Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление И.О. прокурора Республики Карелия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пидлиснюк и партнеры", Пидлиснюк Д.А. о признании недействующими в части распоряжения Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года N 127-р.
По первой инстанции решение вынесено Верховным Судом Республики Карелия от 23 июля 2020 года номер дела 3а-148/2020
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, заключение прокурора Поповой Е.В. об отмене апелляционного определения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 12 марта 2020 года Главой Республики Карелия издано распоряжение N 127-р (далее ? Распоряжение N 127-р от 12 марта 2020 года), которое размещено на официальном интернет-портале правовой информации (vvvvw.pravo.gov.ru).
Распоряжением Главы Республики Карелия от 27 марта 2020 года N 182-р, размещенном на официальном интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 10.04.2020, названное распоряжение дополнено пунктом 8.2, согласно которому гражданам запрещено посещение объектов, деятельность которых подлежит приостановлению, а также посещение объектов (территорий) религиозных организаций, за исключением их посещения служителями и персоналом.
В названную норму вносились изменения распоряжениями Главы Республики Карелия от 20 мая 2020 года N 313-р, от 5 июня 2020 года N 339-р.
Пункт 8.2 признан утратившим силу распоряжением Главы Республики Карелия от 29 июня 2020 N 383-р.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт распоряжением Главы Республики Карелия от 27 марта 2020 года N 182-р также дополнен пунктом 11.10, подпунктом 1 которого, в редакции распоряжения Главы Республики Карелия от 30 марта 2020 года N 189-р, приостановлена на территории Республики Карелия работа объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), автозаправочных станций, а также объектов розничной торговли, реализующих продовольственные товары (и) или непродовольственные товары первой необходимости, указанные в приложении к настоящему распоряжению, кроме осуществления розничной торговли дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
Данный пункт распоряжением Главы Республики Карелия от 31 марта 2020 года N 190-р дополнен абзацем следующего содержания: "Продажа иных групп товаров в торговых организациях, осуществляющих торговлю продовольственными товарами и (или) предметами первой необходимости, допускается только в случае, если указанная торговля осуществляется на единых торговых площадях без расширения численности персонала и при условии, что объем общей выручки от продажи продовольственных товаров и (или) предметов первой необходимости составляет не менее 90 процентов от общего объема выручки."
В названный подпункт вносились изменения распоряжениями Главы Республики Карелия от 14 апреля 2020 года N 215-р, от 27 апреля 2020 года N 241-р, от 09 мая 2020 года N 255-р, от 14 мая 2020 года N 295-р, 23 мая 2020 года N 318-р, от 25 мая 2020 года N 320-р, от 29 мая 2020 года N 330-р, от 05 июня 2020 года N 339-р, от 8 июня 2020 года N 344-р, от 14 июня 2020 года N 350-р.
По состоянию на 23 июля 2020 года подпункт 1 пункта 11.10 Распоряжения N127-р от 12 марта 2020 года действовал в следующей редакции: "Организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю, обеспечить:
- вход и нахождение посетителей (потребителей) только в средствах индивидуальной защиты (масках), работу персонала торгового объекта только в индивидуальных средствах защиты (масках, перчатках), а также работу персонала, осуществляющего непосредственное взаимодействие с посетителями (потребителями), - в очках или лицевых защитных экранах в случае отсутствия защитных экранов (перегородок) между персоналом и посетителями (потребителями). Защитный экран (перегородка) в данном случае должен быть высотой не менее 2, 2 метра от пола и шириной не менее
1.5 метра;
- единовременное нахождение посетителей (потребителей) в объекте розничной торговли, из расчета не более одного посетителя (потребителя) на 30 кв. метров общей площади торгового объекта, в случае если общая площадь торгового объекта составляет менее 200 кв. метров - не более одного посетителя (потребителя) на 20 кв. метров;
- при скоплении очереди (во входной, кассовой зоне) организацию ожидания с соблюдением принципа социального дистанцирования не менее 1.5 метра;
- для входной зоны организовывать ожидание па улице;
- на торговых площадях, где представлен ассортимент продуктов питания для самостоятельной навески (упаковывания), места обработки рук посетителей (покупателей) кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками;
- на входе в объект розничной торговли и в торговых помещениях размещение информации об обязательности нахождения посетителей (покупателей) в средствах индивидуальной защиты (масках), а также об ответственности за нарушение требований настоящего распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Рекомендовать организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю:
- исключить возможность посетителям (покупателям) проводить самостоятельную навеску продуктов питания, реализацию товаров осуществлять в упакованном виде;
- осуществлять обеззараживание воздуха в помещениях с постоянным нахождением работников и посетителей (покупателей) путем использования бактерицидных облучателей-рециркуляторов, разрешенных для применения в присутствии людей, в соответствии с паспортом на соответствующее оборудование.
На территории Республики Карелия допускается работа организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся собственниками отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) площадью не менее 2000 кв. метров, предназначенных для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомобилей (далее - торговые центры (комплексы), передающих на любом законном праве помещения данного здания (строения, сооружения) для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, при условии обеспечения собственниками торговых центров (комплексов) следующих требований:
- обеспечить вход и нахождение в торговом центре (комплексе) только в средствах индивидуальной защиты (масках), в том числе обеспечить возможность приобретения (предоставления) посетителями (потребителями) средств индивидуальной защиты при входе в торговый центр (комплекс), а также рекомендовать разграничить зоны входа/выхода для входящих и выходящих посетителей (потребителей);
- обеспечить единовременное нахождение посетителей (потребителей) в торговом центре (комплексе) из расчета не более одного посетителя (потребителя) на 50 кв. метров общей площади торгового центра (комплекса), при скоплении очереди во входной зоне обеспечить организацию ожидания с соблюдением принципа социального дистанцирования на улице;
- организовать при входе места обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, в том числе с установлением дозаторов, парфюмерно-косметической продукцией (жидкости, лосьоны, гели, с аналогичным содержанием спиртов) или дезинфицирующими салфетками;
- обеспечить на входе в каждый торговый объект, объект бытового обслуживания, расположенный в торговом центре (комплексе), размещение информации о предельном количестве посетителей (потребителей), которые могут находиться на общей площади данного торгового объекта, объекта бытового обслуживания;
- проводить санитарную обработку помещения торгового центра (комплекса), а также твердых контактных поверхностей общественных зон с применением дезинфицирующих средств.
Организациям (индивидуальным предпринимателям), являющимся собственниками нежилых зданий (строений, сооружений) площадью менее 2000 кв. метров, предназначенных для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, обеспечить социальное дистанцирование между посетителями (покупателями) не менее 1, 5 метра в местах общего пользования в указанных зданиях (строениях, сооружениях).
Осуществление деятельности с нарушением правил, установленных настоящим распоряжением, подлежит приостановлению в соответствии с законодательством Российской Федерации."
Общество с ограниченной ответственностью "Пидлиснюк и партнеры" (далее - ООО "Пидлиснюк и партнеры"; Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением, в котором просило признать не соответствующим действующему законодательству подпункт 1 пункта 11.10 вышеназванного распоряжения Главы Республики Карелия (в редакции распоряжения Главы Республики Карелия от 31 марта 2020 года N 190-р).
По мнению административного истца, оспариваемая норма принята при превышении полномочий Главы Республики Карелия, противоречит подпункту "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года N 206, подпункту "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239, Распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р, и нарушает права и законные интересы Общества, так как в результате ее применения с 1 апреля 2020 года по дату предъявления иска в суд деятельность Общества приостановлена и организация несет убытки в виде неполученных доходов, которые могла бы получить при обычных условиях гражданского оборота.
В Верховный Суд Республики Карелия также поступило административное исковое заявление Пидлиснюка Д.А. о признании противоречащем действующему законодательству пункта 8.2 того же распоряжения Главы Республики Карелия (в редакции Распоряжения Главы Республики Карелия от 27 марта 2020 года N 182-р) во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 11.10 этого распоряжения.
В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемая норма противоречит статье 27 Конституции Российской Федерации, статьям 1 и 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 52421-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", незаконно ограничивает (нарушает) конституционное право граждан Российской Федерации, жителей города Сегежа Республики Карелия, в том числе и его, на свободу передвижения.
Определением суда от 2 июля 2020 года дела по названным исковым заявлениям объединены в одно производство.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 23 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 года решение Верховного Суда Республики Карелия от 23 июля 2020 года отменено. Производство по административному делу N За-148/2020 по административному исковому заявлению Пидлиснюка Д.А. и административному исковому заявлению ООО "Пидлиснюк и партнёры" о признании не действующим в части распоряжения Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года N 127-р прекращено.
На определение суда апелляционной инстанции И.О. прокурора Республики Карелия подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции указал, что оспоренные положения нормативного правового акта утратили силу, и в материалах дела нет доказательств того, что они применялись к административным истцам в период их действия.
Однако такие выводы противоречат нормам материального права и обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемой нормой Главой Республики Карелия был установлен запрет на посещение торговых центров (комплексов), объектов розничной торговли, в связи с тем, что деятельность последних приостановлена. Полагая, что оспариваемая норма ограничивает их права и не соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих высшую юридическую силу, административные истцы, как физическое лицо, так и организация, обратились в суд с административными исковыми заявлениями.
Во время рассмотрения дела судом первой инстанции п. 8.2 распоряжения Главы Республики Карелия N 127-р от 12 марта 2020 года "О введении с 12.03.2020 на территории Республики Карелия режима повышенной готовности" признан утратившим силу распоряжением Главы Республики от 29.06.2020 N 383-р. В подп. 1 п. 11.10 Главы Республики Карелия N 127-р от 12 марта 2020 года неоднократно вносились изменения, и по состоянию на дату рассмотрения дела судом первой инстанции по существу он действовал в редакции, не предусматривающей приостановление работы каких-либо объектов розничной торговли.
Однако установленные оспариваемыми нормативными правовыми актами ограничения длительное время применялись в отношении граждан и юридических лиц.
Таким образом, предусмотренные законом основания для прекращения производства по делу отсутствовали.
Апелляционное определение незаконно и подлежит отмене. Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 года отменить.
Дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пидлиснюк и партнеры", Пидлиснюк Д.А. о признании недействующими в части распоряжения Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года N 127-р направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции.
Настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 09 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.