Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе и дополнениям к ней Федоровой В.Ю. на определение судьи Хорошевского районного суда адрес от 10 ноября 2020 года, которым Федоровой В.Ю. отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы на постановление контролера-ревизора отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" от 25 июня 2018 года N0355431010118062500092357 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.14 КоАП адрес, в отношении фио, установил:
постановлением контролера-ревизора отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" от 25 июня 2018 года N 0355431010118062500092357 Федорова В.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.14 КоАП адрес, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица ГКУ "АМПП", Федорова В.Ю. подала на него жалобу в Хорошевский районный суд адрес, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы.
10 ноября 2020 года судьей Хорошевского районного суда адрес вынесено приведенное выше определение, которое в настоящее время в Московский городской суд обжалует Федорова Т.Ю. по доводам поданной ею жалобы и дополнениям к ней, согласно которым, с 24 марта 2017 года она зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, тогда как копия оспариваемого постановления должностным лицом административного органа направлена на предыдущий адрес: адрес; копия оспариваемого постановления от 13 апреля 2018 года получена лишь 13 июня 2020 года, при этом до 19 июня 2020 года заявитель находилась на самоизоляции в связи с распространением новой коронавирусной инфекции по уходу за матерью-инвалидом 2-ой группы; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам.
В судебном заседании Московского городского суда Федорова В.Ю. в полном объеме поддержала изложенные в жалобе и дополнениях к ней доводы, настаивала на их удовлетворении.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, оснований к отмене определения судьи районного суда не имеется в связи со следующим.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.
Применительно к производству по делам об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами, таким федеральным законом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ, подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
Также Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что на основании положений статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 КоАП РФ, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано. При этом, копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ).
В случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 КоАП РФ).
Исходя из положений части 2 статьи 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 17 июля 2012 года N 1339-О, если пропуск срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом; заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.
По смыслу приведенных положений, 10-суточный срок обжалования постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении следует исчислять со дня вручения копии решения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, уважительными для решения вопроса о восстановлении процессуального срока могут признаваться любые причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению соответствующего процессуального действия, и не могли быть преодолены по независящим от заинтересованного лица обстоятельствам; восстановление срока обжалования постановления (решения) является правом, а не обязанностью судьи.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы на оспариваемое постановление должностного лица, судья районного суда правильно исходила из представленных материалов, в том числе, из доводов поданной заявителем в районный суд жалобы, а также ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, из копии оспариваемого постановления должностного лица ГКУ "АМПП", отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 14580224712116, распечатанного с официального сайта АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", из которых усматривается, что копия постановления контролера-ревизора отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" от 25 июня 2018 года N 0355431010118062500092357 для сведения Федоровой В.Ю. направлена 26 июня 2018 года по адресу регистрации по месту жительства, указанному ею в базе ФИС ГИБДД МВД России при постановке на учет принадлежащего ей на праве собственности транспортного средства с регистрационный знак ТС, 28 июня 2018 года письмо прибыло в место вручения, 29 июня 2018 года состоялась неудачная попытка вручения и 30 июля 2018 возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения, постановление вступило в законную силу, с жалобой на вынесенное в отношении нее постановление в районный суд заявитель обратилась лишь 03 июля 2020 года, что следует из определения судьи Хорошевского районного суда адрес от 28 июля 2020 года о возврате жалобы (л.д.29), повторно - 13 августа 2020 года, что подтверждается штампом на почтовом конверте, то есть со значительным пропуском срока.
Исходя из изложенного, должностным лицом административного органа были приняты все возможные меры для своевременного направления и вручения копии постановления для сведения привлекаемого к административной ответственности лица по адресу места его постоянной регистрации по месту жительства, указанному в карточке учета транспортного средства, имеющемуся в распоряжении должностного лица ГКУ "АМПП", и созданы тем самым условия к реализации его права на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
В пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на адрес", действующего по состоянию на момент изменения заявителем адреса места регистрации по месту жительства - 24 марта 2017 года, установлено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Также пунктом 26 приказа МВД России от 26 июня 2018 года N 399 "Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России" определено, что транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах граждан Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства, выдаваемых органами регистрационного учета.
При этом, в свидетельстве о регистрации транспортного средства указываются фамилия, имя, отчество (наименование) собственника, адрес его жительства (места нахождения), на что указано в Приложении N 2 к вышеназванному Приказу МВД России от 26 июня 2018 года N 399.
Исходя из положений пункта 11 того же Приказа МВД России от 26 июня 2018 года N 399, изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями Госавтоинспекции (изменение регистрационных данных транспортного средства, изменение регистрационных данных о владельце транспортного средства и изменение регистрационных данных, связанных с переходом права собственности на транспортное средство), или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами.
Следовательно, при смене места жительства собственник (владелец) транспортного средства обязан внести изменения в регистрационные данные автомобиля, что заявителем в данном случае сделано не было ни на момент смены адреса места жительства, ни впоследствии, согласно приобщенной к материалам карточке учета транспортного средства, сведения об изменении места жительства не внесены до настоящего времени, адресом места жительства собственника транспортного средства указан адрес, также отсутствуют данные об обращении Федоровой В.Ю. с заявлением об изменении регистрационных данных собственника транспортного средства, в том числе через портал государственных услуг.
Уклонившись от внесения изменений в регистрационные данные автомобиля, указанные в карточке учета ТС, заявитель распорядилась своими правами по своему усмотрению.
Исходя из изложенных обстоятельств и приведенных норм, установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок для подачи жалобы на оспариваемое постановление должностного лица ГКУ "АМПП" от 13 апреля 2018 года на момент подачи жалобы в районный суд - 03 июля 2020 года истек, при этом доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока представлено не было, ссылок на такие доказательства не содержит и поданная на определение суда первой инстанции жалоба, а приведенные заявителем доводы о перемене места жительства, в связи с чем ею не была получена копия постановления, таковыми не являются, так как заявитель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу ее регистрации по месту жительства, указанному ею самой в карточке учета транспортного средства, изменения о котором в установленном порядке владельцем транспортного средства не вносились.
В данном случае судья правильно исходила из того, что ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока не содержит сведений об обстоятельствах, которые могут быть квалифицированы как уважительные причины пропуска процессуального срока, а также не содержит доказательств наличия объективных препятствий к подаче жалобы в установленный законом срок.
Иных объективных доводов, позволяющих судить о невозможности своевременной подачи жалобы в срок, установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, заявитель в своем ходатайстве, а также жалобе не привела.
Несогласие заявителя с выводами судьи районного суда не свидетельствует о том, что при вынесении оспариваемого определения были допущены существенные нарушения процессуальных и материальных норм КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.3 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
определение судьи Хорошевского районного суда адрес от 10 ноября 2020 года, которым Федоровой В.Ю. отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы на постановление контролера-ревизора отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" от 25 июня 2018 года N0355431010118062500092357 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.14 КоАП адрес, в отношении фио оставить без изменения, жалобу Федоровой В.Ю. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.