Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жуков В.А. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 03 августа 2020 года по административному делу N 2а-3408/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Псковской области к Жуков В.А. о взыскании недоимки по земельному налогу, пени за несвоевременную уплату земельного налога
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Жукова В.А. - Сорокина Э.Э, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Псковской области (далее - МИФНС России N 1 по Псковской области) обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением о взыскании с Жукова В.А. недоимки по земельному налогу за 2017 год в сумме 710 806 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год за период с 04.12.2018 по 17.01.2019 в размере 8 186 рублей 12 копеек.
В обоснование административных исковых требований налоговый орган указал, что административному ответчику в налоговый период 2017 году принадлежали на территории Псковской области на праве собственности земельные участки, указанные в налоговом уведомлении N26274834 от 29.08.2018 (л.д. 36-43 том 1), в отношении которых была исчислена недоимка по земельному налогу, подлежащая уплате административным ответчиком. С 20.01.2014 Жуков В. А. является пользователем личного кабинета физического лица. Через личный кабинет налогоплательщику было направлено налоговое уведомление N 26274834
от 29.08.2018 о необходимости уплаты земельного налога за 2017 год в сумме 878 015 рублей до 03.12.2018. Не оплатив задолженность по земельному налогу за 2017 год в срок до 03.12.2018, налоговый орган также через личный кабинет налогоплательщика направил требование N 1446 от 18.04.2019 о необходимости уплаты недоимки по земельному налогу в сумме 710 806 рублей и пени в сумме 8 186 рублей 12 копеек сроком уплаты до 19.02.2019. Административным ответчиком в счет погашения недоимки по земельному налогу произведена частичная оплата в размере 167 209 рублей. Оставшуюся задолженность по земельному налогу в размере 710 806 рублей и пени за несовременную оплату налога в размере 8 186 рублей 12 копеек, административный ответчик не погасил. 01.07.2019 мировым судьей судебного участка N128 Санкт-Петербурга в отношении Жукова В.А. вынесен судебный приказ. Определением мировой судьи судебного участка N 128 Санкт-Петербурга от 24.09.2019, судебный приказ о взыскании с Жукова В.А. земельного налога и пени за 2017 год, был отменен мировым судьей по заявлению административного ответчика.
03.12.2019 административный истец в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился с административным иском в Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 03 августа 2020 года административный иск удовлетворён.
В пользу МИФНС России N 1 по Псковской области с Жукова В.А. взыскана недоимка по земельному налогу за 2017 год в размере 710 806 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год за период с 04.12.2018 по 17.01.2019 в размере 8 186 рублей 12 копеек, а всего 718 992 рубля 12 копеек. Также с Жукова В.А. в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 10 389 рублей 92 копейки.
На вступившие в законную силу судебные постановления Жуков В.А. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Разрешая заявленные МИФНС России N 1 по Псковской области требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Псковской области, на основании которого была установлена кадастровая стоимость принадлежащих Жукову В.А. земельных участков равной их рыночной, было принято 27.12.2018, следовательно, данная кадастровая стоимость не подлежит применению для целей налогообложения в отношении земельного налога за 2017 год.
Суд апелляционной инстанции правомерно согласился с данными выводами.
При рассмотрении дела судом установлено, что согласно сведениям, поступившим по запросу суда из ФГБУ "ФКП Росреестра" по Псковской области, Жукову В.А. в 2017 году принадлежали на праве собственности земельные участки, расположенные на территории Псковской области, указанные в налогом уведомлении N 26274834 от 29.08.2018 г. (л.д. 165-273 том 1; л.д. 3-141 том 2).
В связи с этим налоговой инспекцией начислен земельный налог, о чем в адрес административного ответчика посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было направлено налоговое уведомление N 26274834 от 29.08.2018(л.д. 36-43, 120 том 1).
В соответствии с данным уведомлением налогоплательщик обязан в срок до 03.12.2018 уплатить земельный налог за 2017 год в отношении земельных участков, расположенных на территории Псковской области, в размере 878 015 рублей.
30.11.2018 Жуков В.А. произвел частичную оплату земельного налога в размере 167 209 рублей, оставшаяся сумма задолженности по земельному налогу за 2017 год составила 710 806 рублей, пени в размере 8186 рубля 12 копеек (л.д. 111).
Поскольку обязанность по уплате земельного налога Жуков В.А. исполнил частично, в адрес административного ответчика посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было направлено требование N 1446 по состоянию на 18.01.2019 об уплате земельного налога в размере 710 806 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 8 186 рублей 12 копеек, со сроком уплаты до 19.02.2019 (л.д. 44, 121 том 1).
01.07.2019 г. мировым судьей судебного участка N 128 Санкт-Петербурга был выдан судебный приказ N 2а-307/2019-128 о взыскании с Жукова В.А. земельного налога за 2017 год в сумме 710 806 рублей и пени, начисленных в связи с несвоевременной уплатой налога в сумме 8 186 рублей 12 копеек
Определением мирового судьи судебного участка N 128 Санкт- Петербурга от 24.09.2019 судебный приказ N 2а-307/2019-128 от 01.07.2019 о взыскании с Жукова В.А. земельного налога за 2017 год в сумме 710 806 рублей и пени, начисленных в связи с несвоевременной уплатой налога в сумме 8186 рублей 12 копеек, был отменен (л.д.34-35 том 1).
Административное исковое заявление подано в Приморский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа - 03.12.2019 (л.д.117 том 1), то есть с соблюдением сроков, установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу абзаца 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона 03 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 334 - ФЗ), вступившего в силу с 01 января 2019 года, установлено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (абзац 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 6 статьи 3 Федерального закона 03 августа 2018 года N 334-ФЗ определено, что положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2019 года), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 30.01.2020 N 45-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Архиповой-Пестовой Н.В. на нарушение ее конституционных прав частью 6 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что с целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости недвижимого имущества исходя из его рыночной стоимости положения Налогового кодекса Российской Федерации (в частности, пункт 1 статьи 391 и пункт 2 статьи 403), предусматривавшие учет измененной в установленных процедурах кадастровой стоимости недвижимого имущества исходя из его рыночной стоимости, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком было подано соответствующее заявление, утратили силу с 1 января 2019 года в связи с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, устранившего действовавшие ранее ограничения для применения измененной кадастровой стоимости имущества на прошлые налоговые периоды (подпункты "а", "б" пункта 4 статьи 2, часть 6 статьи 3 данного Федерального закона).
В силу оспариваемой нормы Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ новые правила действия в прошлых периодах измененной кадастровой стоимости имущества подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов, а следовательно, оспариваемое законоположение, регулирующее вопросы применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, определенной исходя из рыночной стоимости недвижимого имущества, не нарушает конституционных прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 1 565-0 и от 19 декабря 2019 года N 3562-0).
Согласно пункту 4 части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления и решения Европейского Суда по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.
Таким образом, суды обязаны руководствоваться разъяснениями, данными Конституционным Судом Российской Федерации в принятых им актах. Содержащиеся в кассационной жалобе доводы о неправомерном применении в настоящем деле разъяснений, данных Конституционным судом российской Федерации, противоречат закону.
По смыслу применяемых к спорным правоотношениям положений закона, действовавшего до 1 января 2019 года, кадастровая стоимость земельного участка, измененная по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно материалам дела, 27.12.2018 решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, на основании поступившего в комиссию 19.12.2018 от Макаровой Е.В, являющейся представителем Жукова В.А. на основании доверенности от 25.09.2018 N78/342-н/78-2018-10-600, заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых оспариваются результаты определения кадастровой стоимости. В результате рассмотрения заявления комиссией установлено, отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01.02.2016, указанной в отчете от октября 2016 года N17-5/2016 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Псковской области" и утвержденной постановлением администрации Псковской области от 22.11.2016 N373, составляет более -30 процентов. По результатам рассмотрения заявления комиссия решилаопределить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке (л.д. 149-153, том 1).
Поскольку заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих Жукову В. А. земельных участков было направлено в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 19.12.2018, по результатам рассмотрения которого комиссией было принято решение N 409 от 27.12.2018 об определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сведения об изменении размера кадастровой стоимости земельных участков должны учитываться при об определении налоговой базы, начиная с налогового периода 2018 года, соответственно, основания для проведения перерасчета налога за 2017 год у административного истца отсутствуют.
Следовательно, налоговый орган правомерно не произвел перерасчет земельного налога за 2017 год на основании обращения Жукова В.А.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 03 августа 2020 года по административному делу N 2а-3408/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Псковской области к Жуков В.А. о взыскании недоимки по земельному налогу, пени за несвоевременную уплату земельного налога оставить без изменения, кассационную жалобу Жуков В.А. - без удовлетворения.
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 03 августа 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 01 февраля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.