Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Васильева А.А. на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 16 марта 2020 года (N 2а-94/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 6 июля 2020 года (N 33а-1933/2020) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Карелия к Васильеву А.А. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС России N 5 по Республике Карелия обратилась в Сортавальский городской суд Республики Карелия с административным иском к Васильеву А.А, указав, что он являлся плательщиком транспортного налога, земельного налога, а также налога на имущество физических лиц. В связи с неуплатой задолженности, указанной в налоговых требованиях, направленных в адрес налогоплательщика, налоговый орган просил суд взыскать с налогоплательщика задолженность в размере 49236 руб. 29 коп, включая: налог на имущество физических лиц за 2017 г. - 849 руб, пени - 12 руб. 41 коп.; земельный налог за 2015-2017 годы в размере 36592 руб, пени - 534 руб. 84 коп.; транспортный налог за 2017 год в размере 11086 руб, пени - 162 руб. 04 коп.
Определением суда производство по делу в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 849 руб, пеней - 12 руб. 41 коп. прекращено в связи с отказом налогового органа от административного иска в указанной части.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 16 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 6 июля 2020 года, исковые требования Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Карелия удовлетворены. С Васильева А.А. взысканы земельный налог за 2015-2017 годы в размере 36592 руб, пени в размере 534 руб. 84 коп, транспортный налог за 2017 г. в размере 11086 руб, пени в размере 162 руб. 04 коп.; в бюджет Сортавальского муниципального района взыскана государственная пошлина в размере 1677 руб. 08 коп.
В кассационной жалобе на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 16 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 6 июля 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 23 декабря 2020 года, Васильев А.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм процессуального права, полагая, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд с административным иском о взыскании земельного налога, что должно повлечь отказ в его удовлетворении.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В силу пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.
Судами установлено, что 24 июня 2018 года Васильеву А.А. было направлено налоговое уведомление N, согласно которому за 2017 год налоговым органом исчислен земельный налог в размере 18296 руб, исходя из кадастровой стоимости участка 1219764 руб. и налоговой ставки 1, 5%.
Одновременно произведен перерасчет земельного налога за 3 месяца 2015 года и 2016 год в размере 3659 руб. и 14637 руб. соответственно, исходя из кадастровой стоимости участка 1219764 руб. и налоговой ставки 1, 5 %.
Срок уплаты установлен до 3 декабря 2018 года.
В установленный срок обязанность по уплате суммы налога административным ответчиком не исполнена, что послужило основанием для направления Васильеву А.А. требования N от 30 января 2019 года об уплате поименованного налога, а также образовавшейся сумме пени в срок до 26 марта 2019 года.
В связи с неисполнением требования на основании заявления налогового органа 19 апреля 2019 года мировым судьей судебного участка N 1 г. Сортавала Республики Карелия выдан судебный приказ о взыскании с Васильева А.А. задолженности по земельному налогу, транспортному налогу в пользу Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Карелия.
Судебный приказ был отменен мировым судьей 14 мая 2019 года в связи с поступлением возражений Васильева А.А. относительно его исполнения.
С административным иском в суд налоговый орган обратился 9 ноября 2019 года.
Материалы дела не содержат сведений о повторном взыскании с налогоплательщика задолженности, которая ранее уже была взыскана либо оплачена им в добровольном порядке.
Доводы Васильева А.А. о пропуске административным истцом срока обращения в суд противоречат материалам дела.
Исходя из положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Из представленного требования об уплате налога N от 30 января 2019 года следует, что процедура принудительного взыскания обязательных платежей налоговым органом была соблюдена.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке административного судопроизводства, который исчисляется со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Из материалов дела следует, что требованием N от 30 января 2019 года срок оплаты платежей установлен до 26 марта 2019 года, судебный приказ о взыскании задолженности вынесен 19 апреля 2019 года, то есть в пределах установленного шестимесячного срока.
Административный иск поступил в Сортавальский городской суд Республики Карелия 9 ноября 2019 года, то есть в пределах шестимесячного срока со дня вынесения определения от 14 мая 2019 года об отмене судебного приказа.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 16 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 6 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Васильева А.А. - без удовлетворения.
Решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 16 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 6 июля 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 4 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.