Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А. М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу избирательного объединения - региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 31 августа 2020 года по административному исковому заявлению регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" об оспаривании решения Зеленоградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования "Зеленоградский городской округ") от 3 августа 2020 года N 92/389-4 "О регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" 2 созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области".
По первой инстанции решение вынесено Зеленоградским районным судом Калининградской области от 18 августа 2020 года номер дела N 2а-971/2020.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, заключение прокурора Яковлевой Н.В, об оставлении состоявшихся по делу судебных актов без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением окружного совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 23 июня 2020 года N 391, официально опубликованным 26 июня 2020 года, на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ". На основании ч. 1 ст. 18 устава муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (в редакции решения окружного совета депутатов от 27 декабря 2019 года N 368) окружной Совет депутатов является представительным органом Зеленоградского городского округа, состоящим из 20 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах по смешанной системе распределения мандатов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании сроком на 5 (пять) лет.
Десять депутатов окружного Совета депутатов избираются по мажоритарной системе по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат).
Десять депутатов окружного Совета депутатов избираются по пропорциональной системе по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями.
Решениями Зеленоградской ТИК (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования "Зеленоградский городской округ") от 3 августа 2020 года N 92/389-4 и от 5 августа 2020 года N 94/422-4 зарегистрированы муниципальные списки кандидатов, выдвинутые соответственно Региональным отделением Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области и Региональным отделением Всероссийской политической партии "Родина" по муниципальному избирательному округу.
Под муниципальным избирательным округом понимается избирательный округ, включающий в себя всю территорию муниципального образования, в котором проводятся выборы депутатов представительного органа муниципального образования по пропорциональной системе (п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области").
Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" обратилось в суд 11 августа 2020 года с указанным административным иском, ссылаясь на то, что региональным отделением Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области выдвинут муниципальный список кандидатов в количестве 3 человек, из которых 2 кандидата ранее имели судимость, при этом в отношении одного из этих кандидатов указана неверная дата погашения судимости, установленная форма муниципального списка кандидатов не соблюдена, в нарушение требований ст. 27 Федерального закона "О политических партиях" избирательное объединение не уведомило избирательную комиссию о времени и месте проведения мероприятия по выдвижению муниципального списка кандидатов, что, по мнению административного истца, свидетельствует о наличии оснований к отмене решения о регистрации муниципального списка кандидатов.
Решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 18 августа 2020 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 2 сентября 2020 года решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 18 августа 2019 года отменено и принято новое решение, которым административное исковое заявление регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Калининградской области удовлетворено.
Признано незаконным и отменено решение Зеленоградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования "Зеленоградский городской округ") от 3 августа 2020 года N 92/389-4 "О регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" 2 созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области".
На вступившее в законную силу апелляционное определение избирательное объединение - региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области подало кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
На основании п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей список кандидатов избирательной комиссии, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 25 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с п.п. "6.1" п. 25 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидатов является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов).
Согласно п. 14 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Пунктом 1 статьи 92 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области" предусмотрено, что муниципальный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию, организующую выборы; в списке, помимо прочих сведений, указывается по желанию кандидата - его принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, ином общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Муниципальный список кандидатов представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном и машиночитаемом носителях по форме, утверждаемой этой комиссией.
Решением Зеленоградской ТИК (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 7 июля 2020 года N 78/282-4 "О перечне и формах документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений в Зеленоградскую территориальную избирательную комиссию с
полномочиями избирательной комиссии муниципального образования "Зеленоградский городской округ" при проведении выборов депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" второго созыва по муниципальному избирательному округу" в Приложении N 2 также определено, что сведения о принадлежности кандидата к политической партии указываются по желанию кандидата только при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения.
Таким образом, в муниципальном списке кандидатов сведения принадлежности кандидатов к политической партии могут быть указаны исключительно при условии представления подтверждающих документов, выданных уполномоченным лицом политической партии.
Как следует из оригиналов документов, представленных Региональным отделением Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области для заверения муниципального списка кандидатов, соответствующие справки не содержат даты их выдачи, в связи с чем такие справки не могут быть признаны официальным документом, подтверждающим принадлежность всех кандидатов, включенных в муниципальный список кандидатов, к Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" на момент выдвижения списка кандидатов.
С учетом этого обстоятельства избирательное объединение не имело права указывать в муниципальном списке кандидатов сведения о принадлежности кандидатов, включенных в список кандидатов, к названной политической партии.
В данном случае возникает вопрос не о непредставлении справки в отношении конкретного кандидата, включенного в список кандидатов (и в этой связи об исключении организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения), а о несоответствии представленного избирательным объединением муниципального списка кандидатов установленной форме, то есть документа, касающегося списка кандидатов в целом.
В список кандидатов включено 3 кандидата, каждый из которых, как заявлено в муниципальном списке кандидатов, является членом Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость", при этом в подтверждение принадлежности к политической партии справки в отношении каждого из кандидатов не содержат даты их выдачи.
Возможность исключения всех кандидатов из муниципального списка кандидатов не предусмотрена ни федеральным, ни региональным законом о выборах.
В противном случае может возникнуть ситуация, когда избирательной комиссией зарегистрирован список кандидатов, в который не включено ни одного кандидата, что недопустимо.
Нельзя согласиться с содержащимися в кассационной жалобе доводами о том, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных административным истцом оснований иска.
Действительно, кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что в исковом заявлении должно быть указано содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования (статья 125). В связи с этим, предметом иска является то конкретное требование, связанное с нарушением избирательного законодательства, которое истец предъявляет к ответчику, и относительно которого суд должен вынести решение по делу.
При этом Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в качестве одного из основных положений предусматривает принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда, которая, в числе прочего, заключается в том, что суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает содействие сторонам процесса в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные данным Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела (пункт 7 статьи 6 и часть 2 статьи 14).
Из административного искового заявления Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" видно, что им поставлен вопрос о несоответствии представленного избирательным объединением муниципального списка кандидатов установленной форме (том 1 л.д. 4). Таким образом, суд не вышел за пределы предмета иска и исследовал оспоренный избирательным объединением документ на предмет его соответствия требованиям закона.
В соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Следовательно, вопросы применения норм материального и процессуального права находятся в компетенции суда. Суд не связан ссылками на закон, изложенными в административном исковом заявлении, и применяет нормы материального и процессуального права на основании собственных выводов.
Суд апелляционной инстанции также правильно указал, что в нарушение требований п. 1 ст. 92 Закона Калининградской области "о муниципальных выборах в Калининградской области" уполномоченным представителем избирательного объединения не представлен список кандидатов на машиночитаемом носителе, что объективно подтверждено выданным избирательной комиссией подтверждением от 23 июля 2020 года о приеме от уполномоченного представителя избирательного объединения списка кандидатов только на бумажном носителе.
Таким образом, избирательным объединением нарушена установленная
форма муниципального списка кандидатов, что не было учтено избирательной комиссией и не принято во внимание судом первой инстанции.
Данное обстоятельство свидетельствует о наличии основания к отмене решения избирательной комиссии о регистрации муниципального списка кандидатов, предусмотренного п.п. "6.1" п. 25 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда правомерно согласилась с доводами административного истца о том, что избирательное объединение Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области" не исполнило надлежащим образом требования п. "в" ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О политических партиях", что влечет за собой отмену решения избирательной комиссии о регистрации муниципального списка кандидатов по основанию, предусмотренному п.п. "а" п. 25 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Согласно п.п. "а" п. 25 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидатов является несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", за исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 указанного Федерального закона.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" (п. 2 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ).
В силу п. "в" ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95- ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Из материалов дела следует, что первоначально, 16 июля 2020 года, избирательное объединение Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области уведомило организующую выборы избирательную комиссию о заседании правления регионального отделения партии по выдвижению этим органом партии 20 июля 2020 года кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования "Зеленоградский городской округ" на выборах 13 сентября 2020 года.
В дальнейшем, 20 июля 2020 года, избирательная комиссия была уведомлена избирательным объединением о рассмотрении 24 июля 2020 года вопроса о выдвижении кандидатов в депутаты окружного совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" по одномандатным округам на выборах 13 сентября 2020 года.
В данной ситуации у избирательной комиссии имелись основания полагать, что решение вопроса о выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования перенесено избирательным объединением с 20 июля 2020 года на 24 июля 2020 года при том, что в извещении от 16 июля 2020 года не было конкретизировано, по каким избирательным округам (одномандатным или муниципальному избирательному округу) должен быть разрешен вопрос 20 июля 2020 года.
Из представленного для заверения муниципального списка кандидатов протокола заседания правления регионального отделения Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области видно, что фактически выдвижение списка кандидатов имело место 20 июля 2020 года.
При таких обстоятельствах установленные Федеральным законом "О политических партиях" требования по выдвижению списка кандидатов не соблюдены надлежащим образом избирательным объединением.
Суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение Зеленоградского районного суда Калининградской области и принял новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 31 августа 2020 года по административному исковому заявлению регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" об оспаривании решения Зеленоградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования "Зеленоградский городской округ") от 3 августа 2020 года N 92/389-4 "О регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" 2 созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области" оставить без изменения, кассационную жалобу избирательного объединения - региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 31 августа 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 01 февраля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.