Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при ведении протокола помощником фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика фио РФ по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата по гражданскому делу по иску фио к фио РФ, фио РФ о признании решения незаконным, обязании признать право на получение жилья, которым постановлено:
Исковые требования фио к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании решения незаконным, обязании признать право на получение жилья, - удовлетворить частично.
Признать решение Департамента Жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от дата N р-11791/19 об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания незаконным.
В удовлетворении остальной части иска - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании решения фио РФ от дата N р-11791/19 об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, незаконным; обязании фио РФ признать право на получение жилого помещения и восстановить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование иска указал, что в дата получил письмо от фио РФ об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания, согласно ранее выданному извещению о предварительном распределении жилого помещения N281728 от дата, выданное этим же Департаментом по адресу: Россия, Москва, адрес, а также снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в Едином реестре Министерства обороны Российской Федерации.
Как указал истец, в дата от в/ч 34465 (в/ч 23626) адрес фио получил 2-х комнатную муниципальную отдельную квартиру общей площадью 37.8 кв.м, жилой площадью 23.7 кв.м.
В дата приказом фио РФ истец был назначен на высшую должность в порядке продвижения по службе в штаб адрес, и подал документы на улучшение жилищных условий, т. е. получение жилья в адрес, и принят на указанный учет дата. Учётные данные по семье истца были внесены в единый реестр данных по жилью для военнослужащих на основании сведений, представленных органом военного управления в соответствии с указанием Министра обороны Российской Федерации от дата.
С дата и по дата фио проходил службу в штабе адрес, до увольнения с военной службы по состоянию здоровья.
дата родители истца оформили на фио договор дарения земельного участка с жилым домом по адресу: адрес.
дата фио переоформил договор дарения на свою мать, фио паспортные данные.
Таким образом на момент увольнения из рядов Вооруженных сил Российской Федерации дата, за истцом на основании договора социального найма закреплена двухкомнатная квартира обшей площадью 37.8 кв.м, жилой площадью 23, 7 кв.м, расположенная по адресу: адрес. адрес.
Принимая обжалуемое решение, фио РФ указал, что на момент увольнения истца в дата уровень обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения на одного человека превышал размер учетной нормы, установленной в адрес 10 кв.м. на одного человека, учитывая и площадь жилого дома, принадлежавшего истцу на праве собственности до дата.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, дал пояснения по иску.
Надлежащим образом извещенные ответчики в заседание суда не явились, полномочных представителей не направили.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика фио РФ, полагая решение суда незаконным и необоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от дата, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, решение суда не соответствует вышеназванным требованиям, ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, в связи с чем не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Так, принимая обжалуемое решение, суд в мотивировочной части пришел к выводу об отсутствии совокупности юридически значимых обстоятельств, при которых иск подлежит удовлетворению, поскольку со стороны истца не предоставлено доказательств нарушения его прав ответчиками и правомерности подачи иска. Вместе с тем резолютивная часть решения свидетельствует об обратном - иск судом удовлетворен частично.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от дата N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом N76-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с указанной статьей право на жилищное обеспечение от Министерства обороны Российской Федерации имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания по последнему перед увольнением месту службы, а также военнослужащие. увольняемые с военной службы после дата
В соответствии с п. 16 Приказа Министра обороны РФ от дата N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей адрес при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от дата N189 - ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, З - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Как следует из материалов дела, в дата истцу стало известно из письма фио РФ об отказе в предоставлении ему жилого помещения для постоянного проживания, согласно ранее выданному извещению о предварительном распределении жилого помещения N281728 от дата по адресу: адрес, а также снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в Едином реестре Министерства обороны Российской Федерации.
Как указал истец, в дата от в/ч 34465 (в/ч 23626) адрес фио он получил 2-х комнатную муниципальную отдельную квартиру общей площадью 37.8 кв.м, жилой площадью 23.7 кв.м.
В дата, приказом фио РФ истец был назначен на высшую должность в порядке продвижения по службе в штаб адрес, и подал документы на улучшение жилищных условий, т. е. получение жилья в адрес и принят на указанный учет дата. Учётные данные по семье истца были внесены в единый реестр данных по жилью для военнослужащих на основании сведений, представленных органом военного управления в соответствии с указанием Министра обороны Российской Федерации от дата.
С дата и по дата фио проходил службу в штабе адрес, до увольнения с военной службы по состоянию здоровья.
дата по договору дарения от родителей фио приобрел земельный участок с жилым домом по адресу: адрес.
На момент оформления земельного участка с жилым домом истец проходил действительную военную службу в адрес в Штабе МВО и постоянно находился при исполнении служебных обязанностей и проживал по месту прописки: адрес. Семья истца также постоянно проживала и проживает по указанному адресу прописки.
дата фио оформил договор дарения земельного участка с жилым домом своей матери фио
Таким образом на момент увольнения из рядов Вооруженных сил Российской Федерации дата за истцом на основании договора социального найма была закреплена двухкомнатная квартира обшей площадью 37.8 кв.м, жилой площадью 23.7 кв.м, расположенная по адресу: адрес. адрес.
Департамент, ссылаясь на приказ Командующего войсками МВО N220 от дата и Приказ начальника штаба адрес N272 от дата, указал, что на момент увольнения в дата уровень обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного человека превышал размер учетной нормы, установленной в адрес - 10 кв.м. на одного человека, при этом учитывая и площадь жилого дома, принадлежавшего истцу на праве собственности до дата.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Законом адрес от дата N 29 "Обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" в адрес установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 10 кв. м на одного человека.
Уровень обеспеченности фио и членов его семьи как на момент постановки на учет, так и на момент увольнения с военной службы в дата не превышал размер учетной нормы (10 кв. м на одного человека), установленный в адрес.
Согласно статьи 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими иных помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
По смыслу указанной статьи, лицо, признанное нуждающимся в жилых помещениях должно иметь право (основания) состоять на учете с момента признания нуждающимся и до момента предоставления им жилых помещений по договору социального найма (жилых помещений в собственность, жилищной субсидии). Следовательно, весь период нахождения на жилищном учете лицо должно полностью соответствовать требованиям нуждаемости в жилых помещениях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Между тем, в силу положений п. 11 Постановления Правительства РФ от дата N512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", "Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N512.
Департамент в своём решении, ссылаясь на приказ командующего войсками адрес от дата N220, посчитал истца обеспеченным жилым помещением в дата, тогда как увольнение было в дата.
Так, уполномоченным органом (жилищной комиссией штаба МВО) при увольнении истца дата, а в последствии Департаментом в дата, при повторной подаче заявления и документов, истец и члены его семьи были признаны, нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания и о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях истца и членов семьи, а так же было вручено извещение о предварительном распределении жилого помещения для постоянного проживания.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от дата N 1054 (ред. от дата) "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:
а) отсутствие жилой площади;
б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;
г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;
д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;
з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;
и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
На основании п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, требование истца о признании решения фио РФ от дата N р-11791/19 об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, незаконным подлежит удовлетворению.
В части требований об обязании ответчиков признать право истца на получение жилого помещения и восстановлении на учете нуждающихся удовлетворению не подлежат, поскольку при отмене решения ответчика от дата истец считается состоящим на жилищном учете, а вопрос о праве на получение жилого помещения разрешается фио РФ при предоставлении жилого помещения, в связи с чем суд не вправе в данной части подменять функции жилищного органа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата - отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования фио к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании решения незаконным, обязании признать право на получение жилья, - удовлетворить частично.
Признать решение Департамента Жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от дата N р-11791/19 об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания незаконным.
В удовлетворении остальной части иска фио - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.