Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.
и судей Раскатовой Н.Н, Кочергиной Т.В, при помощнике Левиной В.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В.
дело по апелляционной жалобе Бычковой О.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 октября 2020г, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Бычковой О*** В*** к Департаменту городского имущества города Москвы о признании расчёта субсидии несоответствующим Закону г.Москвы от 14.06.2006г. N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", возложении обязанности произвести перерасчёт субсидии - отказать, УСТАНОВИЛА:
Бычкова О.В. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании расчёта субсидии несоответствующим Закону г.Москвы от 14.06.2006г. N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", возложении обязанности произвести перерасчёт субсидии, указывая на то, что Бычкова О.В. с семьей из 2-х человек (она и сын ***, 00.00.0000 г.р.) состоят на регистрационном учете по адресу: ***, владея на праве общей долевой собственности комнатой N в вышеуказанном жилом помещении.
Бычкова О.В. с сыном состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2000г. в рамках учетного дела N56-01- 956220-2000-0105.0.
05 марта 2020 года Департаментом городского имущества г. Москвы было направлено уведомление N33-6-81461/20-(0)-1, в котором Истцу с сыном предложено улучшить жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в дополнение к занимаемому жилому помещению из расчета 36 кв.м. - 26, 7 кв.м. = 9, 3 кв.м, в размере 1 713 251, 33 рублей.
При этом в уведомлении N33-6-290266/17 от 21.09.18 и Распоряжении Департамента городского имущества города Москвы N 27315 от 17.08.2018 г. указаны разные суммы начисленной субсидии.
Истец не согласен с расчетом размера субсидии, указанным в уведомлении, так как в соответствии с п. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", на двух граждан не состоящих в браке предоставляется 54 квадратных метра.
Из уведомления следует, что истцам для нормы предоставления не достает 9, 3 кв.м, а в связи с тем, что предоставить изолированное жилое помещение указанного размера в натуре вследствие конструктивных особенностей многоквартирных домов г. Москвы невозможно, предлагается улучшить жилищные условия путем получения субсидии в размере 1 713 251, 33 рубля.
Истец просила суд: признать расчет субсидии предоставляемой Бычковой О.В. и Спирину К.С. для приобретения или строительства жилого помещения несоответствующим Закону г. Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"; обязать Департамент городского имущества города Москвы сделать перерасчет субсидии предоставляемой Бычковой О.В. и Спирину К.С. и предоставить ее для приобретения или строительства жилого помещения.
Истец Бычкова О.В, а также её представитель по доверенности Егоркин С.В. в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Пак И.Р. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, просила суд в удовлетворении иска отказать, считая их необоснованными по доводам, указанным в письменных возражениях на иск.
Третье лицо Спирин К.С. в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица Правительства г.Москвы в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 27 октября 2020г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Бычкова О.В. выражает несогласие с данным судебным решением, считая его незаконным и необоснованным.
В судебное заседание судебной коллегии истец Бычкова О.В. и ее представитель по доверенности Егоркин С.В, третье лицо Спирин К.С. явились, апелляционную жалобу поддержали.
В судебное заседание судебной коллегии представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Юдина Н.А. явилась, просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом с соблюдением требований закона. Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии со ст. 13 ЖК РФ, определение условий и порядка постановки на жилищный учет, порядка ведения жилищного учета и предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта Российской Федерации отнесено к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете, установлены Законом города Москвы N 29 от 14.06.2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В силу ч. 1 ст. 17 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, принятые на жилищный учет имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категории граждан, установленных настоящим Законом.
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 31 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на основании собственного заявления на предоставление субсидии в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Субсидии выделяются из бюджета города Москвы в пределах объемов финансирования, предусмотренных на эти цели законом города Москвы о бюджете города Москвы.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" размер субсидии определяется исходя из следующих размеров площади жилого помещения: 18 квадратных метров на одного гражданина; 36 квадратных метров на одиноко проживающего в занимаемом жилом помещении гражданина или единственного гражданина, состоящего на учете, проживающего в составе семьи в жилом помещении; 50 квадратных метров на двух граждан; 70 квадратных метров на трех граждан; 85 квадратных метров на четырех граждан; по 18 квадратных метров на пятерых и более граждан.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Бычкова О.В. в составе семьи их двух человек (она, ***) состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2000 года, учетное дело N 56-01-956220- 2000-0105.0.
Бычкова О.В, Спирин К.С. зарегистрированы по месту жительства по адресу: ***, где занимают комнату N общей занимаемой площадью 26, 8 кв.м в трехкомнатной коммунальной квартире общей площадью 73, 4 кв.м. Собственниками жилого помещения на праве общей долевой собственности являются Бычкова О.В, Спирин К.С.
Перерегистрация учетного дела проведена 26.02.2020.
По результатам проверки в адрес Бычковой О.В. было направлено уведомление N 33-6-81461/20-(0)-1 с предложением субсидии для приобретения или строительства жилых помещений в ориентировочном размере 1 713 251, 33 руб. в дополнение к занимаемому жилому помещению. Расчет размера субсидии для семьи Бычковой О.В. в дополнение к занимаемому жилому помещению был произведён следующим образом: (50 кв. м - 26, 7 кв. м) х 105 043 руб. х 70% и составил 1 713 251, 33 руб, где: 50 кв. м - норма предоставления жилого помещения на двух граждан; 26, 7 кв. м - площадь занимаемого семьей Бычковой О.В.; 105 043 руб. - цена квадратного метра площади в 1 квартале 2020 года; 70 % - размер субсидии от нормативной стоимости жилого помещения.
Размер субсидии для граждан 2000 года постановки на жилищный учет определяется исходя из 70% от размера нормативной стоимости жилого помещения, определяемой как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий, и размера площади жилого помещения, установленного ч. 5 ст. 31 Закона г.Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Разрешая спор, суд с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь положениями Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку размер субсидии для семьи Бычковой О.В. в дополнение к занимаемому жилому помещению произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Департаментом городского имущества г. Москвы права истца не нарушены.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается в полном объеме, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда в части произведенного расчета субсидии для семьи Бычковой О.В. в дополнение к занимаемому жилому помещению, судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" при расчете размера субсидии учитывается размер площади жилого помещения (части жилого помещения), в отношении которого заявители и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные заявителями и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за период, установленный статьей 10 настоящего Закона.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу ч. 7 ст. 31 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" размер субсидии определяется в зависимости от года постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с приложением 3 к настоящему Закону.
Приложением 3 к Закону г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлен размер субсидий для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при количестве полных лет равным 10 и более лет, прошедших после постановки на учет (для граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года), процент от нормативной стоимости жилого помещения равен 70%.
В соответствии с ч. 8 ст. 31 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" нормативная стоимость жилого помещения определяется как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий и размера площади жилого помещения, определяемого в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи. Гражданам, включенным в программу обеспечения жилыми помещениями, а также многодетным семьям, состоящим на учете и имеющим трех и более несовершеннолетних детей, по их желанию может быть предоставлена субсидия в размере нормативной стоимости жилого помещения.
В силу п. 5.5 Постановления Правительства Москвы от 26.10.2004 N 729-ПП "О предоставлении жителям города Москвы субсидий на строительство или приобретение жилища" Департамент городского имущества г. Москвы ежеквартально не позднее 10 числа первого месяца квартала утверждает среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий для определения размера субсидий.
Из материалов дела усматривается, что средняя рыночная стоимость одного квадратного метра площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий в первом квартале 2020 года установлена в размере 105 043 руб.
При таких обстоятельствах, расчет субсидии для семьи Бычковой О.В. в дополнение к занимаемому жилому помещению произведен Департаментом городского имущества г. Москвы в соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ.
Ссылка в апелляционной жалобе на Приложение N 2 Постановления Московской городской Думы N 110 от 18 октября 2000 года "О порядке определения размера безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам в городе Москве на строительство или приобретение жилища", в соответствии с которым размер субсидий для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях более 15 лет составляет 90%, несостоятельна, поскольку указанное постановление утратило силу с 07 марта 2007 года в связи с принятием постановления Московской городской Думы от 07.03.2007 N 39, в связи с чем, на спорные правоотношения указанное истцом Бычковой О.В. постановление не распространяется. На момент подачи Бычковой О.В. заявления (15 ноября 2019 года) о выборе способа (формы) обеспечения жилым помещением - получение субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, предоставление субсидий осуществлялось в порядке и на условиях, установленных Законом г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения также быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям, в решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 27 октября 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бычковой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.