г. Нижний Новгород
17 февраля 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Бушминой А.Е, при секретаре судебного заседания Грязнове Ю.В, рассмотрел административное дело по административному исковому Зангировой Ляйсан Каюмовны, Голубевой Зои Александровны к Совету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10 июля 2015 года N 549 по частной жалобе и дополнениям к частной жалобе Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на определение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2020 года о прекращении производства по делу.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения представитель административного ответчика Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - Сухих П.К, представителя заинтересованного лица Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - Мингазова Н.Н, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, ФИО2 апелляционный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы Зангирова Л.К, Голубева З.А, являющиеся собственниками земельных участков, расположенных на территории Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района, утвержденных решением Совета Зеленодольского муниципального района от 10 июля 2015 года N 549, ссылаясь на несоответствие их нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере градостроительной деятельности, нарушение прав и законных интересов в землепользовании, создании препятствий в использовании спорных земельных участков в соответствии с их назначением.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2020 года производство по административному делу прекращено на основании части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В частной жалобе и дополнениях к частной жалобе Совет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан просил определение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2020 года отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - Сухих П.К, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы частной жалобы поддержала, просила изменить мотивировочную часть определения суда, пояснила, что после принятия обжалуемого определения суда Советом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан принято решение от 14 декабря 2020 года N 29 "О Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", которым Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденные решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10 июля 2015 года N 549 признаны утратившими силу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - Мингазов Н.Н, участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, просил прекратить производство по делу в связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт признан утратившим силу решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 14 декабря 2020 года N 29.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. полагал необходимым определение суда оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и дополнений к ней, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ предусмотрено, что суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца;
Аналогичные основания для прекращения производства по делу содержатся в части 2 статьи 194 КАС РФ.
Положениями части 11 статьи 213 КАС РФ установлено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
В пункте 25 постановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что административный истец ФИО10 является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу "адрес", Зеленодольский муниципальный район, "адрес"; административный истец ФИО1 имеет долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу "адрес", Зеленодольский муниципальный район, "адрес"А.
Решениями Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в 2013-2019 годах принимались следующие нормативные правовые акты, которыми утверждались, вносились изменения и признавались утратившими силу Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан:
- решением от 25 января 2013 года N 97 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (т.3 л.д.98);
- решением от 25 июля 2017 года N 155 внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденные решением Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан N 97 от 25 января 2013 года (т.2 л.д.103-109);
- решением от 8 декабря 2017 года N 188 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан; а также признаны утратившими силу решение Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 25 января 2013 года N 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" и решение Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 25 июля 2017 года N 155 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденные решением Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан N 97 от 25 января 2013 года" (т.2 л.д.133-134);
- решением от 10 сентября 2019 года N 343 признано утратившим силу решение Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 8 декабря 2017 года N 188 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (т.2 л.д.130).
Кроме того, Советом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в 2015-2020 годах принимались следующие нормативные правовые акты, которыми утверждались, вносились изменения и признавались утратившими силу Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан:
- решением от 10 июля 2015 года N 549 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в новой редакции; Совету Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан рекомендовано внести соответствующие изменения в свои муниципальные правовые акты в связи с принятием данного решения (т.2 л.д.42);
- решением от 16 декабря 2019 года N 463 внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденные решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10 июля 2015 года N 549 (т.2 л.д.102);
- решением от 14 декабря 2020 года N 29 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в новой редакции; признаны утратившими силу решения Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10 июля 2015 года N 549 "О Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" и от 16 декабря 2019 года N 463 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденные решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан N 549 от 10 июля 2015 года" (т.3 л.д.84-85).
Прекращая производство по административному делу, суд первой инстанции, сославшись на положения части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, указал, что в результате последовательного принятия органами местного самоуправления равных по юридической силе нормативных правовых актов происходила замена одного документа градостроительного зонирования сельского поселения другим, который применялся и на его основании реализовывались права и законные интересы граждан и организаций, при этом предыдущие Правила землепользования и застройки утрачивали силу, следовательно, само по себе включение решения Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10 июля 2015 года N 549 в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан и отсутствие в этом регистре сведений об отмене данного решения не может служить основанием для признания упомянутого акта действующим, а поскольку в административном исковом заявлении Зангировой Л.К, Голубевой З.А. оспаривается нормативный правовой акт - Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района, утвержденные решением Совета Зеленодольского муниципального района от 10 июля 2015 года N 549, которые прекратили свое действие и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административных истцов, то производство по делу подлежит прекращению.
В частной жалобе административный ответчик указал, что суд дал неправильную оценку тому, что последовательная замена Советом Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан нормативных правовых актов градостроительного зонирования, утвержденных решениями Совета Осиновского сельского поселения, не могло повлечь за собой признание утратившим силу решения Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10 июля 2015 года N 549, то есть решения принятого другим органом местного самоуправления другого муниципального образования; нормативный правовой акт признается утратившим силу только тем органом, который его принял, в связи с чем Совет Осиновского сельского поселения при принятии своих нормативных правовых актов не мог прекратить действие нормативного правового акта, принятого Советом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Суд апелляционной инстанции полагает указанные доводы частной жалобы заслуживающими внимание, поскольку на 11 сентября 2020 года - дату вынесения определения суда о прекращении производства по делу, оспариваемый нормативный правовой акт - Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденные решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10 июля 2015 года N 549 (в редакции от 16 декабря 2019 года N 463) - не утратил силу, не был отменен или изменен.
Вместе с тем, указанные доводы частной жалобы не могут повлечь отмену определения суда о прекращении производства по делу, поскольку, как указано выше, решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 14 декабря 2020 года N 29 признаны утратившими силу решения Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10 июля 2015 года N 549 "О Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" и от 16 декабря 2019 года N 463 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденные решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан N 549 от 10 июля 2015 года".
Таким образом, на дату рассмотрения частной жалобы судом апелляционной инстанции, оспариваемые Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденные решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10 июля 2015 года N 549 (в редакции от 16 декабря 2019 года N 463) утратили силу.
Суд апелляционной инстанции предлагал административным истцам и их представителю предоставить сведения о том, применилось ли к административным истцам решение Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10 июля 2015 года N 549, которым утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, признанное утратившим силу решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 14 декабря 2020 года N 29, а также затрагивает ли в настоящее время решение Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10 июля 2015 года N 549 права, свободы и законные интересы административных истцов, на что от представителя административных истцов поступил ответ, что обжалуемый нормативный правовой акт права административных истцов не нарушает.
Согласно информации административного ответчика и письму муниципального бюджетного учреждения "Управление архитектуры и градостроительной политики Зеленодольского муниципального района" в исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан собственники земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" за оформлением изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков не обращались.
Доказательств того, что утративший силу оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт затрагивает их права, свободы и законные интересы, применялся к административным истцам, либо имеется нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов, в материалы дела административными истцами не представлено, в ходе рассмотрения дела таких обстоятельств судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции также не установлено.
При таких обстоятельствах, поскольку в настоящее время оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административных истцов и нарушение или угроза нарушения их прав, свобод и законных интересов не установлены, то производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214, части 2 статьи 194 КАС РФ подлежит прекращению, в связи с чем оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2020 года о прекращении производства по делу оставить без изменения, частную жалобу и дополнения к частной жалобе Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 февраля 2021 г.
Судья А.Е. Бушмина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.