Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-422/2020 по апелляционной жалобе представителя административного истца фио, действующего на основании доверенности фио, на решение Черемушкинского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Хорева... к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права, обязании устранить нарушение - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве, в котором просил признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: адрес, адрес, кадастровый номер:.., от дата N... ; обязать осуществить государственную регистрацию права собственности, мотивируя требования тем, что его право собственности на указанный объект возникло ранее и зарегистрировано Московской областной регистрационной палатой, дата он обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о регистрации ранее возникшего права собственности, однако государственный регистратор приостановил регистрацию права собственности, указав на то, что сведения кадастра недвижимости не содержат сведений об этажности заявленного объекта; в соответствии с представленным истцом техническим паспортом этажность объекта составляет 4 этажа, что не соответствует положениям п. 39 адресст. 1 адресса РФ. По мнению административного истца, такое решение является незаконным и нарушает его права, поскольку право собственности на возведенный объект возникло до вступления в законную силу норм Градостроительного кодекса РФ.
Административный истец фио в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель административного истца по доверенности фио в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика по доверенности фио в судебное заседание явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыв.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца со ссылкой на неправильное применение норм материального права, на то, что суд неправильно установилюридически значимые обстоятельства административного дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не представивших доказательств уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в силу следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера существенные нарушения были допущены судом первой инстанций и выразились в следующем.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от дата N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент регистрации права собственности административного истца) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от дата N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводилась учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - учреждение юстиции по регистрации прав) на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
Таким органом юстиции на территории адрес являлась Администрация адрес.
К полномочиям органа юстиции на основании части 2 Федерального закона от дата N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" относились: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах.
Как усматривается из материалов дела, фио является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес, адрес, кадастровый номер:.., на основании свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество, выданного дата Московской областной регистрационной палатой.
Реализуя право, предусмотренное частью 1 статьи 69 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", дата фио в лице своего представителя по доверенности обратился в МФЦ с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на вышеуказанный объект. Заявлению присвоен номер... К заявлению были приложены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права; архивная выписка от дата N... ; технический паспорт объекта недвижимости на дата, выданный ГБУ МосгорБТИ; нотариальная доверенность на представителя.
дата Управлением Росреестра по Москве вынесено решение о приостановлении государственной регистрации права собственности истца на том основании, что сведения кадастра недвижимости не содержат сведений об этажности заявленного объекта, в соответствии с представленным техническим паспортом этажность объекта составляет 4 этажа, что не соответствует положениям Градостроительного кодекса РФ.
дата фио направлено уведомление об отказе в государственной регистрации прав на том основании, что заявителем не были устранены недостатки, препятствовавшие совершению регистрационных действий.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что ответчиком обоснованно принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности, поскольку административным истцом не представлены в Управление Росреестра по Москве подлинный экземпляр Акта приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта и заверенная надлежащим образом копии Постановления главы адрес от дата.
С таким выводом суда первой инстанции согласиться не представляется возможным.
Согласно части 9 статьи 69 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от дата N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Основания для отказа в регистрации раскрыты в части 8 указанной статьи, и ими являются следующие:
1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из технического паспорта жилого дома, расположенного по адресу: адрес, адрес, усматривается, что строительство жилого дома завершено в дата.
На указанный период основы государственной политики в сфере градостроительства устанавливал Закон РФ от дата N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 указанного Закона градостроительство в Российской Федерации осуществлялось субъектами градостроительной деятельности в соответствии с настоящим Законом и издаваемыми в его развитие законодательными актами, решениями органов государственной власти и управления, градостроительными нормативами, принятыми в области планировки и застройки городов, других поселений в пределах их компетенции, градостроительной документацией, правилами застройки городов, других поселений и их систем, природоохранными и санитарно - гигиеническими требованиями
В период строительства фио жилого дома действовало Постановление Госстроя СССР от дата N 78 "Об утверждении СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" и СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", в соответствии с которым его нормы и правила распространялись на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включали основные требования к их планировке и застройке.
Согласно пункту 2.17 СНиП 2.07.01-89 в сельских поселениях следовало предусматривать преимущественно одно-, двухквартирные жилые дома усадебного типа, допускаются многоквартирные блокированные дома с земельными участками при квартирах, а также (при соответствующем обосновании) секционные дома высотой до 4 этажей.
Законом адрес от дата N 9/96-ОЗ в указанный период устанавливались Правила застройки городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных комплексов адрес"(далее Правила).
В соответствии с пунктом 4.2. Правил при ведении строительства в населенных пунктах области производители работ обязаны строго соблюдать красные линии, определяющие границы улиц, площадей, кварталов, микрорайонов, установленные в генеральных планах населенных пунктов и проектах детальной планировки районов; границы отведенных заказчикам для строительства земельных участков; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением по согласованной и утвержденной проектно - сметной документации; обеспечивать соблюдение действующих норм и правил строительства.
В силу пункта 4.10 Правил этажность проектируемых зданий устанавливалась путем проработки объемно - пространственной композиции застройки при разработке проектов детальной планировки жилых районов, проектов планировки и застройки поселков и сел, микрорайонов, кварталов, улиц и проспектов, отдельных планировочных узлов в городах и других населенных пунктах, рекреационных комплексах.
Не допускалось изменение этажности, определенной в указанной градостроительной проектно - планировочной документации, для зданий и сооружений, строительство или реконструкция которых ведутся в исторических городах, в охранных зонах и зонах регулирования застройки памятников архитектуры, истории, культуры, археологии, без дополнительного согласования и разрешения на это органов по охране памятников. В остальных случаях этажность застройки могла уточняться проектными проработками на стадии проектирования для капитального строительства исходя из конкретных градостроительных условий, возможностей строительно - монтажных организаций, технико - экономических показателей плотности жилого фонда, технических возможностей инженерного оборудования и пожарной безопасности и по согласованию с главными архитекторами городов (районов); окончательное решение по данному вопросу в случаях отклонения от технических решений, содержащихся в градостроительной проектно - планировочной документации, принимается Главархитектурой.
На основании пункта 4.14 Правил при осуществлении индивидуального строительства застройщики были обязаны: осуществлять строительство жилого дома и хозпостроек в соответствии с проектом, согласованным местным органом архитектуры и градостроительства, с соблюдением необходимых санитарных и противопожарных норм и требований; устраивать прилегающий к земельному участку тротуар, газон и содержать их и половину проезжей части улицы; устраивать ограждение выделенных им земельных участков высотой до 1, 8 м.
Приемка законченного строительством (реконструкцией) объекта оформлялась актом приемочной комиссии, утверждаемым постановлением главы муниципального образования. Постановление и акт как документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимости, являлись необходимыми для государственной регистрации права на вновь созданный или реконструируемый объект недвижимости.
Как видно из материалов дела, право собственности фио возникло на основании Акта приемочной комиссии о приемке законченного строительство объекта от дата, утвержденного Постановлением Главы адрес N 2616 от дата.
Таким образом, Администрация адрес, являясь компетентным органом, проверив соответствие представленных административным истцом документов действующему законодательству, издала Постановление, которым утвердила приемку законченного строительством объекта. В свою очередь проверив действительность поданных документов, Московская областная регистрационная палата осуществила государственную регистрацию права собственности фио на жилой дом, дом поставлен на кадастровый учет.
При таких обстоятельствах несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания, не установлено, в связи с чем у государственного регистратора оснований для приостановления по указанной причине не имелось.
Указание же в дальнейшем в отзыве на административный иск в качестве основания для отказа в проведении государственной регистрации - непредставление подлинного Акта приемочной комиссии и заверенной копии Постановления Главы адрес, на основании которого было выдано свидетельство о праве, не могло служить поводом для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку Управление Росреестра по адрес в уведомлении о приостановлении государственной регистрации не ссылалось на отсутствие данных документов и не предлагало заявителю их представить.
Решение районного суда, которым не были учтены указанные выше обстоятельства, свидетельствует о том, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для административного дела, в связи с чем на основании пункта 1 части 2 статьи 310 КАС РФ решение подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований фио о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве от дата об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права фио на жилой дом, расположенный по адресу: адрес, адрес, возложив обязанность повторно рассмотреть заявление фио о государственной регистрации права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда адрес от дата отменить, постановить по делу новое решение, которым требования фио удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве от дата N... об отказе в государственной регистрации права собственности фио на жилой дом, расположенный по адресу: адрес, адрес, возложив обязанность повторно рассмотреть заявление фио о государственной регистрации права.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.