Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Баранова О.С. на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 27 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 ноября 2020 года по административному делу N 2а-850/2020 по административному исковому заявлению Барановой О.С. к конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения и обязании совершить действие.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Совета депутатов муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района - Хованской Е.В, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баранова О.С. обратилась в Волховский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (далее по тексту - Конкурсная комиссия) и Совету депутатов муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (далее по тексту - Совет депутатов), указав, что решением Совета депутатов от 24.09.2019 N 8 объявлен конкурс на замещение должности главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области. Баранова О.С. обратилась в Конкурсную комиссию с заявлением о намерении участвовать в конкурсе на замещение должности главы администрации и была признана претендентом на замещение должности главы администрации, что подтверждается уведомлением от 25.10.2019 N 69. Решением Конкурсной комиссии от 29.10.2019 победителем конкурса с присвоением статуса кандидата на замещение должности главы администрации признана Столярова Ю.В. Решением Совета депутатов от 30.10.2019 N 12 Столярова Ю.В. назначена на должность главы администрации. Административный истец полагает, что решение Конкурсной комиссии от 29.10.2019 и решение Совета депутатов от 30.10.2019 г. N 12 являются незаконными в связи со следующим.
Решение о представлении в Совет депутатов только одного кандидата на замещение должности незаконно, потому что из ч. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ, ч. 6 ст. 37 закона N 131-ФЗ, ч. 3 ст. 17 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ, ч. 1 ст. 4 Областного закона N 1-03, ч.ч. 1, 2 ст. 16 ФЗ N 25-ФЗ в их совокупности и взаимосвязи следует, что количество кандидатов на должность главы администрации не может быть ограничено. В нарушение указанных требований пунктом 5.8 Положения установлено, что "по итогам конкурса конкурсная комиссия принимает решение о признании одного претендента выигравшим конкурс и получившим статус кандидата на замещение должности главы администрации". На основании п. 5.8 Положения конкурсной комиссией в Совет депутатов для назначения на должность главы администрации был представлен только один кандидат - Столярова Ю.В. Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12.05.2020 N 66а-289/2020 пункт 5.8 Положения признан недействующим по мотивам противоречия вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Таким образом, конкурс на замещение должности главы администрации проведен с нарушением действующего федерального и регионального законодательства, поскольку конкурсные процедуры (а именно представление кандидатов в Совет депутатов) осуществлялись на основании противоречащего закону Положения. Совет депутатов был лишен возможности рассмотреть всех кандидатов на замещение должности, соответствующих квалификационным требованиям, в том числе кандидатуру административного истца. Вышеизложенное свидетельствует о незаконности принятого конкурсной комиссией решения от 29.10.2019 о представлении в Совет депутатов кандидата Столяровой Ю.В. на замещение должности главы администрации. При таких обстоятельствах решение Совета депутатов от 30.10.2019 N 12, основанное на незаконном решении конкурсной комиссии, также является незаконным.
Совет депутатов не рассмотрел в предусмотренном законом порядке всех кандидатов на замещение должности, соответствующих квалификационным требованиям, в том числе кандидатуру административного истца.
Руководствуясь вышеуказанным, административный истец просит:
- признать незаконными решение Конкурсной комиссии от 29.10.2019, решение Совета депутатов от 30.10.2019 N 12 "О назначении на должность главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области".
- в целях устранения нарушения прав и законных интересов Барановой О.С. обязать Совет депутатов прекратить полномочия и расторгнуть контракт с главой администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, принять решение об объявлении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 27 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 ноября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме, в том числе и в связи с пропуском срока.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования (ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Из п. 3 ст. 4 Областного закона Ленинградской области от 11.02.2015 N 1-оз "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области" следует, что по результатам проведенного конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования конкурсная комиссия представляет совету депутатов муниципального образования кандидатов на указанную должность, количество которых определяется муниципальным правовым актом.
Решение о назначении кандидата на должность главы администрации муниципального образования (отклонении кандидатуры, предложенной конкурсной комиссией) принимает совет депутатов муниципального образования (п. 5 ст. 4).
Как установлено судом и следует из материалов дела 24.09.2019 решением Совета депутатов N 8 был объявлен конкурс на замещение должности главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, дата проведения конкурса - 29.10.2019 г.
Согласно протоколу N 1 заседания Конкурсной комиссии от 29.10.2019 Конкурсной комиссией (в числе прочего) рассматривались документы по каждому из претендентов; сведения, указанные в документах претендентов, исследовались и оценивались членами Конкурсной комиссии на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к должности главы, по итогам рассмотрения представленных документов был утвержден список претендентов, прошедших предварительную квалификацию и допущенных ко второму этапа конкурса на замещение должности главы администрации. В данный список вошли три претендента: Столярова Ю.В, Чапин М.А, Баранова О.С. Также Конкурсной комиссией был утвержден перечень обязательных вопросов для претендентов второго этапа конкурса.
Согласно протоколу N 2 заседания Конкурсной комиссии от 29.10.2019 членами Конкурсной комиссии были проведены индивидуальные собеседования с каждым из претендентов: Столяровой Ю.В, Чапиным М.А, Барановой О.С.
Из именных оценочных листов и сводного оценочного листа, являющихся приложением к протоколу N 2 заседания Конкурсной комиссии от 29.10.2019 следует, что после подсчета баллов, набранных претендентами по итогам индивидуального собеседования, Конкурсной комиссией было установлено, что претендент Столярова Ю.В. набрала 120 баллов, претендент Чапин М.А. - 94 балла, претендент Баранова О.С. - 86 баллов.
Поскольку претендент Столярова Ю.В. набрала наибольшее количество баллов, она была признана Конкурсной комиссией выигравшей конкурс и рекомендована Совету депутатов в качестве кандидата для назначения на должность главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, при этом решение принято большинством голосов (5 - "за", 0 - "против", 0 - "воздержались").
Решением Совета Депутатов от 30.10.2019 N12 на должность Главы администрации по результатам конкурса назначена Столярова Ю.В.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Конкурсная комиссия, в рамках своих полномочий, осуществила отбор кандидатов из всех претендентов, учитывая их профессиональные и деловые качества и представила на рассмотрение представительного органа муниципального образования именно тех кандидатов, уровень знаний и умений которых наиболее соответствуют должности главы администрации муниципального образования, при этом правом на вынесение решений, обязательных для исполнения органами местного самоуправления, не наделена.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда согласилась с ним по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1, пунктами 3 и 7 статьи 4 Федерального закона от 2 марта 2003 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта). Профессионализм и компетентность муниципальных служащих, единство основных требований к муниципальной службе являются основополагающими принципами муниципальной службы.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 9 указанного федерального закона для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Указанные квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
В соответствии с частью 1 статьи 17 этого же федерального закона при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Таким образом, в ходе конкурса на замещение должности муниципальной службы осуществляется обязательная оценка не только соответствия претендента квалификационным требованиям к должности муниципальной службы, но и профессиональный уровень данного лица.
Назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учётом их профессиональных качеств и компетентности в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 2 марта 2003 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является приоритетным направлением формирования кадрового состава муниципальной службы.
Довод жалобы о том, что при принятии оспариваемого решения совет депутатов был лишен возможности рассмотреть кандидатуры остальных кандидатов (административного истца и Чапина М.А.), правильно отвергнуты судами обеих инстанций, поскольку согласно п. 5.11 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования "Сясьтройское городское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов N6 от 24.09.2014 (ред. от 17.10.2019), решение конкурсной комиссии вместе с протоколом заседания конкурсной комиссии с приложениями, предоставляется в Совет депутатов.
Смыслом процедуры конкурса является отбор среди всех претендентов лиц, наиболее полно соответствующих требованиям к занимаемой должности для назначения на которую проводится конкурс.
Довод кассационной жалобы о том, что судом неправильно истолкована норма закона о преюдициальности вступившего в законную силу судебного акта, судебная коллегия полагает основанным на неверном толковании норм закона.
Как следует из апелляционного определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12.05.2020, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признал его не действующим с даты вынесения апелляционного определения.
Таким образом, пункт 5.8 Положения признан недействующим, только с 12.05.2020 года и на момент принятия решения советом депутатов был действующим.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 27 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Барановой О.С. к конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения и обязании совершить действие, оставить без изменения, кассационную жалобу Баранова О.С. - без удовлетворения.
Решение Волховского городского суда Ленинградской области от 27 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 ноября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 09 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.