Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Заскалько О.В., Дегтеревой О.В.
при помощнике судьи Волгине Г.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца *** по доверенности - Саниной Е.В. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 12 октября 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований *** к УСЗН ЮЗАО г. Москвы о признании решения незаконным, обязании- отказать.
УСТАНОВИЛА:
*** обратилась в суд с иском к УСЗН ЮЗАО г. Москвы о признании незаконным и отмене решения УСЗН ЮЗАО г.Москвы N 3494 от 31 мая 2018 года в редакции решения N 3803 от 20 августа 2019 года об удержании переплаты ежемесячной компенсационной выплаты (далее ЕКВ) в размере 831 227 руб. 11 коп, образовавшейся за период с 01 октября 2010 года по 31 марта 2018 года, из назначенной региональной социальной доплаты в размере 20% ежемесячно, об обязании ответчика выплатить истцу удержанную за сентябрь 2019 года сумму в размере 3 001 руб. 74 коп.
В обоснование заявленных требований истец указала, что переплата возникла по вине ответчика, поскольку с 01 сентября 2010 года УСЗН ни разу не требовались от истца справки по форме 2-НДФЛ, кроме того учитывая, что истец является инвалидом с детства, состоит на учете в ПНД N 13 г. Москвы и испытывает трудности в социальной адаптации не могла понимать и осознавать, что требуемые документы должна предоставлять ответчику именно она, ввиду чего полагая свои действия добросовестными, в соответствии с п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, сумма в размере 831 227, 11 руб. не подлежит взысканию с нее, а удержанной сумма 3001, 74 руб. подлежит возврату.
В суде первой инстанции представители истца *** по доверенности - Санина Е.В, Максимова А.Г. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика УСЗН ЮЗАО г. Москвы в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель истца по доверенности - Санина Е.В. в своей апелляционной жалобе и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика УСЗН ЮЗАО г. Москвы не явился, о рассмотрении дела извещался судебными повестками, что подтверждается отчетами сайта "Почта России" в связи с чем, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца *** по доверенности - Санину Е.В, настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ***, ***года рождения, является инвалидом 2 группы с детства (л.д.156), 18.10.2007 года для назначения ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии по инвалидности предоставила в ОСЗН района Зюзино города Москвы справку о трудоустройстве в Специализированной общеобразовательной школе N 482 о работе в должности уборщицы с 19 января 2005 года, в связи с чем, ей была назначена ежемесячная компенсационная выплата.
Согласно сведениям трудовой книжки истца, *** с 01 сентября 2010г. по 31 декабря 2016 г. работала в Специализированной общеобразовательной школе N 482 в должности гардеробщицы; с 01 января 2017 года по 15 июля 2017 года - рабочей по комплексному обслуживанию помещений; с 17 июля 2017 года по 21 июня 2019 года в ГБОУ г. Москвы "Лицей N2010 имени героя Советского Союза М.П. Судакова" в должности рабочего по комплексному обслуживанию.
При подаче заявления 15.05.2018 на назначение к пенсии региональной социальной доплаты, ОСЗН района Зюзино г. Москвы на основании сведений полученных из Пенсионного фонда РФ, на запрос СНИЛС по фамильно-именной группе установлено, что *** с 01 сентября 2010 года переведена на должность гардеробщика.
Распиской - уведомлением от 15 апреля 2018 г. *** уведомлена о необходимости в течение 10 календарных дней сообщить в орган социальной защиты обо всех изменениях, влияющих на право получения государственной услуги и (или) ее размер, об указанных изменениях *** в ОСЗН района Зюзино г. Москвы не сообщила.
Как установлено судом, заработная плата *** за указанные периоды работы превышает установленный п. 8(1) Постановления Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП "Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы" максимум 20 000 руб, что послужило основанием для утраты истцом права на получение ежемесячной компенсационной выплаты, в результате несвоевременного исполнения *** обязательства о сообщении в ОСЗН района Зюзино г. Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, из бюджета города Москвы в период с 01.10.2010 г. по 15.07.2017 г, с 01.08.2017 г. по 31.03.2018 г. истцу были излишне выплачены денежные средства в счет выплаты ЕКВ в сумме 831 227, 11 руб.
Решением УСЗН ЮЗАО г. Москвы (ОСЗН района Зюзино г. Москвы) от 31.05.2018 г. N3494 предложено *** возмещать переплату ЕКВ в добровольном порядке начиная с 01.07.2018г, в случае отказа от возмещения задолженности, взыскать излишне уплаченные средства в судебном порядке.
Решением УСЗН ЮЗАО г. Москвы N3803 от 20.08.2019 г. принято решение об удержании переплаты из причитающихся сумм региональной социальной доплаты в размере 20% ежемесячно (л.д.10).
Рассматривая заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что несвоевременное сообщение истцом Смироновой И.С. о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты ЕКВ за осуществленный ею период работы, повлекло за собой перерасход средств на выплату ЕКВ к пенсии, и пришел к выводу о том, что переплата к пенсии является дополнительной меры поддержки Правительством города Москвы и подлежит возврату, с учетом состоявшихся решений ответчика.
Судебная коллегия не может согласиться указанными выводами ввиду следующего.
Согласно ст. 5 ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Правовое регулирование вопросов назначения ЕКВ урегулировано постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП "Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы".
Согласно пп. "г" п. 6 Постановления Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП "Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы" право на ежемесячную компенсационную выплату к пенсии, указанную в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, имеют пенсионеры, получающие пенсию в городе Москве (независимо от ее вида и органа, которым она выплачивается), зарегистрированные в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, при наличии регистрации в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории), и относящиеся, в том числе, к категории: пенсионеры, занятые на отдельных должностях в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, государственной ветеринарной службы, библиотеках (архивах), отделах записи актов гражданского состояния, Государственном казенном учреждении города Москвы Центре занятости населения города Москвы.
В силу пп. "г" п. 26 вышеуказанного Постановления право на получение ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии утрачивается в случае изменения места работы и (или) занимаемой должности лицами, указанными в подпунктах "г" - "з" и "л" пункта 6 настоящего Положения, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили данные обстоятельства.
Согласно п. 8(1) Постановления Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП "Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы", ежемесячная компенсационная выплата к пенсии пенсионерам, указанным в подпунктах "г" - "з" и "л" пункта 6 настоящего Положения, назначается, если размер их среднемесячной заработной платы не превышает 20000 рублей. При этом размер среднемесячной заработной платы определяется: а) по данным справки о доходах физического лица формы 2-НДФЛ за 6 месяцев работы, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии (если период работы составляет 6 и более месяцев); б) по данным справки о доходах физического лица формы 2-НДФЛ за фактически отработанное время (если период работы составляет от одного до 6 месяцев); в) исходя из установленной пенсионеру заработной платы (с учетом премий и иных выплат стимулирующего характера) (если период работы составляет менее одного календарного месяца).
На основании п. 42 Постановления, пенсионер несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии.
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему ежемесячную компенсационную выплату к пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств.
Подпунктом "а", пункта 43 названного Положения предусмотрено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 42 настоящего Положения, повлекло за собой перерасход средств на выплату ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, излишне выплаченные суммы возмещаются на основании решения управления социальной защиты населения адрес об удержании с пенсионера излишне выплаченных сумм в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему суммы ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии.
В силу п. 44 Положения переплата ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, образовавшаяся по вине управления социальной защиты населения города Москвы, удержанию с пенсионера не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции).
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано вернуть последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно возражениям ответчика, *** на основании ее заявления была назначена ежемесячная компенсационная выплата (ЕКВ) к пенсии по инвалидности как работающему пенсионеру с 18.10.2007, документы на оформление ЕКВ были поданы по сведениям ответчика и разъяснены истцу условий назначения и прекращения ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии не содержат.
В личном деле представленном ответчиком суду, имеется заявление и обязательство *** от 13.10.1995 г. сообщить управлению социальной защиты населения города Москвы об обстоятельствах поступления на работу, увольнении с работы, изменение в составе семьи и месту жительства, тогда как влияющих на изменение размера ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии расписка- уведомление не содержит (л.д. 190). Копия указанного заявления истца приложена УСЗН ЮЗАО г. Москвы к возражениям.
Вместе с тем, сведений о том, была ли *** (*** до брака) проинформирована МУСЗН "Марьино" г. Москвы о прекращении ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) к пенсии, разъяснен ли истцу был порядок и условия назначения и прекращения выплаты данной доплаты к пенсии, принимала ли письменное обязательство, установленное пунктом 42 Постановления Правительства Москвы от 27.11.2007 N1005-ПП "Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы", то есть об информировании управления социальной защиты населения города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение ее размера, не представлено.
Представленная суду расписка-уведомление от 15.04.2018 г. содержится в отношении *** о необходимости в течение 10 календарных дней сообщить в орган социальной защиты обо всех изменениях, влияющих на право получения государственной услуги и (или) ее размер, других доказательств подтверждающих недобросовестность действий истца при получении ЕКВ к пенсии, представленные материалы дела не содержат.
В соответствии с п.8 Постановления Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005- ПП
"Об утверждении Положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы" назначение ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии лиц, указанных в подпунктах в пункте 6 настоящего Положения, производится, если размер их среднемесячной заработной платы не превышает 20000 рублей. Справка с места работы о среднемесячной заработной плате (формы 2-НДФЛ) представляется пенсионерами в районные управления социальной защиты населения по месту получения ими ежемесячной компенсационной выплаты каждые шесть месяцев.
Как следует из материалов дела, с 01.09.2010 года ответчик ни разу не потребовал от истца справки формы 2- НДФЛ, сведения из ПФР РФ относительно заработка истца не истребовал.
При этом учитывает судебная коллегия и то, что Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2015г. N 566-ПП, предусмотрено, что Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции, в частности, по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми.
В пункте 4.22 этого положения определено, что Департамент выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.
Согласно пункту 10 названного положения Департамент создает территориальные подразделения - управления социальной защиты населения города Москвы, являющиеся юридическими лицами. Управления социальной защиты населения города Москвы действуют на основании положений о них, утверждаемых правовыми актами Департамента.
Из приведенных норм следует, что Управление наделено полномочиями, в том числе по контролю за правильным и рациональным расходованием средств, выделяемых из бюджета города Москвы на реализацию функций в сфере социальной защиты граждан.
Управление осуществляет: работу по обеспечению межведомственного информационного взаимодействия для оказания государственных и иных услуг в г. Москве с использованием отраслевых информационных систем, входящих в состав Распределенной автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Москвы (РАСОИ "Соцзащита" Москвы) и Автоматизированной системы государственных и муниципальных услуг и функций (АС ГУФ) (пункт 3.2.6 Положения об Управлении социальной защиты населения); взаимодействие с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, территориальными подразделениями Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области, общественными, благотворительными и другими организациями по осуществлению адресной социальной поддержки жителей г. Москвы (пункт 3.2.8 Положения об Управлении социальной защиты населения); обеспечивает контроль за исполнением бюджета и использованием внебюджетных средств, содействует привлечению внебюджетных средств для реализации социальных программ (пункт 3.3.8 Положения об Управлении социальной защиты населения); обеспечивает в соответствии с действующим законодательством организацию бюджетного и бухгалтерского учета, а также целевое использование и сохранность денежных средств и материальных ценностей (пункт 3.3.9 Положения об Управлении социальной защиты населения). Источниками формирования имущества Управления, в том числе финансовых ресурсов, являются средства, выделяемые целевым назначением из бюджета г. Москвы согласно утвержденной Департаментом смете расходов на содержание Управления (пункт 4.3 Положения об Управлении социальной защиты населения).
Тогда как, в суде первой инстанции представитель ответчика не представил причины невыполнения возложенных на УСЗН ЮЗАО города Москвы функций по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях (в частности, в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области) данных, позволяющих проверить достоверность имеющихся у органа социальной защиты населения сведений, касающихся пенсионеров, а при поступлении сведений о возможной утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты - приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты.
При этом невыполнение Управлением социальной защиты населения Юго-Западного административного округа г. Москвы в период с 2010 года по 2018 год возложенных на него полномочий межведомственного информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, в данном случае с пенсионным органом, при выплате истцу ЕКВ привело к возникновению и увеличению многолетней задолженности в виде излишне полученной истцом ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, в то время как именно на управления социальной защиты населения города Москвы возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату ЕКВ к пенсии, путем проверки обоснованности производимой пенсионеру такой выплаты.
Из материалов дела видно, что со стороны УСЗН ЮЗАО г. Москвы исковых требований о взыскании переплаты ЕКВ к ***. предъявлено не было, при наличии заявления на отказ от выплаты переплаты ЕКВ в сумме 831 227, 11 руб. (л.д. 102), поданного в УСЗН истцом 01 августа 2019г, ответчиком с истца произведены удержания в размере 3001, 74 руб.
Вместе с тем, Управлением социальной защиты населения Юго-Западного административного округа г. Москвы вопрос о наличии у *** материальной возможности для возврата переплаты полученной ею ЕКВ к пенсии в сумме 831227, 11 руб. не выяснялся, и размер дохода истца с учетом подлежащей взысканию с нее суммы переплаты, ее семейное положение, а также вопрос о возможности списания с нее всей суммы переплаты региональной социальной доплаты к пенсии или ее части не рассматривался.
Между тем в апелляционной жалобе *** указывает на то, что она инвалид с детства, состоит на учете в ПНД N13 города Москвы, испытывает трудности в адаптации, в связи с чем взыскание с нее суммы излишне полученной ЕКВ к пенсии в указанном размере поставит *** в тяжелое материальное положение.
Таким образом, в данном случае обстоятельства, которые могли бы послужить основанием для взыскания суммы неосновательного обогащения в виде полученных выплат ЕКВ не наступили, тем самым решения ответчика N 3494 от 31 мая 2018 года в редакции решения N 3803 от 20 августа 2019 года об удержании переплаты далее ЕКВ в размере 831 227 руб. 11 коп, образовавшейся за период с 01 октября 2010 года по 31 марта 2018 года нельзя считать законными и обоснованными.
При таких данных, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось, решение подлежит отмене с принятием нового решения о признании решений N 3494 от 31.05.2018 года в редакции N 3803 от 20 августа 2019 года об удержании переплаты ежемесячной компенсационной выплаты в размере 831 227, 11 руб. незаконными, с взысканием с ответчика в пользу истца незаконно удержанных денежных средств за сентябрь 2019 года в размере 3 001 руб. 74 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 12 октября 2020 года отменить, вынести по делу новое решение:
Признать незаконным решения Управлением социальной защиты населения Юго-Западного административного округа г. Москвы N 3494 от 31 мая 2018 года в редакции решения N3803 от 20 августа 2019 года об удержании переплаты ежемесячной компенсационной выплаты с *** в размере 831 227, 11 руб. и отменить.
Взыскать в пользу *** с УСЗН ЮЗАО г. Москвы удержанные денежные средства за сентябрь 2019 года в размере 3 001 руб. 74 коп.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.