Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Малышева А.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 ноября 2020 года по административному делу N 2а-3560/2020 по административному исковому заявлению Малышева А.В. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным постановления от 26 декабря 2019 года N 12/3875 в части установления срока расселения жильцов многоквартирного дома до 2027 года, возложении обязанности установить срок сноса и расселения жильцов многоквартирного дома до 31 декабря 2020 года, о признании незаконным требования администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12 февраля 2020 года в части срока для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", установлении срока для сноса 6 месяцев с даты вручения требования.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малышева А.В. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указано, что Малышева А.В. является собственником квартиры адресу: "адрес". Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 26 декабря 2019 года N 2/3875 вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок сноса данного дома силами собственников помещений и определен срок отселения жителей дома до 2027 года. До настоящего времени в доме, являющимся аварийным, проживают граждане. Поскольку дальнейшая эксплуатация дома и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, действие административного ответчика об установлении срока сноса дома силами собственников помещений и сроках отселения жителей домов до 2027 года нарушает права граждан на благоприятную среду проживания. Административный истец полагает, что срок до 2027 года, то есть до момента расселения жильцов и сноса дома, является чрезвычайно длительным, и за период до 2027 года могут произойти необратимые последствия для граждан, так как в результате чрезвычайной ситуации указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред жильцам дома, окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить своё существование как объект недвижимости, что в свою очередь приведет к нарушению права жильцов, в том числе и тех, кто имеет право на выкуп принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в указанном аварийном доме в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и данный срок нельзя признать разумным. Полагает, что расходы по расселению и сносу дома должны быть запланированы и предусмотрены в бюджете МО ГО "Сыктывкар", с учётом необходимости заключения договора подряда, по результатам проведённого конкурса, на выполнение работ по сносу этого дома, соответственно, разумным сроком будет являться 31 декабря 2020 года.
Согласно требования о сносе аварийного Многоквартирного дома от 12 февраля 2020 года, направленного администрацией МО ГО "Сыктывкар" в адрес Малышевой А.В. срок для сноса дома собственникам установлен 36 месяцев. Считает установленный данным требованием срок для сноса дома за счет собственника не правомерным, полагает, что срок 6 месяцев будет достаточным для решения вопроса о сносе аварийного дома собственниками за свой счёт.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 ноября 2020 года, административный иск удовлетворен частично. Признан незаконным пункт 2 постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 26 декабря 2019 года N 12/3875 в части установления срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" - до 2027 года. На администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность устранить нарушение, определив иной срок принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях указанного многоквартирного дома. В удовлетворении требований о признании незаконным требования администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12 февраля 2020 года в части срока для сноса многоквартирного дома - 6 месяцев с даты вручения требования, отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником жилого помещения, а именно "адрес".
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" N 12/3875 от 26 декабря 2019 года указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" указано принять меры по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях данного многоквартирного дома в срок до 2027 года. Согласно пункту 3 постановления Комитет Жилищной политики администрации МО ГО "Сыктывкар" обязан направить гражданам, проживающим в жилых помещениях данного многоквартирного дома, уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания. Пунктом 4 постановления Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" обязано направить собственникам помещений требование о сносе многоквартирного дома за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.
12 февраля 2020 года администрацией МО ГО "Сыктывкар" в адрес собственников жилых помещений в "адрес", в том числе Малышевой А.В, направлено требование о добровольном сносе многоквартирного дома в срок 36 месяцев со дня получения требования. О принятом решении предложено сообщить в администрацию МО ГО "Сыктывкар" в срок до 01 июня 2020 года. Указано, что не направление ответа в установленный срок будет считаться отказом от осуществления сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Согласно заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции N 164 от 13 декабря 2019 года на основании отчета Северного филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 04 декабря 2019 года выявлены основания для признания многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим сносу, поскольку имеется деформация фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности.
Рассматривая дело и приходя к выводу об удовлетворении указанного требования об изменении срока отселения граждан, суд исходил из того, что многоквартирный дом представляет собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем собственникам, нанимателям, так и иным лицам, посещающим данный аварийный, ветхий дом.
Учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого находятся в разрушенном состоянии, а физический износ составляет 71%, суд пришёл к выводу о том, что установленный срок для принятия мер по расселению граждан до 2027 года не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным, допускающим возможность дальнейшего проживания собственников, нанимателей и членов их семей в условиях, угрожающих жизни и здоровью.
При таких обстоятельствах, определённый пунктом 2 постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" N 12/3875 от 26 декабря 2019 года срок принятия мер к расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного "адрес" - до 2027 года, признан судом неразумным и незаконным.
Поскольку в силу приведённых выше норм права определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, как указывалось выше, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, суд пришёл к правильному выводу о необходимости возложить на административного ответчика обязанность по установлению иного срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома.
Одновременно судом первой инстанции отказано в удовлетворении требований Малышевой А.В. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным требования администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12 февраля 2020 года в части срока для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома, об установлении срока для сноса 6 месяцев с даты вручения требования.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении указанного требования, суд исходил из того, что без соблюдения предусмотренной части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры решение об изъятии земельного участка, занятого подлежащим сносу многоквартирным жилым домом, и расположенного в таком доме жилого помещения для муниципальных нужд принято быть не может. При этом установление срока для добровольного сноса собственниками многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в данном случае - администрации МО ГО "Сыктывкар". При установлении указанного срока орган местного самоуправления должен исходить из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома - о сносе дома в добровольном порядке или об отказе от добровольного сноса, а также из периода времени, необходимого для выполнения комплекса работ по сносу многоквартирного дома.
Из системного анализа положений статьей 55.30 и 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также учитывая, что снос многоквартирного дома предусматривает необходимость подготовки проектной документации по организации работ по сносу, а также выполнение мероприятий по отключению дома от сетей инженерно-технического обеспечения и выполнения уполномоченным индивидуальным предпринимателем или организацией работ по сносу дома с заключением договора подряда, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое административным истцом требование от 12 февраля 2020 года об установлении срока добровольного сноса аварийного многоквартирного дома принято администрацией МО ГО "Сыктывкар" в соответствии с имеющимися полномочиями, с соблюдением установленного нормами Жилищного кодекса Российской Федерации порядка.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами, полагая их законными и обоснованными и не находя оснований для удовлетворения требований Малышевой А.В. в указанной части.
Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 200 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно пункту 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дом установленным в Положении требованиям.
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное в абзаце пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшего использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Реализуя предоставленные законом полномочия, администрация МО ГО "Сыктывкар" требованием от 12 февраля 2020 года N 01 04/849 собственнику жилого помещения по адресу: "адрес", Малышевой А.В. установиласрок для добровольного сноса многоквартирного дома - 36 месяцев со дня получения требования. Кроме того в требовании указано, что в случае, если по истечении установленного срока не будет осуществлен снос аварийного многоквартирного жилого дома, администрацией МО ГО "Сыктывкар" будет решаться вопрос о принятии решения об изъятии принадлежащих собственникам жилых помещений в данном доме, а также земельного участка, предназначенного для обслуживания данного дома, в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3, 5-9 названной статьи.
Без соблюдения предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры решение об изъятии земельного участка, занятого подлежащим сносу многоквартирным жилым домом, и расположенного в таком доме жилого помещения для муниципальных нужд принято быть не может. При этом установление срока для добровольного сноса собственниками многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в данном случае - администрации МО ГО "Сыктывкар". Единственным предусмотренным законом критерием для установления этого срока является его разумность.
Таким образом, при установлении указанного срока орган местного самоуправления должен исходить из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома - о сносе дома в добровольном порядке или об отказе от добровольного сноса, а также из периода времени, необходимого для выполнения комплекса работ по сносу многоквартирного дома.
Оспариваемое требование администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12 февраля 2020 года соответствует требования закона, а само по себе то обстоятельство, что органом местного самоуправления установлен срок добровольного сноса многоквартирного дома в течение 36 месяцев, не нарушает прав истцов и не создает им препятствий к осуществлению таковых. Установленный в требовании администрации срок для совершения мероприятий по сносу аварийного дома на жилищные права истцов, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, не влияет.
Допустимых и достоверных доказательств того, что установленный срок в 36 месяцев для добровольного сноса многоквартирного "адрес", не является разумным суду не представлено. В свою очередь, установление срока для добровольного сноса дома в 6 месяцев с момента получения оспариваемого требования не будет отвечать принципам разумности, поскольку срок сноса аварийного дома не может быть меньше срока отселения граждан из аварийного многоквартирного дома, а равно установление срока в 6 месяцев будет нарушать права граждан на получение жилого помещения взамен аварийного и не позволит в установленном порядке соблюсти процедуры, предусмотренные статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Какого-либо неправомерного бездействия по принятию решения об изъятии земельного участка и жилых помещений ответчиком не допущено.
Ссылки на то, что дальнейшая эксплуатация жилого дома и проживание в нём граждан создает угрозу для их жизни и здоровья, избранным истцом способом не влечёт возможность восстановления нарушенных прав и возложение обязанности на орган местного самоуправления расселить жильцов и снести аварийный жилой дом в течение 6 месяцев, потому что, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включён в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В силу пункта 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.
Учитывая указанные обстоятельства, письмами администрации МО ГО "Сыктывкар" от 08 ноября 2019 года N 01/1-13/1796, от 09 января 2020 года N 01/1-13/12, от 23 апреля 2020 года N 01/1-13/630 в адрес жителей жилого помещения по адресу: "адрес", в том числе в адрес самой Малышевой А.В, направлялись предложения о предоставлении жилого помещения маневренного фонда для временного проживания, вместе с тем, жильцы фактически отказались от их предоставления.
Суд апелляционной инстанции указал, что в настоящее время Малышева А.В. не лишена права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых актов, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее судами обеих инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения и апелляционного определения, либо опровергали изложенные выводы и выводы судов, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Малышева А.В. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным постановления от 26 декабря 2019 года N 12/3875 в части установления срока расселения жильцов многоквартирного дома до 2027 года, возложении обязанности установить срок сноса и расселения жильцов многоквартирного дома до 31 декабря 2020 года, о признании незаконным требования администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12 февраля 2020 года в части срока для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", установлении срока для сноса 6 месяцев с даты вручения требования, оставить без изменения, кассационную жалобу Малышева А.В. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 ноября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 09 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.