Судебная коллегия по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сазоновой С.В.
судей Кураковой С.С, Фуганова Д.Г.
при секретаре Малетиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Дмитриева М.Н. и кассационному представлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга Чубыкина А.В. о пересмотре приговора Невского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Сазоновой С.В, изложившей обстоятельства дела, содержание обжалуемого судебного решения, доводы кассационной жалобы и кассационного представления, выступление осужденного Дмитриева М.Н, участвующего в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи, его защитника адвоката Литовцевой С.С, поддержавших доводы кассационной жалобы и кассационного представления и просивших их удовлетворить, выступление прокурора третьего отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Санкт-Петербург) кассационно-надзорного управления Главного уголовно-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зубковой Е.С, поддержавшей кассационное представление, полагавшей, что приговор подлежит изменению, судебная коллегия
установила:
приговором Невского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2019 года
ДМИТРИЕВ Максим Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин "данные изъяты", судимый:
1) 30 декабря 2015 года по ч. 1 ст. 119, п. "в" ч. 2 ст. 115 УК РФ на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ к 10 месяцам лишения свободы, на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 1 год, 2) 7 декабря 2016 года Волосовским районным судом Ленинградской области по п. "в" ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 162 УК РФ на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 7 годам 2 месяцам лишения свободы, на основании ст. 70 УК РФ путем частичного присоединения неотбытой части наказания по приговору от 30 декабря 2015 года окончательно к 7 годам 5 месяцам лишения свободы, 3) 2 октября 2017 года Выборгским районным судом Санкт-Петербурга по п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения с наказанием, назначенным по приговору от 7 декабря 2016 года к 7 годам 6 месяцам лишения свободы, неотбытый срок наказания 4 года 5 месяцев, осужден по п. "з" ч. 2 ст. 111 УК РФ к 4 годам лишения свободы.
На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично в виде 3 лет 7 месяцев лишения свободы присоединена неотбытая часть наказания по приговору от 2 октября 2017 года и назначено окончательное наказание 7 лет 7 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу, взят под стражу немедленно в зале суда.
Срок отбытия наказания исчислен с момента вступления приговора в законную силу. Зачтено в срок отбытия наказания время содержания под стражей в соответствии с положениями п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ с 25 сентября 2019 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
В апелляционном порядке приговор не обжалован, вступил в законную силу 2 ноября 2019 года.
Приговором суда Дмитриев М.Н. признан виновным в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, с применением предмета, используемого в качестве оружия.
Преступление совершено 8 августа 2017 года в "адрес" районе Санкт-Петербурга во время и при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Дмитриев М.Н, не оспаривая фактические обстоятельства, квалификацию содеянного и назначенное наказание, выражает несогласие с приговором суда в части зачета времени содержания под стражей в срок отбывания наказания, указывая, что по данному уголовному делу ему была избрана подписка о невыезде и надлежащем поведении, но фактически он отбывал наказание по приговору Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 2 октября 2017 года и 25 апреля 2019 года был этапирован из ФКУ ИК-3 в СИЗО-6 для участия в судебном разбирательстве по данному уголовному делу, где содержался до 25 сентября 2019 года, таким образом, с 25 апреля 2019 года по 25 сентября 2019 года он содержался под стражей в условиях следственного изолятора, то есть в более суровых условиях, чем в колонии, поскольку был лишен некоторых прав (прогулки, длительные свидания).
Просит приговор изменить, зачесть в срок отбытия наказания время содержания под стражей в СИЗО-6 с 25 апреля 2019 года по 25 сентября 2019 года на основании п. "а" ч.3.1 ст. 72 УК РФ.
В кассационном представлении заместитель прокурора Санкт-Петербурга Чубыкин А.В, не оспаривая доказанность вины осужденного и квалификацию содеянного, выражает несогласие с приговором суда в части назначения наказания ввиду существенных нарушений уголовного закона, повлиявших на исход дела.
В обоснование представления указывает, что суд ошибочно назначил Дмитриеву М.Н. окончательное наказание на основании ст. 70 УК РФ, поскольку преступление, за которое он осужден обжалуемым приговором, совершено 8 августа 2017 года, то есть до постановления приговора Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 2 октября 2017 года, в связи с чем окончательное наказание Дмитриеву М.Н. следовало назначить по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ и в окончательное наказание должно быть засчитано наказание, отбытое по предыдущему приговору от 2 октября 2017 года.
Просит приговор Невского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2019 года в отношении Дмитриева Максима Николаевича изменить:
-исключить из описательно-мотивировочной и резолютивной частей приговора указание на назначение наказания по правилам ст. 70 УК РФ, -на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначенных по приговорам Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 2 октября 2017 года и Невского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2019 года окончательно назначить Дмитриеву М.Н. наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет 7 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, -зачесть в срок отбывания наказания время фактического задержания Дмитриева М.Н. 25 июля 2017 года и время его содержания под стражей и отбытия наказания по приговору Волосовского районного суда Ленинградской области с 27 августа 2016 года по 1 октября 2017 года, а также наказание, отбытое по приговору Выборгского районного суда Санкт-Петербурга со 2 октября 2017 года по 24 сентября 2019 года.
В судебном заседании осужденный Дмитриев М.Н. дополнил свою кассационную жалобу доводами, аналогичными доводам кассационного представления, фактически поддержав его.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, кассационной жалобы, с учетом дополнений, представленных осужденным в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующему.
Выводы суда о виновности Дмитриева М.Н. в совершении преступления, за которое он осужден, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и подтверждены совокупностью доказательств, всесторонне и полно исследованных в судебном заседании, подробно изложенных в приговоре, и получивших надлежащую оценку суда в соответствии с требованиями ст. 87, 88 УПК РФ.
Данных, свидетельствующих о допущенных судом нарушениях уголовно-процессуального закона при исследовании и оценке доказательств, не имеется.
Нарушений требований ст. 14, 15, 244 УПК РФ - о презумпции невиновности, состязательности и равенства прав сторон судом не допущено.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии с требованиями ст. 73 УПК РФ по данному уголовному делу установлены судом в полном объеме и верно.
Приговор суда соответствует требованиям ст. ст. 302, 307 УПК РФ, каких-либо предположений и не устраненных противоречий в исследованных доказательствах, требующих их истолкования в пользу осуждённого, не содержит.
Действия Дмитриева М.Н. судом квалифицированы по п. "з" ч. 2 ст. 111 УК РФ правильно.
За совершенное преступление осужденному назначено наказание в соответствии с положениями ст.ст. 6, 60 УК РФ с учетом признанных судом смягчающих наказание обстоятельств, отягчающего наказание обстоятельства, которым является рецидив преступлений, данных о личности осужденного.
В приговоре указано на отсутствие оснований для применения положений ст. 64, 73, ч. 3 ст. 68 УК РФ, данные выводу суда мотивированы.
Наказание, назначенное Дмитриеву М.Н. по п. "з" ч. 2 ст. 111 УК РФ соответствует требованиям закона, является справедливым, не является чрезмерно суровым и не подлежит смягчению.
Однако, при назначении Дмитриеву М.Н. окончательного наказания суд ошибочно применил ч. 1 ст. 70 УК РФ, поскольку преступление, за которое он осужден обжалуемым приговором, совершено 8 августа 2017 года, то есть до постановления предыдущего приговора Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 2 октября 2017 года.
Следовательно, при назначении Дмитриеву М.Н. окончательного наказания подлежали применению правила ч. 5 ст. 69 УК РФ о назначении наказания по совокупности преступлений.
Из положений ч. 5 ст. 69 УК РФ следует, что при назначении наказания по совокупности преступлений в окончательное наказание засчитывается наказание, отбытое по первому приговору суда.
В обжалуемом приговоре суда от 25 сентября 2019 года нет указания о зачете наказания, отбытого по предыдущему приговору от 2 октября 2017 года, которое на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ назначено по совокупности преступлений с наказанием, назначенным приговором Волосовского районного суда Ленинградской области от 7 декабря 2016 года. Следовательно, зачету подлежит как наказание, отбытое по приговору Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 2 октября 2017 года, так и наказание, отбытое по приговору Волосовского районного суда Ленинградской области от 7 декабря 2016 года.
Также подлежит зачету в срок отбывания наказания время содержания Дмитриева М.Н. под стражей по обжалуемому приговору в соответствии с п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ.
Применение судом ст. 70 УК РФ при назначении Дмитриеву М.Н. окончательного наказания вместо положений ст. 69 УК РФ повлияло на справедливость приговора.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения, постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Допущенное судом нарушение уголовного закона, повлекшее несправедливость назначенного Дмитриеву М.Н. окончательного наказания, является существенным, повлиявшим на исход дела, однако может быть устранено судом кассационной инстанции без отмены приговора, поскольку применение правил ч. 5 ст. 69 УК РФ вместо правил ст. 70 УК РФ при назначении окончательного наказания улучшает положение осужденного.
При таких обстоятельствах, приговор Невского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2019 года подлежит изменению.
В то же время доводы кассационной жалобы осужденного о зачете в срок отбывания наказания времени содержания под стражей в условиях следственного изолятора в период с 25 апреля 2019 года по 25 сентября 2019 года являются несостоятельными как не основанные на законе, поскольку Дмитриев М.Н. был этапирован из исправительного учреждения в следственный изолятор в целях обеспечения его участия в судебном разбирательстве по настоящему уголовному делу в соответствии с положениями ст. 77.1 УИК РФ, мера пресечения в виде заключения под сражу до постановления приговора по настоящему уголовному делу в отношении Дмитриева М.Н. не избиралась, фактически указанный период времени он отбывал наказание по предыдущему приговору от 2 октября 2017 года, в связи с чем данный период времени не подлежит зачету по правилам ст. 72 УК РФ, а подлежит зачету как отбытое наказание в окончательное наказание, назначенное по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационное представление заместителя прокурора Санкт-Петербурга Чубыкина А.В. удовлетворить, кассационную жалобу осужденного Дмитриева М.Н. удовлетворить частично.
Приговор Невского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2019 года в отношении Дмитриева Максима Николаевича изменить:
-исключить из описательно-мотивировочной и резолютивной частей приговора указание о назначении окончательного наказания с применением ст. 70 УК РФ, -на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания, назначенного приговором Невского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2019 года и наказания, назначенного приговором Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 2 октября 2017 года окончательно назначить Дмитриеву М.Н. наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет 7 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, -срок наказания исчислять со 2 ноября 2019 года, то есть со дня вступления приговора в законную силу, -зачесть в срок отбывания наказания время содержания Дмитриева М.Н. под стражей по настоящему уголовному делу в период с 25 сентября 2019 года до 2 ноября 2019 года в соответствии с п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима, а также время фактического задержания Дмитриева М.Н. 25 июля 2017 года и время его содержания под стражей и отбытия наказания по приговору Волосовского районного суда Ленинградской области от 7 декабря 2016 года - с 27 августа 2016 года по 1 октября 2017 года, а также наказание, отбытое по приговору Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 2 октября 2017 года со 2 октября 2017 года по 24 сентября 2019 года.
В остальном приговор оставить без изменения.
Председательствующий С.В.Сазонова
Судьи С.С.Куракова
Д.Г.Фуганов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.