Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе и дополнениям к ней Соболева А.С. на постановление судьи Зюзинского районного суда города Москвы от 03 февраля 2021 года, которым фио признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 10 (деять) суток, установил:
03 февраля 2021 года должностным лицом ОМВД России по адрес бутово" г. Москвы в отношении фио составлен протокол об административном правонарушении по ч. 6.1 ст.20.2 КоАП РФ.
Данный протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Зюзинский районный суд города Москвы, судьей которого 03 февраля 2021 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанное постановление судьи районного суда обжалует Соболев А.С. по доводам поданных жалобы и дополнений к ней, согласно которым, вина заявителя во вмененном ему административном правонарушении не доказана, состав указанного правонарушения в его действиях отсутствует; представленные в материалы дела доказательства и процессуальные документы содержат противоречия по обстоятельствам выявления и задержания заявителя, которые при рассмотрении дела устранены не были; правовых оснований для применения мер обеспечения производства по делу в виде административного задержания и доставления не имелось, свобода заявителя была неправомерно ограничена на длительное время; дело подлежало рассмотрению с учетом положений ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В судебном заседании Московского городского суда Соболев А.С. и его защитник фио в полном объеме поддержали изложенные в поданных жалобе и дополнениях к ней доводы, настаивали на их удовлетворении, дополнительно ссылаясь на назначение чрезмерно сурового административного наказания, несоразмерного содеянному, без учета наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, к которым относится нахождение на иждивении заявителя двоих несовершеннолетних детей, привлечение заявителя к административной ответственности является нарушением его права на свободу мирных собраний, каких-либо противоправных действий он не совершал, общественный порядок не нарушал, помех движению автотранспорта и пешеходам не создавал.
Изучив материалы дела, проверив доводы указанной жалобы, выслушав объяснения заявителя и его защитника, прихожу к следующему.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст.ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которым в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, на что указано в ст. 4 данного Закона.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 того же Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 5 статьи 5 вышеназванного Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 12 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории адрес либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Статьей 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера; демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции; уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ установлено, что во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
В силу ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Признавая Соболева А.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ, и подвергая его административному наказанию, судья районного суда исходила из того, что в 23.45 час. 02 февраля 2021 года по адресу: адрес, Соболев А.С. в составе группы граждан в количестве около 1 500 человек принимал участие в публичном мероприятии в форме митинга, в установленном порядке не согласованного с органами исполнительной власти, который затем перерос в шествие по центральным улицам г.Москвы, в ходе которого скандировались лозунги с тематическим содержанием, привлекавшие внимание других граждан и средств массовой информации, создавались помехи функционированию объектов транспортной инфраструктуры, движению пешеходов и транспортных средств, полностью перекрывались пешеходные тротуары и проезжая часть, ограничивался доступ к объектам транспортной и социальной инфраструктуры, на неоднократные и законные требования сотрудников правоохранительных органов о незаконности такого мероприятия и о прекращении противоправных действий, в том числе посредством звукоусиливающих устройств, в нарушение положений Федерального Закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Закона г.Москвы от 04 апреля 2007 года N10-ФЗ "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в г.Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования", не реагировал, продолжал противоправные действия.
Факт совершения Соболевым А.С. указанного административного правонарушения судья сочла установленным исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе, рапортом и письменными объяснениями полицейского 5 ОБ ОМОН ГУ Росгвардии по г.Москве фио по обстоятельствам выявления административного правонарушения в действиях Соболева А.С.; протоколами об административном доставлении в ОМВД и об административном задержании; копией паспорта гражданина Российской Федерации на имя Соболева А.С.; письменными объяснениями Соболева А.С. по обстоятельствам участия в публичном мероприятии; информацией Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы о том, что проведение публичного мероприятия 02 февраля 2021 года по указанному адресу с органами исполнительной власти не согласовано; протоколом об административном правонарушении от 03 февраля 2021 года в отношении Соболева А.С, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется заявителю, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии заявителя, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, с протоколом он ознакомлен, с ним не согласился, копия протокола ему для сведения вручена на руки, о чем имеются его собственноручные подписи, все существенные данные, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Между тем, с выводами судьи районного суда о квалификации действий Соболева А.С. по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ согласиться не представляется возможным в связи со следующим.
Из рапорта и письменных объяснений полицейского (бойца) 5 ОБ ОМОН ГУ Росгвардии по г.Москве фио, а также из протокола об административном правонарушении от 03 февраля 2021 года с очевидностью усматривается, что в 23.45 час. 02 февраля 2021 года по адресу: адрес, Соболев А.С. в составе группы граждан в количестве около 1 500 человек принимал участие в публичном мероприятии в форме митинга, в установленном порядке не согласованного с органами исполнительной власти, в ходе которого скандировались лозунги тематического содержания, привлекавшие внимание других граждан и средств массовой информации, на неоднократные и законные требования сотрудников правоохранительных органов о незаконности такого мероприятия и о прекращении противоправных действий, в том числе посредством звукоусиливающих устройств, не реагировал, продолжал противоправные действия.
При этом, рапорт оформлен именно тем сотрудником ГУ Росгвардии, который непосредственно выявил административное правонарушение и доставил заявителя в ОМВД, в рамках его должностных обязанностей, изложенные в нем фактические обстоятельства дела согласуются между собой и с событием административного правонарушения, указанным в протоколе об административном правонарушении, рапорт отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам положениями ст. 26.2 КоАП РФ.
КоАП РФ не регламентирует определенную процедуру составления рапорта сотрудником правоохранительных органов, не предусматривает обязанность предупреждения лица, его составившего, об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний, рапорты не регистрируются в книге учета сообщений о преступлении.
Данные доказательства оформлены сотрудниками правоохранительных органов в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Оснований не доверять письменным показаниям полицейского (бойца) 5 ОБ ОМОН ГУ Росгвардии по г.Москве фио в данном случае не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, согласуются с иными добытыми по делу доказательствами, отвечают требованиям ст. 26.3 КоАП РФ, даны непосредственными очевидцами совершения противоправных действий заявителем в ходе участия в публичном мероприятии, не согласованном с органами исполнительной власти, предупрежденным об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
Каких-либо данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных сотрудников правоохранительных органов в исходе рассматриваемого дела не имеется, оснований для оговора ими заявителя не установлено, с ним они ранее знакомы не были, а исполнение сотрудниками полиции, являющимся должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, своих служебных обязанностей, в которые входит охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, выявление административных правонарушений, само по себе не может ставить под сомнения их действия по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 2, ч.1 ст.9 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии РФ", на войска национальной гвардии возлагается, в том числе, участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; войска национальной гвардии наделены полномочиями, требовать от граждан соблюдения общественного порядка, требовать прекращения противоправных действий, пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, доставлять граждан в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) в целях решения вопроса о задержании гражданина.
В данном случае действия сотрудника ГУ Росгвардии России по г.Москве по прекращению противоправных действий в ходе участия в указанном публичном мероприятии были законными, основанными на требованиях Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Закона г.Москвы от 04 апреля 2007 года N10-ФЗ "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в г.Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования", Федерального закона от 03 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии РФ", с учетом того, что данное публичное мероприятие в установленном законом порядке не было согласовано с органами исполнительной власти, проходило в центральной части города, в месте расположения особо значимых объектов и нахождения значительного скопления людей, обусловлены соображениями национальной безопасности и необходимостью защиты прав иных лиц.
Вместе с тем, материалы дела не содержат допустимых и достаточных доказательств того, что действия Соболева А.С. в ходе участия в публичном мероприятии 02 февраля 2021 года, в установленном порядке не согласованном с органами исполнительной власти, повлекли создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Административная ответстветственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Учитывая, что в рамках рассматриваемого дела установлено, что Соболев А.С. принимал участие в публичном мероприятии в форме митинга, в установленном порядке не согласованного с органами исполнительной власти, что недопустимо, о незаконности проведения такого мероприятия он неоднократно был проинформирован сотрудниками полиции, однако, будучи осведомленным об отсутствии согласования на проведение публичного мероприятия в центральной части г.Москвы, продолжал принимать в нем участие, в ходе которого скандировались лозунги тематического содержания, его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственность его рассмотрения.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица на последующих стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, санкция ч. 5 данной статьи предусматривает менее строгое наказание, поскольку не предусматривает административное наказание в виде административного ареста, подведомственность рассмотрения данного дела в результате изменения квалификации совершенных действий не изменяется, положение привлекаемого к административной ответственности лица не ухудшается, переквалификация действий с ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ на ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ согласуется с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 20 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Исходя из установленных обстоятельств, приведенных норм и разъяснений, действия Соболева А.С. подлежат квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая, что постановление о назначении Соболеву А.С. административного ареста в данном случае приведено в исполнение, часть административного наказания в виде административного ареста была отбыта им, начиная с 01.27 час. 03 февраля 2021 года - с момента его досталвения в ОМВД, на что прямо указано в протоколе об административном доставлении (л.д.7), а административное наказание в виде административного штрафа, то есть другой вид административного наказания из предусмотренных санкцией ч. 5 ст. 20.5 КоАП РФ, заявителю назначено быть не может, поскольку такое положение ухудшает положение привлеченного к административной ответственности лица ввиду двойного административного наказания за одно административное правонарушение, оспариваемое постановление судьи Зюзинского районного суда города Москвы от 03 февраля 2021 года в отношении Соболева А.С. подлежит изменению, а заявитель - освобождению от отбывания административного наказания в виде административного ареста.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Зюзинского районного суда города Москвы от 03 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении фио изменить, переквалифицировать действия фио с ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ на ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Освободить фио от отбывания административного наказания в виде административного ареста.
В остальной части постановление судьи Зюзинского районного суда города Москвы от 03 февраля 2021 года оставить без изменения, жалобу и дополнения к ней Соболева А.С. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.