Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Мызниковой Н.В, судей Дегтеревой О.В, Заскалько О.В, при помощнике судьи Филатовой Н.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 1 по г.Москве и Московской области на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2020 г, которым постановлено:
Иск *** к Государственному учреждению -
Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N1 по
г.Москве и Московской области о зачете периода работы, дающей право на
досрочное назначение пенсии, - удовлетворить частично.
Обязать ГУ-Главное управление Пенсионного фонда РФ N1 по
Москве и Московской области принять к зачету периоды работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в размере 3 года 7 месяцев 18 дней: с 15.12.1990г. по 03.08.1993г. - 2 года 7 месяцев 18 дней период нахождения в отпусках без сохранения содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста до 1, 5 лет и до 3 лет; с 01.01.2002г. по 31.12.2002г, - 01 год - работу в качестве учителя начальных классов.
В остальной части исковых требований отказать.
УСТАНОВИЛА:
*** обратилась в суд с иском к ответчику ГУ- ГУ Пенсионного фонда РФ N1 по г.Москве и Московской области об обязании ответчика принять к зачету периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей с 15.12.1990г. по 03.08.1993г. в виде периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста до 1, 5 лет и до 3 лет; с 01.01.2002г. по 31.12.2002г. работа в качестве учителя начальных классов ГБОУ Школа N1739 г.Москвы, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о стаже и уплате страховых взносов за спорный период.
В обоснование заявленных требований на то, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N1607937 от 24.10.2019г, в назначении пенсии ей отказано из-за отсутствия 25-летнего специального стажа педагогической деятельности, в который не были приняты названные периоды ее работы. С данным решением истец не согласна, просила суд включить вышеназванные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В судебном заседании истец и ее представитель Юхина Е.Т. поддержали заявленные исковые требования по указанным доводам.
Представитель ответчика - ГУ - Главного управления ПФР N1 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, представил возражения.
Суд постановилприведенное выше решение, в апелляционной жалобе представитель ГУ-ГУ ПФР N 1 по г.Москве и Московской и рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, о дне рассмотрения дела извещены, в связи с чем, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста не менее 25 лет.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено: м) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств после распада СССР между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова регулируется "Соглашением о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения" от 10.02.1995 г. (далее Соглашение).
Согласно ст. 2 Соглашения от 10.02.1995 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до 04.12.1995 г.
В соответствии с п. 6 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. N 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10.02.1995 г, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04.07.2019г. ***, *** года рождения, обратилась в ГУ - Главное Управление ПФР N 1 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии по назначению пенсий после проверки представленных документов, необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости N1607937 от 24.10.2019 года отказано ***ой В.И. в назначении досрочной пенсии, поскольку отсутствует стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, установленный в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", специальный стаж определен как 19 лет 11 месяцев 18 дней.
В специальный стаж ответчиком не засчитаны, в том числе, периоды работы истца в ГБОУ Школа N1739 г. Москвы в должности учителя начальных классов с 01.01.2002г. по 31.12.2002г, поскольку в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют индивидуальные сведения о стаже работы и уплаченных страховых взносах, а также период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с 15.12.1990г. по 11.02.1992 г, и по уходу за ребенком до трех лет с 12.02.1992г. по 03.08.1993г, поскольку уход за ребенком осуществлялся на территории Республики Молдова.
Как установлено судом, отпуск по уходу за ребенком до трех лет был предоставлен ***ой В.И. с 15.12.1990г. по 03.08.1993г. и подтвержден выпиской из приказа N138 от 20.02.1991 г. и N11 от 28.01.1992г. (л.д.97 -98).
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, разъяснений данных в пункте 15 Постановления N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Также суд пришел к выводу о том, что периоды работы истца с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 года в должности учителя начальных классов в ГБОУ Школа N 1739 г.Москвы подлежат к отказу для включения в специальный стаж, поскольку основным документом, подтверждающим трудовой стаж гражданина в соответствии с положениями ст. 66 ТК РФ является трудовая книжка, согласно которой истец осуществляла трудовую деятельность в спорный период в ГБОУ Школа N1739 г.Москвы (л.д. 25).
Кроме этого, истцом представлена справка ГБОУ г. Москвы "Школа N 1739" согласно которой в период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. ***а (Есипчук) В.Т. работала в школе N 1739 в должности учителя начальных классов, её педагогическая нагрузка составляла 1 ставку (л.д.31), а представленным тарификационным Списком учителей и других работников на 01.09.2002 г. и на 01.09.2001 г, аттестационным листом и архивной справкой с указанием работников имеющих право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, в школах и других учреждениях для детей за отчетный период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года по Школе N1739 включена Есипчук (***а) В.И.
При этом отклоняя доводы ответчика в части того, что спорный период работы в ГБОУ Школа N1739 г.Москвы в льготный стаж включению не подлежит, по причине отсутствия в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о стаже и заработке, суд исходил из того, что истец не может быть лишена права на пенсионное обеспечение в связи с тем, что учреждением не указаны необходимые сведения, при этом надлежащее ведение соответствующей документации, в том числе и оформление индивидуального лицевого счета истца, отсутствие "кода" особых условий труда в системе персонифицированного учета за спорный период не может повлечь отказ во включении периода работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, учитывая, что факт работы истца в должности, учреждении, включенных в соответствующий Перечень, и характер такой работы, подтверждены необходимыми доказательствами, в том числе трудовой книжкой, архивными справками, а каких-либо иных оснований для не включения этих периодов в специальный трудовой стаж ответчиком в решении пенсионного органа не приведено.
На дату обращения истца в пенсионные органы 04.07.2019г, специальный стаж истца, с учетом периодов, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами, спорного периода, который суд обязал ответчика включить в подсчет специального стажа истца, составляет менее требуемых 25 лет, следовательно, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у истца не возникло.
При разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Ссылка в жалобе на то, что истец на территории РФ на 01.01.2002 не проживала, приняла гражданство РФ 04.10.2006 г, правовые основания для применения ранее действовавшего законодательства отсутствуют для включения отпуска по уходу за ребенком не влекут к отмене решения, поскольку опровергается изложенными разъяснениями приведенными в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
В обжалуемом решении приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки выводов судов первой инстанции, установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, направленные на оспаривание судебного решения в обжалуемой ответчиком части, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 327- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2020 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.