Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С, судей Кочергиной Т.В, Раскатовой Н.Н, при ведении протокола помощником Тутуниной О.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С, дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 01 октября 2020 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать за Михайловой В*А* право на предоставление жилого помещения по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации.
Возложить обязанность на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации принять решение о принятии Михайловой В*А* на жилищный учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, исходя из даты постановки ее на жилищный учет с 13 декабря 2001г.
Возложить обязанность на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации предоставить Михайловой В*А* жилое помещение по договору социального найма по нормам и порядке действующего законодательства, исходя из времени принятия на учет с 13 декабря 2001г.
В остальной части иска отказать, УСТАНОВИЛА:
Истец Михайлова В.А обратилась в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма, восстановлении на жилищном учете, возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Исковые требования мотивированы тем, что с 1977 года истец работала на различных должностях в Министерстве обороны РФ. 24 июня 1996 года была принята на должность *** в ФГУ "***" в порядке перевода из медпункта войсковой части ***. 13 декабря 2001 года решением профсоюзного комитета А-1459 "***" (протокол N 9 от 13 декабря 2001 года) будучи заведующей зубопротезной лаборатории, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки очередников гражданского персонала "***" на получение жилых помещений по договору социального найма. В 2010 году жилищные комиссии войсковых частей Министерства обороны РФ были ликвидированы, функции жилищных комиссий и командиров войсковых частей по предоставлению гражданам, состоящим на жилищном учете, жилых помещений возложены на Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ. В 2020 году она обратилась на имя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением, в котором с указанием на имеющееся решение жилищной комиссии, однако ответчик в удовлетворении данного заявления ей отказал, указав, что жилые помещения предоставляются исключительно военнослужащим и членам их семей и оснований для постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений истца не имеется.
Уточнив исковые требования, истец просила суд признать за ней право на предоставление жилого помещения по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации; обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения Российской Федерации принять решение о принятии Михайловой В*А* *** г.р. на жилищный учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, с 13 декабря 2001 года; об обязании Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения Российской Федерации предоставить Михайловой В*А*, *** г.р. помещение по договору социального найма по нормам и порядке действующего законодательства, исходя из времени принятия на учет с 13 декабря 2001 года.
Истец в судебное заседание не явилась, направила своего представителя по доверенности Кутузова А.К, который исковые требования поддержал.
Представители ответчиков ДЖО МО РФ, МО РФ в судебное заседание не явились, извещены, с ходатайством об отложении не обращались, представили письменные возражения по делу, просили в иске отказать, указав, что Михайлова В.А. по данным единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, не состоит.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по доверенности Ежелый И.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить.
Представитель истца Михайловой В.А. по доверенности Кутузов А.К. возражал против доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Михайлова В.А. с 1977 года работала на различных должностях в Министерстве обороны РФ.
24 июня 1996 года истец была принята на должность *** в ФГУ "***" в порядке перевода из медпункта войсковой части ***.
13 декабря 2001 года решением профсоюзного комитета А-1459 "***" (протокол N 9 от 13 декабря 2001 года), будучи заведующей зубопротезной лаборатории, истец была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки очередников гражданского персонала "***" на получение жилых помещений по договору социального найма.
Как установлено судом, на основании приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 г. N 1455 в настоящее время уполномоченным органом Министерства обороны РФ по жилищным вопросам является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
В этой связи истец обратилась на имя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением, в котором просила восстановить ее на учете лиц, нуждающихся в получении жилых помещений с 13 декабря 2001 года (с даты первоначальной постановки на учет).
Однако письмом от 07 апреля 2020 года исх. N 194/1/7203 ДЖО МО РФ, сообщил истцу, что Министерством обороны РФ жилые помещения предоставляются исключительно военнослужащим и членам их семей, а потому оснований для постановки истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений не имеется.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции оценил представленные в материалы дела доказательства и, правильно применяя нормы материального права, подлежащие применению к возникшим между сторонами правоотношениям, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении иска.
Так, согласно ст. 31 ЖК РСФСР (действовавшего на момент принятия истца нуждающейся в улучшении жилищных условий) принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимались во внимание рекомендации трудового коллектива.
На основании ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений указанной части.
Как предусмотрено п. 65 Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и Министерством обороны РФ (на 2020-2022), утв. Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России 24 декабря 2019 года и Министром обороны РФ 27 декабря 2019 года, лица гражданского персонала, принятые на учет до 01 марта 2005 года по месту работы в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Учитывая изложенное, суд признал, что позиция ответчика о том, что жилые помещения не могут предоставляться лицам из числа гражданского персонала, является несостоятельной, так как она противоречит ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и названным нормам Отраслевых соглашений, прямо предусматривающим такую возможность при условии принятия служащих на жилищный учет до 01 марта 2005 года.
Отклоняя доводы представителя ответчика о том, что сведений о признании истца нуждающимися в жилом помещении в Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не имеется, выписки из протокола жилищной комиссии нет, сведения в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в жилье в отношение истца отсутствуют, в ходе реорганизации жилищной системы в 2011 году список лиц гражданского персонала, признанных нуждающимися в получении жилья из войсковой части не поступал, суд исходил из того, что решения о снятии Михайловой В.А. с жилищного учета по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 56 ЖК РФ, на момент обращения в суд с настоящим иском не принималось, доказательств обратного ответчиком в суд не представлено.
Как верно отметил суд, само по себе отсутствие в Министерстве обороны РФ надлежащего взаимодействия между уполномоченными органами в переходный период ликвидации жилищных комиссий и образования Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не должно оказывать влияния на реализацию жилищных прав граждан.
Более того, суд обратил внимание на то, что в заявлении от 28 марта 2020 года истец просила восстановить ее на жилищном учете с 13 декабря 2001 года, а не признать ее нуждающейся в получении жилого помещения, о чем указал в своем решении ответчик.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о необходимости восстановления жилищного права истца путем признания за ней права на получение от Министерства обороны РФ жилого помещения на условиях социального найма и не обязанием, а возложением обязанности на ответчика ДЖО МО РФ принять решение о принятии истца на жилищном учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания с 13 декабря 2001 года, возложением обязанности ДЖО МО РФ предоставить Михайловой В.А. помещение по договору социального найма по нормам в порядке действующего законодательства, исходя из времени принятия на учет с 13 декабря 2001 года.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Изложенные в апелляционной жалобе ответчика доводы о том, что представленная копия протокола заседания профсоюзного комитета А-1459 "***" от 13 декабря 2001 года не подтверждает факта принятия истца на жилищный учет, судебной коллегией отклоняются, так как данный факт подтверждается также совокупностью иных представленных доказательств, а именно справкой из учетного дела Профсоюзного комитета ТПОО "***" (л.д.5), списков очередников (л.д.76-78).
Судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.