Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Ставича В.В.
при секретаре Данилове Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-853/2020 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы N6 по г.Москве к Зайцеву В.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика Зайцева В.Н, подписанной его представителем по доверенности Червониковой В.К, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 сентября 2020 года об удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России N6 по г.Москве (далее - ИФНС России N6 по г.Москве) обратилась в суд с административным иском к Зайцеву В.Н. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2015, 2017 г.г. в размере 81 570 руб, пени в размере 1005, 32 руб, ссылаясь на то, что административный ответчик в 2015 и 2017 г.г. являлся собственником транспортных средств *, однако свою обязанность по уплате транспортного налога надлежащим образом не исполнил.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 сентября 2020 года административные исковые требования ИФНС России N6 по г.Москве удовлетворены. Указанным решением постановлено:
взыскать с Зайцева В.Н. в пользу ИФНС России N6 по г. Москве задолженность по уплате транспортного налога за 2015 и 2017 г.г. в размере 81 570 руб, пени в сумме 1005, 32 руб.
взыскать с Зайцева В.Н. в бюджет города Москвы государственную пошлину в сумме 2277 руб.
В апелляционной жалобе административный ответчик Зайцев В.Н. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца ИФНС России N6 по г.Москве по доверенности Шкуренковой О.А, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Транспортный налог на основании статьи 14 Налогового кодекса РФ относится к региональным налогам и сборам.
На основании статьи 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
В силу статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что в 2015 году Зайцеву В.Н. принадлежал автомобиль * *, в 2017 году также автомобиль * LX 570.
Налоговым уведомлением N44512 от 21 ноября 2018 года Зайцеву В.Н. произведен расчет транспортного налога за 2015 год за автомобиль * * в размере 13 260 руб, определен срок его уплаты 29 января 2019 года.
Поскольку в установленный срок налог уплачен не был, в адрес Зайцева В.Н. направлено требование N3312 об уплате налога по состоянию на 1 февраля 2019 года, которым предложено в срок до 20 марта 2019 года погасить задолженность по налогу и уплатить пени.
Налоговым уведомлением N48728791 от 19 августа 2018 года Зайцеву В.Н. произведен расчет транспортного налога за 2017 год за названные выше транспортные средства в размере 68 310 руб, определен срок его уплаты - 3 декабря 2018 года.
В связи с неуплатой налога Зайцеву В.Н. выставлено требование N2743 об уплате налога по состоянию на 30 января 2019 года, которым предложено в срок до 19 марта 2019 года погасить задолженность и уплатить пени.
Согласно представленным административным истцом данным, соответствующие уведомления и требования направлены Зайцеву В.Н. через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
Как следует из материалов дела, мировым судьей судебного участка N 100 района Якиманка г. Москвы 22 мая 2019 года по заявлению ИФНС России N6 по г.Москве был вынесен судебный приказ о взыскании с Зайцева В.Н. недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 13 260 руб, за 2017 год в размере 68 310 руб, пени в размере 1005, 32 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N100 района Якиманка г.Москвы от 27 июня 2019 года судебный приказ отменен на основании возражений должника против его исполнения.
Копия данного определения мирового судьи получена административным истцом 29 июня 2020 года (л.д.8).
В суд с настоящим иском административный истец обратился 16 июля 2020 года (согласно почтовому штемпелю на конверте - л.д. 29).
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства установлен факт наличия у административного ответчика задолженности по уплате транспортного налога за 2015, 2017 г.г, размер которой суд проверил и признал правильным, в связи с чем взыскал с административного ответчика недоимку по транспортному налогу в размере 81 570 руб, пени в сумме 1005, 32 руб.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
При этом судебная коллегия учитывает, что административным истцом соблюден порядок обращения в суд с настоящими требованиями, вместе с тем, принимая во внимание, что копия определения мирового судьи об отмене судебного приказа получена истцом лишь 29 июня 2020 года, что подтверждается материалами дела, об отмене судебного приказа ранее получения его копии административный истец объективно знать не мог, в связи с чем предусмотренный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ срок для обращения в суд с настоящими требованиями не может быть признан пропущенным административным истцом без уважительных причин.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о нарушении порядка и сроков направления в его адрес требований об уплате налога не могут быть признаны состоятельными, поскольку в силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
С учетом изложенного, налоговый орган вправе был рассчитать Зайцеву В.Н. транспортный налог за 2015 год в налоговом уведомлении от 21 ноября 2018 года со сроком уплаты до 29 января 2019 года и тот же налог за 2017 год в налоговом уведомлении от 19 августа 2018 года со сроком уплаты до 3 декабря 2018 года.
Принимая во внимание, что соответствующие требования об уплате налога выставлены Зайцеву В.Н. по состоянию на 30 января 2019 года и 1 февраля 2019 года, установленный статьей 70 Налогового кодекса РФ 3-месячный срок с момента выявления недоимки при их направлении нарушен не был.
Утверждения в жалобе об отсутствии данных, подтверждающих наличие у Зайцева В.Н. личного кабинета налогоплательщика и его согласие на получение через него юридически значимых сообщений, не соответствуют материалам дела, согласно которым налоговые уведомления и требования направлены Зайцеву В.Н. через личный кабинет (л.д.14, 17, 20, 24), доступ к личному кабинету открыт административному ответчику 24 ноября 2016 года (л.д.21), при этом согласно Порядку ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденному приказом ФНС России от 22 августа 2017 года NММВ- 7-17/617@, предоставление доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется по его личному заявлению (пункт 9).
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
При таких обстоятельствах, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зайцева В.Н. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.