Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Черновой ***- Тулаева А.Н. на постановление и.о. начальника ИФНС России N 4 по г. Москве от 14 августа 2020 г., решение судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 09 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в отношении Черновой А.А., УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. начальника ИФНС России N 4 по г. Москве от 14 августа 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 09 декабря 2020 г. Чернова А.А. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 80% от суммы незаконной валютной операции, что составило 2 675 728 руб.
В жалобе в Московский городской суд защитник указывает на то, что по его мнению, при рассмотрении дела не учтены его обстоятельства и требования закона, дело об административном правонарушении не могло быть возбуждено без составления акта проверки применительно к ст. 28.1 КоАП РФ, копия акта проверки появилась впоследствии, последний не составлялся в установленном порядке, не были удовлетворены все ходатайства стороны защиты, чем право на защиту было ограничено, в действиях Черновой А.А. отсутствует состав вмененного административного правонарушения, задаток передавался с указанием на сумму в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ, что оставлено без должного внимания, вмененное правонарушение не доказано.
В судебном заседании Московского городского суда Чернова А.А. и ее защитник - адвокат Тулаев А.Н. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель ИФНС N 4 по Москве Хитарова Л.В. просила постановление и решения оставить без изменения, представила выражения на жалобу.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля старший государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок N 8 ИФНС России N 4 по г. Москве Шарафутдинов И.Р, предупрежденный в установленном порядке об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, подтвердил составление протокола об административном правонарушении в отношении Черновой А.А, выявление состава административного правонарушения по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений на жалобу, выслушав Чернову А.А. и ее защитника - адвоката Тулаева А.Н, представителя ИФНС N 4 по Москве Хитарову Л.В, допросив в качестве свидетеля старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок N 8 ИФНС России N 4 по г. Москве Шарафутдинова И.Р, оснований для отмены или изменения решения суда и постановления и решения должностных лиц не нахожу по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации.
К валютной операции, в силу пп. б п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, согласно ч. 3 которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, перечисленных в части 3.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 17 августа 2018 г. Чернова А.А. получила по адресу: город Москва, ***, наличные денежные средства в иностранной валюте в качестве задатка за объекты недвижимости от резидента - Корнеева А.И. в размере 50 000 США, тем самым осуществив незаконную валютную операцию, запрещенную Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Черновой А.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Действия Черновой А.А. квалифицированы по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 11 августа 2020 г, распиской от 17 августа 2018 года, согласно которой Чернова А.А. получила от Корнеева И.А. денежные средства в размере 50 000 долларов США в качестве задатка за объекты недвижимости (л.д. 51, 77); соглашением о задатке от 17 августа 2018 года, согласно которому задаткодатель (Корнеев И.А.) передал, а задаткополучатель (Чернова А.А.) получила задаток в размере 50 000 долларов США; уведомлением от 24 сентября 2018 года, согласно которому Чернова А.А. в связи с прекращением обязательств предлагает Пухову О.С. получить в качестве возврата внесенный им платеж в сумме 50 000 США (л.д. 45), вступившим в законную силу решением Тверского районного суда города Москвы от 16 мая 2019 года по делу по иску Пухова О.С. к Черновой А.А. о взыскании двойной суммы задатка, которым установлено, что Чернова А.А. получила в качестве задатка по сделке 50 000 долларов США, в связи с уклонением Черновой А.А. от совершения сделки с нее взыскана двойная сумма задатка в размере 100 000 долларов США в рублях по курсу РФ на день исполнения решения суда и другими материалами дела.
Предмет расписки от 17 августа 2018 г, соглашения о задатке от 17 августа 2018 г. - денежные средства в размере 50 000 долларов США, хоть и имеет ссылки на то, что по курсу ЦБ РФ данная сумма в рублях составляет 3 340 250 руб. в расписке и 4 300 000 руб. в соглашении о задатке, но явно и неизменно выражен именно в иностранной валюте, в то время как его рублевый эквивалент на одну и ту же дату указан разный, что является непоследовательным и нелогичным при использовании расчета в российских рублях (л.д.77, 80-83). Таким образом, предметом в том числе, указанных документов, исходя из их буквального содержания, является именно иностранная валюта. Оговорка о ее рублевом эквиваленте не свидетельствует о предмете следки в российских рублях.
В уведомлении от 24 сентября на имя Пухова О.С. о возврате денежных средств Чернова А.А. также указывает именно на 50 000 долларов США (л.д. 89).
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Указанные доказательства должностным лицом проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностным лицом правильно применены положения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и сделан обоснованным вывод о доказанности наличия в действиях Черновой А.А. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, Доводы жалобы об отсутствии в действиях Черновой А.А. состава административного правонарушения, поскольку фактически расчеты производились в рублях, что подтверждается нотариально заверенными заявлениями Гаврильчука М.А. (л.д. 78-79) и Перваковой Е.А. (л.д. 85-86) являлись предметом рассмотрения и оценки должностного лица ИФНС при рассмотрении дела об административном правонарушении, получили надлежащую оценку. Указанные лица не являлись сторонами приведенной выше сделки, имеют явную заинтересованность в толковании ее условий в пользу Черновой А.А.
Довод жалобы о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности и об отсутствии акта о проведении проверки в отношение Черновой А.А. не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела.
В силу ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится после обнаружения административного правонарушения в области валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, проводится административное расследование. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении направляется физическому лицу или его представителю, в отношение которого оно вынесено. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 05.08.2020 было получено Заявителем нарочно 10.08.2020.
По результатам проверки соблюдения Черновой А.А. требований валютного законодательства был составлен акт N *** от 05 августа 2020 г. На основании результатов проверки возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с п. 63 Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с возвратом товаров в РФ и их вызовом из РФ), соответствием производимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕЭС, с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам), утвержденного приказом ФНС России от 26.08.2019 NММВ-7-17/418с, копия акта проверки может быть получена субъектом проверки в случае поступления письменного обращения в Инспекцию.
В соответствии с ч.1 п. 2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Данный факт не ставится в зависимость от обстоятельств и порядка проведения проверки фактов совершения проверяемым лицом административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Кроме того, положения КоАП РФ не содержат в себе императивных положений, регулирующих обязанность составления акта проверки. Акт проверки служит фиксацией факта совершения обществом административного правонарушения.
Вопреки мнению защитника, КоАП РФ не содержит указания на обязательное содержание в определении повода, послужившего основанием для возбуждения дела.
Определение носит информативный характер и его целью является известить налогоплательщика о проведении в отношении него административного расследования и разъяснить права.
Таким образом, нарушения процедуры привлечения к административной ответственности отсутствуют, довод об отсутствии акта проверки не соответствует материалам дела и является попыткой ввести суд в заблуждение.
Довод о нарушении права на защиту не соответствует фактическим обстоятельствам дела об административном правонарушении.
В силу ст. 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.
На основании ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Документами по смыслу ст. 26.7 КоАП РФ признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Ходатайство заявляется в письменной форме. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
При этом ходатайство не может быть представлено напрямую должностному лицу. Все письменные ходатайства направляются по телекоммуникационным каналам связи или заказным отправлением, либо сдаются нарочно непосредственно в канцелярию Инспекции с последующей обязательной регистрацией входящей корреспонденцией и присвоением входящего номера.
После официальной регистрации ходатайств в канцелярии, налоговый орган предоставил заявителю возможность ознакомиться с материалами дела, что подтверждается листом ознакомления, подписанным 14.08.2020 адвокатом Тулаевым А.Н.
Каких-либо ходатайств об отложении даты рассмотрения дела привлекаемое лицо не заявило.
Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством, Чернова А.А. должна была не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством, но и должна была обеспечить их выполнение, проявив должную степень осмотрительности при намерении извлечь прибыль от планируемых сделок.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению Черновой А.А. норм валютного законодательства Российской Федерации в материалах дела отсутствуют.
Совершенное Черновой А.А. административное правонарушение является общественно опасным, представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, посягает на стабильность внутреннего рынка.
О высокой степени общественной опасности правонарушений в сфере валютного законодательства, посягающих на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, свидетельствует, в том числе установленная ст.ст.193 и 193.1 УК РФ уголовная ответственность, двухгодичный срок давности для привлечения к административной ответственности (ч.1 ст.4.5 КоАП РФ), повышенный размер административных штрафов за ряд правонарушений (п.2 ч.1 ст.3.5 КоАП РФ) и возможность проведения административных расследований в сфере валютного законодательства (ч.1 ст.28.7 КоАП РФ).
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностными лицами и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу Черновой А.А. материалы дела не содержат.
Оценка является правильной и сомнений не вызывает. Оснований для переоценки доказательств и фактических материалов дела не имеется.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Факт совершения Черновой А.А. административного правонарушения достоверно подтвержден имеющимися в деле доказательствами, оцененными судьей районного суда в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ и подробно исследовавшего доводы жалобы с аналогичными изложенным доводами в полном объеме.
Вопреки жалобе, совокупность доказательств является достаточной для установления фактических обстоятельств дела, подлежащих доказыванию.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными, и получившими надлежащую оценку в постановлении, а также в решениях при рассмотрении жалобы.
По существу, доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительным мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Несогласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Постановление о привлечении к административной ответственности Черновой А.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, избранная мера соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Вопреки доводам жалобы, нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену решения судьи и постановления и решения должностных лиц, по делу не имеется. Нарушений пп.1 и 3 ст.1.7 КоАП РФ не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление и.о. начальника ИФНС России N 4 по г. Москве от 14 августа 2020 г, решение судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 09 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в отношении Черновой А.А. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Моргасов М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.