Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания "Любовское" на решение Архангельского областного суда от 10 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2020 года по административному делу N 3а-417/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания "Любовское" о признании недействующим Постановления Министерства имущественных отношений Архангельской области от 8 апреля 2020 г. N 6-п "Об установлении публичного сервитута для размещения линейного объекта регионального значения "Газопровод межпоселковый от ГРС "Рикасиха" до ст. Исакогорка Архангельской области" в части установления публичного сервитута на земельных участках с кадастровыми номерами N
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, заключение прокурора Яковлевой Н.В. об оставлении состоявшихся по делу судебных актов без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Министерства имущественных отношений Архангельской области от 8 апреля 2020 года N 6-п "Об установлении публичного сервитута для размещения линейного объекта регионального значения "Газопровод межпоселковый от ГРС "Рикасиха" до ст. Исакогорка Архангельской области", опубликованным на официальном интернет портале правовой информации "pravo.gov.ru" 9 апреля 2020 года, на основании ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз" в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район, установлен публичный сервитут сроком на 10 лет и утверждены его границы.
Общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания "Любовское" обратилось в Архангельский областной суд с административным иском, в котором просило признать не действующим постановление Министерства имущественных отношений Архангельской области от 8 апреля 2020 года N 6-п в части установления публичного сервитута на принадлежащих ему земельных участках с кадастровыми номерами N.
В обоснование административного иска общество указало, что оспариваемое постановление принято Министерством имущественных отношений Архангельской области в отсутствие соответствующих полномочий и с нарушением положений пунктов 8, 9, 10 статьи 23, подпункту 4 пункта 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку публичный сервитут установлен без учёта требований об обеспечении рационального использования земель, на условиях наиболее обременительных для истца и приведёт к невозможности или затруднению использования земельного участка в течение периода, превышающего год.
Решением Архангельского областного суда от 10 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться, в том числе для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса (пункт 18 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящей главой (глава V.7), публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения.
К полномочиям Правительства Архангельской области отнесено формирование иных исполнительных органов государственной власти Архангельской области, в том числе утверждению положений о них (подпункт "е" части 1 статьи 31.2 Устава Архангельской области, пункт 8 статьи 19 областного закона от 20 мая 2009 г. N 19-3-03 "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области").
Реализуя указанные полномочия, Правительство Архангельской области Постановлением от 5 апреля 2011 г. N 99-пп утвердило Положение о министерстве имущественных отношений Архангельской области (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом 52.1 пункта 8 Положения, Министерство наделено полномочием по принятию решений об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях размещения инженерных сооружений регионального значения, указанных в пункте 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, и об отказе в установлении публичных сервитутов в данных целях.
В соответствии с пунктом 11 Положения, Министерство в случаях, предусмотренных федеральными законами и (или) областными законами, государственными программами Архангельской области, ведомственными целевыми программами Архангельской области и иными программами Архангельской области, издает постановления.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Министерством в пределах его полномочий.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны: 1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика; 2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса; 3) испрашиваемый срок публичного сервитута; 4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения; 5) обоснование необходимости установления публичного сервитута; 6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения; 7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения; 8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков; 9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Документы и сведения, которые прилагаются к ходатайству об установлении публичного сервитута изложены в пунктах 2-5 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемое Постановление вынесено по результатам рассмотрения Министерством ходатайства об установлении публичного сервитута ООО "Газпром Межрегионгаз" от 18 февраля 2020 г.
Обращению ООО "Газпром Межрегионгаз" в Министерство с 2018 г. предшествовала переписка с ООО "Любовское" о возможности установления сервитута на принадлежащих Обществу частях земельных участках. ООО "Газпром Межрегионгаз" изучило предложенные Обществом альтернативные варианты размещения газопровода и пришло к выводу о невозможности изменения трассы прохождения газопровода. По результатам переписки Общество отказало ООО "Газпром Межрегионгаз" в согласовании размещения трассы газопровода на принадлежащих ему частях земельных участков.
Оспариваемое Постановление имеет следующее содержание:
- утвердить границы публичного сервитута в соответствии с прилагаемой схемой расположения границ публичного сервитута на кадастровом плане территории;
- установить на основании ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз" публичный сервитут сроком на 10 (десять) лет в границах, указанных в прилагаемой схеме расположения границ публичного сервитута на кадастровом плане территории, в отношении частей семи земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район. Цель установления публичного сервитута: для размещения линейного объекта системы газоснабжения, являющегося объектом регионального значения (линейного объекта регионального значения "Газопровод межпоселковый от ГРС "Рикасиха" до ст. Исакогорка Архангельской области").
- срок, в течение которого в соответствии с расчетом общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз" использование частей земельных участков, указанных в пункте втором настоящего постановления, в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено (при возникновении таких обстоятельств) 11 (одиннадцать) месяцев.
- обоснование необходимости установления публичного сервитута: схема территориального планирования Архангельской области, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 25 декабря 2012 г. N 608-пп;
- схема территориального планирования муниципального образования "Приморский муниципальный район", утвержденная решением Собрания депутатов муниципального образования "Приморский муниципальный район" от 25 декабря 2014 г. N 118;
- генеральный план муниципального образования "Город Архангельск", утвержденный постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 2 апреля 2020 г. N 37-п;
- генеральный план муниципального образования "Заостровское" Приморского муниципального района Архангельской области, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования "Заостровское" от 29 сентября 2016 г. N 222 (решением Собрания депутатов муниципального образования "Приморский муниципальный район" от 24 декабря 2018 г. N 45 внесены изменения в генеральный план муниципального образования "Заостровское");
- генеральный план муниципального образования "Приморское" Приморского муниципального района Архангельской области, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования "Приморское" от 24 декабря 2014 г. N 140;
- генеральный план муниципального образования "Лисестровское" Приморского муниципального района Архангельской области, утвержденный решением Собрания депутатов муниципального образования "Приморский муниципальный район" от 21 сентября 2017 г. N 377 (решением Собрания депутатов муниципального образования "Приморский муниципальный район" от 24 декабря 2018 г. N 42 внесены изменения в генеральный план муниципального образования "Лисестровское");
- документация по планировке территории, предусматривающая размещение линейного объекта регионального значения "Г азопровод межпоселковый от ГРС "Рикасиха" до ст. Исакогорка Архангельской области", утвержденная распоряжением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 17 декабря 2018 г. N 83-р;
- документация по внесению изменений в документацию по планировке территории, предусматривающую размещение линейного объекта регионального значения "Газопровод межпоселковый от ГРС "Рикасиха" до ст. Исакогорка Архангельской области", утвержденная распоряжением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 19 ноября 2019 г. N337-р.
- ООО "Газпром Межрегионгаз" обязано привести части земельных участков, указанные в пункте втором настоящего постановления, в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее, чем три месяца после завершения строительства инженерного сооружения, для размещения которого установлен публичный сервитут.
Указанные в оспариваемом Постановлении сведения и документация фактически представлены ООО "Газпром Межрегионгаз" Министерству, им изучены и представлены в судебное заседание. Указанная документация не оспорена в судебном порядке.
Какой-либо иной документации для принятия положительного решения по заявленному ООО "Газпром Межрегионгаз" ходатайству Министерству не требовалось, основания для отказа в удовлетворении ходатайства отсутствовали.
Содержание оспариваемого постановления Министерства соответствует пункту 4 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации извещение правообладателей земельных участков обеспечивается путем:
1) опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и (или) земель, в отношении которых подано указанное ходатайство (муниципального района в случае, если такие земельный участок и (или) земли расположены на межселенной территории);
2) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте органа, уполномоченного на установление публичного сервитута, и официальном сайте муниципального образования, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования.
Сообщение о возможном установлении публичного сервитута со сведениями о границах публичного сервитута направлены в МО "Приморский муниципальный район", МО "Приморское", МО "Заостровское", МО "Лисестровское" Приморского муниципального района письмом от 21 февраля 2020 г. Сведения о размещении указанного сообщения отражены в письмах N07-4/249 от 28 февраля 2020, N193 от 27 февраля 2020 г, N 323 от 27 февраля 2020 г, N01-14/252 от 27 февраля 2020 г. и подтверждаются копиями скриншотов страниц интернет сайтов указанных муниципальных образований.
Каких-либо возражений от ООО "Любовское" относительно установления публичного сервитута, в том числе возражений о невозможности использования в сельскохозяйственном производстве земельных участков на срок свыше одного года с учетом вегетационного периода, возможном повреждении мелиоративной системы, в Министерство не поступало.
Срок, в течение которого использование земельных участков будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут - 11 месяцев, был указан Министерством в соответствии с ходатайством ООО "Газпром Межрегионгаз". Оснований считать, что этот срок составит более 11 месяцев у Министерства не имелось.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков.
Довод стороны административного истца о том, что указанный срок превысит тот, что указан в оспариваемом Постановлении основан на предположениях, не доказан и в настоящее время является преждевременным.
Предоставленная стороной административного истца копия отчета N 5/20 "Об определении рыночной стоимости права требования на возмещение убытков, причиненных временным занятием частей земельных участков с кадастровыми номерами N, в связи со строительством газопровода в размере реального ущерба (затрат на биологическую рекультивацию) и упущенной выгоды в виде неполученных доходов от 16 июля 2020 г. оценщика - ИП Копылова А.С, согласно которой рыночная стоимость права требования на возмещение убытков, причиненных временным занятием частей земельных участков с кадастровыми номерами N, в связи со строительством газопровода в размере реального ущерба (затрат на биологическую рекультивацию) и упущенной выгоды в виде неполученных доходов, определенная по состоянию на 7 апреля 2020 г. составляет 12 944 047 рублей (в том числе затраты на биологическую рекультивацию 2 351 050 рублей, упущенная выгода в виде неполученных доходов 10 592 997 рублей, судом в качестве обоснования позиции Общества для удовлетворения административного иска не принимается. Указанный документ не предоставлялся административному ответчику на стадии принятия оспариваемого нормативного правового акта и предметом исследования не был.
Указанные административным истцом материальные претензии к обладателю публичного сервитута могут быть реализованы на последующем этапе установления публичного сервитута - соглашения об осуществлении публичного сервитута, содержание и особенности заключения которого урегулированы статьей 39.47 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с подпунктами 8, 13 пункта 1 статьи 39.47 Земельного кодекса Российской Федерации, соглашение об осуществлении публичного сервитута содержит, в том числе размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения, порядок возмещения правообладателю земельного участка убытков, причиненных осуществлением сервитута.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации, плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута, или в депозит нотариуса в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 13 статьи 39.47 настоящего Кодекса. Плата за публичный сервитут вносится в депозит нотариуса единовременным платежом.
В счет платы за публичный сервитут не засчитываются и возмещаются независимо от такой платы: 1) убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами; 2) иные убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества (в том числе вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии) (пункт 10 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.48 Земельного кодекса Российской Федерации, если осуществление публичного сервитута привело к невозможности или существенному затруднению использования земельного участка (его части) и (или) расположенного на таком земельном участке объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.43 настоящего Кодекса, правообладатель земельного участка и (или) правообладатель расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости вправе требовать выкупа соответственно земельного участка и иного объекта недвижимого имущества по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков.
Требования о выкупе объектов недвижимости, возмещении убытков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются к обладателю публичного сервитута, а при наличии нескольких публичных сервитутов к обладателю того публичного сервитута, осуществление которого стало наиболее обременительным для использования земельного участка (пункт 1 статьи 39.48 Земельного кодекса Российской Федерации).
По существу административного иска и объяснений представителя Общества, административный истец, оспаривая Постановления Министерства, не согласен с упрощенной процедурой его вынесения Министерством, урегулированной положениями главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, которая введена в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" и применяется с 1 сентября 2018 г.
Вместе с тем, при установлении публичного сервитута сначала на основании положений главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации принимается решение исполнительного органа государственной власти об установлении публичного сервитута, затем на базе индивидуальных характеристик служащего земельного участка с ее собственником согласовываются условия сервитута в добровольном или судебном порядке. При этом право ограниченного пользования земельного участка возникает на втором этапе, то есть после достижения соглашения по всем существенным условиям сервитута (в частности, условиям о месте расположения, сроке, плате, наименее обременительном способе его осуществления).
На дату рассмотрения административного дела соглашение об осуществлении публичного сервитута между ООО "Любовское" и обладателем публичного сервитута - ООО "Газпром Межрегионгаз", не заключено.
Каких-либо оснований для признания оспариваемого Постановления недействующим у суда не имеется.
Установив, что оспариваемое Постановление не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в удовлетворении административного искового заявления Общества суд обоснованно отказывает в полном объеме.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Архангельского областного суда от 10 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2020 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания "Любовское" о признании недействующим Постановления Министерства имущественных отношений Архангельской области от 8 апреля 2020 г. N 6-п "Об установлении публичного сервитута для размещения линейного объекта регионального значения "Газопровод межпоселковый от ГРС "Рикасиха" до ст. Исакогорка Архангельской области" в части установления публичного сервитута на земельных участках с кадастровыми номерами N, оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания "Любовское" - без удовлетворения.
Решение Архангельского областного суда от 10 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 01 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.