в собственность объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: адрес предоставляется сумма, оставшаяся сумма в размере - сумма, на оплату неотделимых улучшений.
В соответствии с адрес договора в качестве обеспечения своевременного полного исполнения обязательств по Кредитному договору заемщик обязался предоставив Кредитору до выдачи кредита: залог Квартиры.
дата между продавцами фио, фио и покупателем фио был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым продал, а Покупатель купил в собственность Квартиру за счет собственных средств, а также за счет кредитных средств Банка по Кредитному договору.
В соответствии с п. 1.5 договора купли-продажи от дата стоимость Квартиры составляет сумма.
Истцом подана заявка в Банк на получение субсидии до сумма многодетным семьям.
В последующем, по заявлению Истца с приложением соответствующих документов Банк обратился в наименование организации о погашении кредита за счет средств государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от дата N 157-ФЗ.
По результату рассмотрения обращения Кредитора N 00501.06.2020, наименование организации принято отрицательное решение.
Разрешая исковые требования и отказывая в иске, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.1 Федерального закона N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13, 2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", Постановления Правительства РФ от дата N1170, и исходил из того, что отсутствуют основания для вывода о том, что ответчик в нарушение норм, регулирующих спорное правоотношение, отказал истцу в направлении денежных средств в счет исполнения обязательств по кредитному договору. Учитывая, что права истца ответчиком не нарушены, суд посчитал, что и производные от действий ответчика требования не основательны.
Между тем с выводами суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона N 157-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с п.4 ст.1 Федерального закона N 157-ФЗ меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более сумма. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше сумма, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).
Согласно п.6 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являющимся в соответствии с. настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
наименование организации создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию", и являясь Единым институтом развития в жилищной сфере (в соответствии с Федеральным законом от дата N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), реализует задачи и функции, возложенные Правительством Российской Федерации, а также Федеральными законами.
В соответствии с п.5 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в части 2 настоящей статьи, до дата заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является:
приобретение по договору купли-продажи на адрес у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона от дата N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
полное погашение ипотечных жилищных кредитов (займов), указанных в пункте 1 настоящей части;
полное погашение ипотечных кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в пункте 2 настоящей части.
Согласно п. 7 ст.1 Федерального закона N 157-ФЗ порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от дата N 1170 Утверждены Правила предоставления субсидий наименование организации на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)".
Делая вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска, суд первой инстанции вышеуказанные нормы правовые нормы не учел. Установив, что целевое назначение кредита предполагало направление денежных средств, как для приобретения, так и капитального ремонта или иного неотделимого улучшения предмета, суд счел, что истец не вправе рассчитывать на государственную поддержку семьи истца, в предусмотренном вышеуказанными правовыми актами порядке.
Между тем судом не принял во внимание, что целью оказания государственной поддержки в силу установлений вышеуказанных правовых актов является погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам в сумме не более сумма семьям, имеющим трех детей, в то время как кредитный договор заключен на сумму сумма, жилое помещение по договору приобретено за сумма, то есть размер выплаты меньше, как стоимости квартиры, так и полученных для ее приобретения денежных средств по кредитному договору с условием об ипотеке. Эти обстоятельства не получили правовой оценки суда, хотя имели значение для правильного разрешения дела, поскольку за счет государственной поддержки погашается обязательство по ипотечным жилищным кредитам той категории граждан, к которой относится истец с членами семьи, в сумме не более сумма.
При принятии решения об отказе в выплате субсидии, ответчиком наименование организации не дана оценка этим обстоятельствам с точки зрения того, могли ли эти денежные средства быть израсходованы истцом в целях, не предусмотренных программой, учитывая имеющуюся на момент обращения с требованием задолженность по кредитным обязательствам, с тем, чтобы прийти к выводу о нецелевом использовании денежных средств.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что отказ наименование организации в выплате субсидии на погашение целевого кредита, выраженный в письме от дата, является незаконным, принятым без соответствующей проверки вышеизложенных обстоятельств.
При этом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что ПАО Сбербанк является ненадлежащим ответчиком по заявленным исковые требованиям.
Так, на основании п. 10 Положения, утв. Постановлением N 1170, п. 17 Порядка взаимодействия решение по выплате субсидий принимается именно наименование организации, а не Банком. Банком только осуществляется обращение в общество по заявлению, предоставленному заемщиком.
наименование организации на основании заявления истца предоставил ему ответ, с учетом полученной информации от наименование организации, путем направления информационного сообщения о полученном отказе в выплате субсидии в связи с несоответствием документов требованиям п.п. б) п. 7 Положения, утв. Постановлением N 1170, в части целевого использования кредитных средств по Кредитному договору.
наименование организации не принимает решения, а только информирует заемщиков о результате рассмотрения их заявлений. Банк рекомендовал Заемщику для получения более подробной информации о причине отказа обратиться в консультационный центр адрес.РФ по номеру горячей линии.
Исходя из изложенного, суд правомерно не усмотрел в действиях наименование организации признаков противоправности, так как требования законодательства Банком не нарушены.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, с вынесением нового решения о частичном удовлетворении требований фио
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата - отменить.
Принять по делу новое решение.
Иск Кашаевой фио - удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ наименование организации в выплате субсидии на погашение целевого кредита Кашаевой фио, выраженный в письме от дата.
Обязать наименование организации повторно рассмотреть заявление Кашаевой фио о выплате субсидии на погашение целевого кредита.
В остальной части иска фио - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.