Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1588/2020 по кассационной жалобе ООО "Псковмясопром" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 26 ноября 2020 года (N 33а-1948/2020) по административному исковому заявлению ООО "Псковмясопром" о признании незаконным представления прокуратуры города Пскова об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Н.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Псковмясопром" (далее - Общество) обратилось в Псковский городской суд Псковской области с административными исковыми требованиями о признании незаконным представления прокуратуры города Пскова от 19 февраля 2020 года N об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны.
В обоснование заявленных требований указало, что прокуратурой города Пскова в отношении ООО "Псковмясопром" проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - ФЗ N 28-ФЗ) о порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, по результатам которой в адрес ООО "Псковмясопром" внесено обжалуемое представление об устранении выявленных нарушений.
Административный истец полагал представление незаконным, указав, что на территории ООО "Псковмясопром", расположенного по адресу: "адрес", в подвале нового колбасного цеха имеется защитное сооружение гражданской обороны - убежище N 43, введенное в эксплуатацию 17 декабря 1992 года.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 9 августа 1999 года, основным видом деятельности является переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции.
Убежище ранее принадлежало ЗАО "Мясной Комбинат "Псковский", которое было признано банкротом и ликвидировано.
Административный истец не приобретал и не получал по акту приема передачи убежище N 43 или иной объект защитного сооружения гражданской обороны по указанному адресу.
Согласно выписке из Реестра Федерального имущества указанное убежище принадлежит Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего его имущества, полномочия собственника указанного объекта выполняет МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях.
Поскольку МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях помещение убежища N 43 не передавало на использование, в состав колбасного цеха данное помещение не входит, то требования прокурора, изложенные в оспариваемом представлении, об устранении Обществом выявленных нарушений незаконны.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 3 августа 2020 года административный иск ООО "Псковмясопром" о признании незаконным представления прокуратуры города Пскова удовлетворен. Признано незаконным представление прокуратуры города Пскова от 19 февраля 2020 года N об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны. С прокуратуры города Пскова взысканы в пользу ООО "Псковмясопром" расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 26 ноября 2020 года решение Псковского городского суда Псковской области от 3 августа 2020 года отменено, по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ООО "Псковмясопром" отказано.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 26 ноября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 15 декабря 2020 года, ООО "Псковмясопром" ставит вопрос об отмене судебного акта, полагая его постановленным с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов обстоятельствам дела, излагая доводы административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что ООО "Псковмясопром", расположенному по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности комплекс строений, в том числе новый колбасный цех, в подвальном помещении которого находится убежище.
Согласно паспорту убежища N от 19 января 1993 года оно принадлежит ЗАО "Мясной комбинат "Псковский", площадью 314, 1 кв.м, назначение убежища в мирное время: склад инструмента и коммерческих товаров, вместимость 300 человек.
Из выписки из реестра федерального имущества следует, что помещение убежища N 43 имеет реестровый номер N, дата присвоения 20 августа 2008 года, правообладателем является Российская Федерация, назначение убежища - мобилизационное имущество.
В 1999 году ЗАО "Мясной комбинат "Псковский" признано банкротом и ликвидировано, комплекс строений по указанному адресу приобретен ООО "Псковмясопром".
В 2012-2016 годах ГУ МЧС России по Псковской области в отношении ООО "Псковмясопром" проводились проверки в сфере гражданской обороны, в адрес Общества выносились предписания в целях устранения выявленных нарушений в убежище.
В феврале 2020 года прокуратурой города Пскова совместно с ГУ МЧС России по Псковской области проведена очередная проверка ООО "Псковмясопром", по результатам которой прокуратурой города Пскова в адрес Общества внесено представление от 19 февраля 2020 года N об устранении требований законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны.
В представлении указано на не обеспеченность работников Общества средствами индивидуальной защиты, отсутствие необходимой документации и знаков защитного сооружения гражданской обороны, не проведение осмотров и оценки качественного состояния фильтров-поглотителей, технического состояния защитного сооружения гражданской обороны и другие нарушения.
Административный истец, ссылаясь на принадлежность убежища Российской Федерации, и отсутствие законных оснований для его содержания, обратился с административным иском о признании представления незаконным.
Удовлетворяя требования ООО "Псковмясопром", суд первой инстанции исходил из того, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества; убежище является собственностью Российской Федерации; уполномоченным органом, осуществляющим полномочия собственника и управление федеральным имуществом, расположенным на территории г. Пскова, является МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, которое убежище административному истцу в установленном порядке не передавало, договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны с ООО "Псковмясопром" не заключался. Кроме того, помещение убежища ЗАО "Мясной комбинат "Псковский" по акту приема-передачи недвижимости от 22 октября 1999 года не передавало ООО "Псковмясопром", в Свидетельстве о государственной регистрации права, выданном Управлением Росреестра по Псковской области", помещение убежища не значится, также как и в справках ГП "Областное бюро технической инвентаризации". Также прокурором не учтено, что убежище переведено в укрытие.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение в апелляционном порядке по жалобе административного ответчика, не согласился с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 3 Модельного закона о гражданской обороне (принят в г. Санкт-Петербурге 15 июня 1998 года Постановлением 11-12 на 11-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) гражданская оборона организуется на всей территории страны по территориально-производственному принципу.
К органам управления гражданской обороной относятся, в том числе структурные подразделения или специалисты гражданской обороны на предприятиях и в организациях, независимо от их организационно-правовых форм (статья 10 Модельного закона о гражданской обороне).
Статья 17 Модельного закона о гражданской обороне предусматривает, что предприятия и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в соответствии с законодательством страны:
а) планируют и осуществляют мероприятия по защите своих работников, основных производственных фондов, продовольствия, источников водоснабжения, сырья, фуража и продукции, сельскохозяйственных животных и растений от воздействия средств поражения и в соответствии с нормами, утверждаемыми правительством страны, разрабатывают собственные планы гражданской обороны;б) осуществляют мероприятия с целью повышения устойчивости их функционирования в военное время;
в) создают и поддерживают в состоянии готовности гражданские формирования гражданской обороны;
г) осуществляют обучение по гражданской обороне работников предприятий и организаций, а также населения, проживающего в ведомственных жилых домах;
д) организуют и проводят аварийно-спасательные работы на закрепленной за ними территории;
е) создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения;
ж) создают в интересах гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов и обеспечивают их сохранность;
з) накапливают и хранят имущество гражданской обороны и поддерживают его в состоянии полной готовности к использованию.
Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определяет задачи, правовые основы осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (статья 1).
Статья 9 ФЗ N 28-ФЗ наделяет организации следующими полномочиями в области гражданской обороны: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (далее - Положение о гражданской обороне).
Согласно пункту 3 Положения о гражданской обороне федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются, в том числе строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
Исходя из приведенных правовых норм, организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, наделены полномочиями в области гражданской обороны, в том числе по сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты.
Обязанность организаций обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны и принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию также предусмотрено пунктом 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309.
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утверждены и введены в действие приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 (далее - Правила), они должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны (пункт 1.2 Правил).
В силу пункта 1.3 данных Правил в организациях, эксплуатирующих защитное сооружение гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитного сооружения гражданской обороны ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Готовность и использование защитного сооружения гражданской обороны по предназначению обеспечивают руководители гражданской обороны организации, на учете которых они находятся (пункт 1.7 Правил).
Таким образом, правовое регулирование правоотношений в сфере гражданской обороны основано на территориально-производственном принципе, согласно которому на предприятия и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, возлагается обязанность по учету, содержанию объектов защитных сооружений гражданской обороны, обеспечению сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
Поскольку убежище N 43 расположено на территории ООО "Псковмясопром", в частности, в подвале нового колбасного цеха, эксплуатируемого данным Обществом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно данное Общество в силу приведенного выше правового регулирования обязано его содержать в надлежащем состоянии.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 сентября 2012 года N 1602-О и Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 12 декабря 2019 года N 306-ЭС19-24011 доводы организаций, аналогичным образом ссылающихся на отсутствие оснований для содержания защитного сооружения гражданской обороны, нашли ошибочными, не соответствующими правовому регулированию в сфере гражданской обороны.
Также правильно судом апелляционной инстанции было учтено, что спорное убежище в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" подлежало передаче ООО "Псковмясопром" на ответственное хранение и в пользование в установленном порядке.
Отсутствие подобного договора между МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях с Обществом не освобождает последнее от предусмотренной законом обязанности по содержанию убежища, тем более что с 1999 года по 2020 год Общество исполняло свои обязанности по его содержанию, каких-либо претензий по поводу отсутствия договора не предъявляло.
В связи с этим, отсутствие такого договора не может повлечь освобождение Общества от установленных законом обязанностей в сфере гражданской обороны.
Что касается доводов административного истца о неправомерности несения дополнительных материальных расходов на осуществление мероприятий по гражданской обороне, то действующим законодательством данный вопрос также урегулирован.
В силу части 4 статьи 18 ФЗ N 28-ФЗ обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года N 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне" предусматривает, что расходы организаций на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные в связи с государственным оборонным заказом или по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом или внебюджетными средствами; в иных случаях расходы финансируются организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, - путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Поскольку судом первой инстанции при вынесении решения были неправильно применены нормы материального права и определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда обоснованно было отменено судом апелляционной инстанции с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 26 ноября 2020 года без изменения, кассационную жалобу ООО "Псковмясопром" - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 26 ноября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 4 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.