Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Рогачевой В.В, Сазоновой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 11 августа 2020 года по делу N 2- 1527/2020 по иску ФИО1 к ФКУ "Военный комиссариат "адрес"" о взыскании недополученной части пенсии по выслуги, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат "адрес"" о взыскании недополученной части пенсии по выслуги, ссылаясь, что имеет стаж военной службы 28 лет. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N он досрочно уволен с военной службы с должности судьи Балтийского флотского военного суда в связи с организационно-штатными мероприятиями.
С ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете и пенсионном обеспечении в ФКУ "Военный комиссариат "адрес"". Пенсия ему назначена в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и включала в себя надбавку за выслугу лет, размер которой с момента назначения пенсии и до ДД.ММ.ГГГГ составлял 70% при учтенной выслуге лет (стаже службы).
С ДД.ММ.ГГГГ пенсия за выслугу лет начислялась и выплачивалась ему, исходя из оклада по воинскому званию, установленному ФЗ РФ от 01 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих", с указанной даты ему был произведен перерасчет пенсии, выплата которой в дальнейшем стала производиться с применением процентной надбавки за выслугу лет в размере 40%. В связи с возникновением права на получение ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания судьи, которая выплачивается за счет средств Судебного департамента при Верховном Суде РФ, с 01 апреля 2013 года выплата назначенной пенсии за выслугу лет на военной службе приостановлена по его просьбе.
С расчетом пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из процентной надбавки за выслугу лет в размере 40%, он не согласен, в связи с чем обратился к ответчику с заявлением о ее перерасчете. Однако в удовлетворении заявления отказано, что, по его мнению, является незаконным, поскольку в связи с реформированием системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе военным судьям. При этом в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ изменению не подлежал, поскольку пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены в отдельную категорию, в отношении которой установлено специальное правовое регулирование частью 6 статьи 12 ФЗ N-Ф3. В этой связи уменьшение при перерасчете размеров пенсий с ДД.ММ.ГГГГ размера процентной надбавки за выслугу лет пенсионерам из числа военных судей не только противоречит данной норме, но и ставит последних в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет не уменьшается. В результате неправильного исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет при расчете размера пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему не доплачена пенсия на общую сумму 104 430, 30 рублей.
Учитывая изложенное, просил взыскать с ответчика недополученную часть пенсии по выслуге лет в указанном размере.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу".
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 11 августа 2020 года, исковые требования ФИО6 B.Л. удовлетворены.
С ФКУ "Военный комиссариат "адрес"" в пользу ФИО4 взыскана невыплаченная часть пенсии за выслугу лет на военной службе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 104 430, 30 рублей.
В кассационной жалобе, заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ N подполковник юстиции ФИО6 B.Л, прикомандированный к военным судам, досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. "а" п. 2 ст. 51 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1), рассчитана выслуга лет в календарном исчислении 27 лет 5 месяцев, в льготном исчислении 28 лет.
Приказом председателя Балтийского флотского военного суда от ДД.ММ.ГГГГ N истец исключен из списков личного состава.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 B.Л. состоял на воинском учете и пенсионном обеспечении в ФКУ "Военный комиссариат "адрес"". При этом процентная надбавка за выслугу лет ему установлена в размере 70%.
С ДД.ММ.ГГГГ пенсия истцу выплачивалась из расчета процентной надбавки за выслугу лет в размере 40% от оклада денежного содержания в связи с принятием ФЗ РФ от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Выплата пенсии истцу военным комиссариатом "адрес" прекращена по его просьбе с ДД.ММ.ГГГГ в связи с переходом на пенсию в другое ведомство.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с необоснованным снижением процентной надбавки за выслугу лет.
ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете пенсии истцу ответчиком отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО6 B.Л, суд первой инстанции исходил из того, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных ст. 2 ФЗ РФ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьи 2 Федерального закона N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отсутствует, прямо исключена частью 6 статьи 12 ФЗ РФ N 309-ФЭ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров частей 8 - 11 статьи 12 данного Федерального закона), в связи с чем пришел к выводу, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с ДД.ММ.ГГГГ размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал.
С указанным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы следует признать верными и обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права.
Так, с 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", установивший иной размер надбавки за выслугу лет при стаже 25 лет и более - вместо ранее установленных 70 % предусмотрена надбавка 40 %.
Порядок применения закона и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы частями 6, 8, 9 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2011 года N 309-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу части 8 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации N 309-Ф3 размеры пенсий, назначенных гражданам до 01 января 2012 года, подлежат пересмотру с 01 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации N 306-ФЗ, Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Часть 9 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации N 309-Ф3 предусматривает, что при пересмотре указанных в ч. 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации N 306-ФЗ или статьи 203 Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Таким образом, по общему правилу ранее назначенные размеры пенсий подлежали перерасчету с 01 января 2012 года в том числе и в части процентной надбавки за выслугу лет).
При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации N 309-Ф3 было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью 2 статьи 43 и пунктом "б" части 1 статьи 49 Закона N 4468-1, а также положений частей 8 - 11 указанной статьи.
Статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 04 ноября 2014 года N 342-Ф3 такое регулирование было дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 01 января 2012 года пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет.
Согласно названному положению пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 01 января 2012 года в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации N 306-ФЗ и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" и частью 5 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 403-Ф3 "О Следственном комитете Российской Федерации", которые Федеральным законом N 309-Ф3 не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.
Из приведенных норм следует, что в связи с реформированием с 01 января 2012 года системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до 01 января 2012 года военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. Но если в части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий указанным лицам, часть 5 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации N 309-Ф3 содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленных статьей 2 Федерального закона Российской Федерации N 306-ФЗ, то относительно размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), указанная норма такого указания не содержит.
Учитывая, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона Российской Федерации N 306-ФЗ или статьи 2 Федерального закона Российской Федерации N 247-ФЗ, прямо исключена частью 6 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации N 309-Ф3 (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров ч.ч. 8 -11 ст. 12 данного Федерального закона), суды пришли к правомерному выводу, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с января 2012 года размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал.
Установив, что пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены законодателем в отдельную категорию, суды пришли к выводу, что уменьшение при перерасчете размеров пенсий с 01 января 2012 года размера процентной надбавки за выслугу лет пенсионерам из числа военных судей противоречит положениям приведенных норм материального права, и ставит их в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, что нарушает конституционный принцип, закрепленный в статьях 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации.
Следовательно, при определении размера пенсии истцу с 01 января 2012г. следовало учитывать надбавку за выслугу лет в прежнем размере 70%.
Доводы кассационной жалобы ответчика со ссылкой на неверное применение судами норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, и не свидетельствуют о наличии правовых оснований, предусмотренных ст. 397.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений, фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, которые являлись предметом исследования, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 11 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.