Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бакулина А.А.
судей Ирышковой Т.В, Шкарупиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 6 августа 2020 г. по делу N 2-1371/2020 по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска истец указала, что имеет статус из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечена.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 6 августа 2020 г, в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 содержится просьба об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных, принятии по делу решения об удовлетворении её исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец лишен родительских прав по решению Усть-Цилемского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ).
До достижения совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ) истец находилась под опекой ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми по вопросу обеспечения ее жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ N Министерство уведомило истца об отсутствии ее в списках и на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указав также на отсутствие оснований для предоставления жилого помещения ввиду достижения ею на момент обращения 34 лет.
Судом также установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась долевым собственником (1/2 доля) в праве собственности на жилое помещение по адресу: "адрес", площадью 29, 8 кв.м.
В настоящее время истец зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: "адрес".м, а с ДД.ММ.ГГГГ ей на праве общей долевой собственности (в 1/3 доле) принадлежит жилое помещение по адресу: "адрес", площадью 19, 20 кв.м.
Согласно объяснений истца, квартира по адресу: "адрес" кв.м. приобретена в период её брака с ФИО6 (право собственности зарегистрировано на имя ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ), и является совместной собственностью супругов.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь нормами Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-P3 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан", исходил из того, что истец не была поставлена уполномоченным органом на соответствующий учет до достижения ею возраста 23 лет, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления не обращалась, на дату обращения с заявлением по вопросу о предоставлении жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, ей исполнилось 34 года, доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представлено, при этом суд учел наличие в собственности истца пригодных для постоянного проживания жилых помещений и отсутствия данных о признании её нуждающейся в жилых помещениях, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, как лицу, относившемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об отказе истцу в иске.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы жалобы заявителя о незаконности обжалуемых судебных постановлений фактически сводятся к несогласию с установленными судом обстоятельствами и основаны на неправильном применении регулирующих спорные правоотношения норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции до 01.01.2013) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При разрешении спора суды исходили из приведенных положений действующего законодательства на момент возникновения спорных правоотношений, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные соответствующим Федеральным законом, в том числе, и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
В настоящее время порядок предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не изменен.
Законом Республики Коми от 25.12.2015 N 134-P3 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" предусмотрено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа включаются в список органами местного самоуправления на основании запросов граждан или их законных представителей (ст. 3).
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судом установлено, что ФИО1, ранее относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имела, как на момент достижения совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ) и 23 лет (ДД.ММ.ГГГГ), так и на ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение для постоянного проживания на праве собственности, площадью превышающей учётную норму в 11 кв.м, установленной решением Совета МО ГО "Ухта" от ДД.ММ.ГГГГ N, и не признанное непригодным для проживания.
ФИО1, после достижения 18 лет, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по месту жительства, не встала, не обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, обращение с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения к ответчику последовало лишь в 2019 году, т.е. по достижении истцом 34 лет, при этом доказательств наличия уважительных причин, препятствующих постановке на соответствующий учет до 23-летнего возраста, суду не представила.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1, вопреки доводам ее жалобы.
Несогласие заявителя жалобы с установленными судом обстоятельствами и оценкой доказательств, на основании которых суд пришел к выводу об отказе её в иске, не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких -либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 6 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.