г. Нижний Новгород 2 марта 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Красновой Н.П, рассмотрев частную жалобу Министерства транспорта Пермского края на определение Пермского краевого суда от 7 декабря 2020 года об отказе в удовлетворении заявления об отмене мер предварительной защиты по административному делу по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Шадрина Николая Николаевича к Правительству Пермского края о признании недействующей со дня принятия строку 6(1) Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N1020-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 2 сентября 2020 года N634-п в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок - 1 декабря 2020 года
установил:
Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п утвержден Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае.
Постановление опубликовано 30 декабря 2019 года в издании Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" за N 51 (том 2).
В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования (то есть 9 января 2020 года), за исключением отдельных положений, вступивших в силу в иные сроки.
Приложением 1 к Документу планирования утверждено решение об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае с действующего вида регулярных перевозок "по нерегулируемым тарифам" на измененный вид регулярных перевозок "по регулируемым тарифам", в том числе в отношении межмуниципального маршрута N 104/1 " "данные изъяты"", которое вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования постановления, то есть 27 июня 2020 года.
Постановлением Правительства Пермского края от 2 сентября 2020 года N 634-п "О внесении изменения в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 г. N 1020-п" внесены изменения в Приложение 1 к Документу планирования, в частности строка 6(1) в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок, изложена в следующей редакции: "1 декабря 2020 года".
Индивидуальный предприниматель Шадрин Н.Н. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующей со дня принятия строку 6(1) Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 2 сентября 2020 года N 634-п в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок - 1 декабря 2020 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является субъектом отношений, регулируемым оспариваемым постановлением. В настоящее время индивидуальный предприниматель осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 104/1 " "данные изъяты"" по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, выданного Министерством транспорта Пермского края сроком действия с 9 февраля 2017 года по 9 февраля 2022 года. Вступление в силу оспариваемых положений предполагает прекращение перевозки пассажиров ИП Шадриным Н.Н. по маршруту N 104/1 " "данные изъяты"" по нерегулируемому тарифу, проведение аукциона, заключение государственного контракта на перевозку пассажиров по этому маршруту по регулируемому тарифу. ИП Шадрин Н.Н. с 1 декабря 2020 года будет лишен права осуществления регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу по межмуниципальному маршруту N 104/1, то есть значительно ранее срока, указанного в свидетельстве, до 9 февраля 2022 года.
30 ноября 2020 года административный истец ИП Шадрин Н.Н. обратился в суд с заявлением о применении мер предварительной защиты в виде запрета применения норм Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п (в редакции постановления N 634-п от 2 сентября 2020 года) в отношении позиции 6(1) маршрута регулярных перевозок N 104/1 сообщением " "данные изъяты"" таблицы "Решение об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае" до вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Определением Пермского краевого суда от 30 ноября 2020 года заявление административного истца удовлетворено, по делу применены меры предварительной защиты в виде запрета применения в отношении ИП Шадрина Н.Н. пункта 6/1 Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 2 сентября 2020 года N 634-п в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок - 1 декабря 2020 года.
1 декабря 2020 года в суд поступило заявление заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края об отмене мер предварительной защиты, принятых определением суда от 30 ноября 2020 года.
В обоснование заявления Министерство указало, что принятые меры несоотносимы с заявленным требованием и несоразмерны ему. В соответствии с законодательством Российской Федерации ни Правительство Пермского края, ни Министерство транспорта Пермского края не наделены полномочиями по реализации Документа планирования, в силу чего указанные органы не имеют возможности обеспечить исполнение определения.
В силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Государственным казенным учреждением "Оператор пассажирских перевозок Пермского края" (как органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на организацию транспортного обслуживания населения на территории Пермского края) по межмуниципальным маршрутам N 104, 106, 108, 148 заключен государственный контракт на выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок от 30 ноября 2020 года N 48-ОПП-20, и, поскольку Государственное казенное учреждение "Оператор пассажирских перевозок Пермского края" не является участником административного дела, установленные определением суда меры предварительной защиты напрямую нарушают публичные интересы и интересы третьих лиц, в частности указанного органа и пассажиров, пользующихся пассажирским транспортом по данным маршрутам, не являющимся предметом рассмотрения по настоящему делу.
Определением Пермского краевого суда от 7 декабря 2020 года в удовлетворении заявления заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края об отмене мер предварительной защиты в рамках административного дела N 3а-2015/2020, принятых определением суда от 30 ноября 2020 года, отказано.
В частной жалобе Министерство транспорта Пермского края просит определение Пермского краевого суда от 7 декабря 2020 года отменить как незаконное и необоснованное.
Прокуратурой Пермского края, административным истцом представлены возражения о необоснованности доводов частной жалобы и законности определения судьи.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса, судьями соответствующих судов единолично.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, оценив доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статьи 85 КАС РФ по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Частью 4 статьи 85 КАС РФ установлено, что меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.
В соответствии со статьей 211 КАС РФ по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.
Согласно части 1 статьи 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.
Рассматривая заявление административного истца о принятии мер предварительной защиты, суд первой инстанции пришел к выводу о его удовлетворении и исходил из того, что до принятия судом решения по административному делу N 3а-2015/2020 существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта в случае их применения свидетельствуют о необходимости осуществления деятельности по маршруту N104/1 иного перевозчика с 1 декабря 2020 года. Также указал, что защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет затруднительна без принятия таких мер, в случае заключения государственного контракта с новым перевозчиком.
Отказывая в удовлетворении заявления заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края об отмене мер предварительной защиты в рамках административного дела N 3а-2015/2020, наложенных определением суда от 30 ноября 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют основания для отмены наложенной определением судьи от 30 ноября 2020 года меры предварительной защиты по административному делу. При этом исходил из того, что основания для применения мер предварительной защиты не отпали. Напротив, из пояснений лиц, участвующих в деле, судом было установлено, что вопреки принятым мерам предварительной защиты, заключен государственный контракт с другим перевозчиком для осуществления регулярных перевозок пассажира и багажа.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для отмены ранее принятых мер предварительной защиты по административному делу.
Как следует из материалов дела, на момент рассмотрения заявления заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края об отмене мер предварительной защиты, рассмотрение административного иска ИП Шадрина Н.Н. не было завершено. Следовательно, основания для их применения не отпали, таких сведений и обстоятельств не указано и в частной жалобе.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для отмены принятых мер предварительной защиты по делу. Меры предварительной защиты в рассматриваемом случае соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
Определение судьи Пермского краевого суда от 7 декабря 2020 года оставить без изменения, частную жалобу Министерства транспорта Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.