Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ирышковой Т.В, судей Шкарупиной С.А, Нагуляк М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-462/2020 по исковому заявлению Чусина А. С. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о включении периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кондопога Республики Карелия (межрайонное) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шкарупиной С.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чусин А.С. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву с 20 апреля 1983 года по 16 октября 1984 года, об осуществлении перерасчёта размера страховой пенсии с момента возникновения права на данную выплату.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является получателем пенсии по старости с 25 марта 2020 года. В период с 20 апреля 1983 года по 16 октября 1984 года он проходил службу в войсковой части 49491, дислоцировавшейся в г. Мирный Архангельской области. После увольнения с военной службы с 05 декабря 1984 года он был трудоустроен в ПО "Петрозаводскбуммаш" в должности токаря-карусельщика 3 разряда. Однако пенсионный орган отказал ему в перерасчёте пенсии с учетом данного периода военной службы.
Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 28 мая 2020 года исковые требования удовлетворены: на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кондопога Республики Карелия (межрайонное) возложена обязанность включить Чусину А.С. в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву с 20 апреля 1983 года по 16 октября 1984 года в районах Крайнего Севера; произвести Чусину А.С. перерасчет страховой пенсии по старости с 01 апреля 2020 года с учётом указанного периода прохождения военной службы по призыву.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кондопога Республики Карелия (межрайонное) - без удовлетворения.
В кассационной жалобе начальником ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кондопога Республики Карелия (межрайонное) Тихомировым Д.Н. ставится вопрос об отмене апелляционного определения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. В доводах жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права и обращает внимание на то, что на момент прохождения истцом военной службы "адрес" к районам Крайнего Севере отнесен не был.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права является:
- неприменение закона, подлежащего применению;
- применение закона, не подлежащего применению;
- неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении настоящего дела, которые выразились в следующем.
При рассмотрении возникшего спора судами установлено, что Чусин А.С. является получателем пенсии по старости.
В период с 10 октября 1982 года по 16 октября 1984 года он проходил срочную военную службу, при этом в период с 20 апреля 1983 года по 16 октября 1984 года он проходил службу в воинском звании - "сержант" в должности - командир отделения в войсковой части N, которая дислоцировалась в "адрес".
Согласно трудовой книжке истец после увольнения со службы 05 декабря 1984 года принят на ПО "Петрозаводскбуммаш" им. В.И. Ленина в качестве токаря-карусельщика 3-го разряда механосборочного цеха N 20.
Согласно распоряжению Правительства РСФСР от 14 декабря 1991 года N147-р г. Мирный Архангельской области отнесён к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года N 2226, г. Петрозаводск Республики Карелия отнесён к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
При назначении пенсии по старости период прохождения военной службы по призыву включен пенсионным органом в страховой стаж истца, а период работы истца на указанном выше предприятии засчитан в стаж работы, в том числе в условиях местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
При обращении истца к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии в связи с прохождением срочной военной службы по призыву в районах Крайнего Севера ему в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости отказано со ссылкой на то, что положения части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются только в целях определения права лица на страховую пенсию при ее назначении, но не для перерасчёта размера назначенной пенсии.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд перовой инстанции исходил из того, что истец проходил действительную срочную военную службу в районах Крайнего Севера, устроился на работу в организацию, расположенную в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в течение трех месяцев после увольнения в запас, и пришел к выводу о том, что Чусин А.С. имеет право на включение спорного периода в стаж работы в особых климатических условиях.
Проверяя законность и обоснованность решения, постановленного судом первой инстанции, с данными выводами суда и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, находит указанные выводы судов основанными на неверном применении норм материального права и несоответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона N 400 "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 17 Федерального закона N 400 "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 400 "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6 статьи 17 этого закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Положения статьи 17 Федерального закона N 400 "О страховых пенсиях" являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное ими правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
Между тем, суд первой инстанции приведенные нормативные положения к спорным отношениям не применил, вследствие чего неправильно установилюридически значимые для разрешения настоящего спора обстоятельства.
По настоящему делу суд первой инстанции не учел, что одновременное наличие либо отсутствие таких обстоятельств как: прохождение военной службы по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины или военного строителя, прохождение службы в районах, относящихся в период ее прохождения к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям, длительность перерыва между увольнением с военной службы по призыву (начиная с 1968 года) и работой не более 3 месяцев, отнесение территории, где осуществлялась работа, на дату зачисления на работу после окончания военной службы по призыву к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям, поступление на вышеуказанную работу до 01 января 1992 года, имеет значение при разрешении вопроса о праве истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости, тогда как в спорном случае истец уже является получателем пенсии по старости с 25 марта 2020 года и его последующее обращение в пенсионный орган было направлено на изменение размера пенсии и установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Более того, как установлено судами и указано выше, согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 N 1029 (с изменениями и дополнениями) г. Мирный Архангельской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, начиная с 01 января 1992 года.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не были устранены судом апелляционной инстанции.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принимая во внимание, что поименованные выше требования процессуального закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 августа 2020 года подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 августа 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный Суд Республики Карелия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.