г. Нижний Новгород
10 марта 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Батялова В.А, рассмотрев материалы административного дела по частной жалобе ООО "Деллос" на определение Самарского областного суда от 12 января 2021 года о возврате административного искового заявления ООО "Деллос" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
установил:
ООО "Деллос" обратилось в Самарский областной суд с вышеуказанным административным иском.
Определением Самарского областного суда от 12 января 2021 года административное исковое заявление ООО "Деллос" к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка возвращено административному истцу.
В частной жалобе административный истец просил определение Самарского областного суда от 12 января 2021 года отменить, материал передать в Самарский областной суд для принятия его к производству и рассмотрению дела по существу. В своей частной жалобе административный истец указывает на то, что не согласен с доводом о несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования данной категории споров. Считает, что кадастровая оценка проводилась согласно нормам Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в котором не содержится императивных норм, указывающих на обязательность досудебного порядка.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется единолично судьей апелляционного суда без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, оценив доказательства, судья приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 КАС РФ, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса.
Помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются документы, перечисленные в части 2 статьи 246 Кодекса.
В частности, согласно пункту 6 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению прилагаются в случаях, установленных федеральным законом, документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Частью 4 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Для физических лиц обращение в Комиссию с таким заявлением не является обязательным (абзац третий статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
С 1 января 2017 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которому результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.
Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.
Возвращая административное исковое заявление ООО "Деллос", судья первой инстанции исходил из того, что административным истцом не соблюден установленный статьей 24.18 Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров, не представлено документов подтверждающих факт обращения комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
С такими выводами судьи нельзя согласиться, поскольку они основаны на неправильном применении норм права.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года N 610 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года N 106 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Самарской области - 1 марта 2018 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 N 935 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области, данный документ вступил в силу с 1 января 2021 года.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером "Номер" поставлен на кадастровый учет 3 марта 2020 года. При этом из административного искового заявления, подданного административным истцом 11 января 2021 года не следует, что административный истец обращается в порядке Федерального Закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в связи с чем нельзя однозначно установить какую кадастровую стоимость хочет обжаловать административный истец: старую архивную или новую в порядке Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что административным истцом не соблюден установленный статьей 24.18 Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров, не представлено документов подтверждающих факт обращения комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд апелляционной инстанции находит преждевременными, с учетом положений пункта 5 части 2 статьи 125, части 1 статьи 130, частей 1 и 4 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду надлежало оставить административное исковое заявление без движения, предложив административному истцу уточнить вышеуказанные обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, после чего разрешить вопрос о наличии или отсутствии оснований для принятия административного иска к производству суда.
При таких обстоятельствах, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что возврат административного искового заявления является необоснованным, а определение судьи о возврате административного искового заявления не соответствует требованиям закона, в связи с чем, определение о возвращении административного искового заявления подлежит отмене, а материал по данному административному исковому заявлению подлежит направлению в Самарский областной суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
Определение Самарского областного суда от 12 января 2021 года - отменить, частную жалобу ООО "Деллос" - удовлетворить.
Материал по административному исковому заявлению ООО "Деллос" к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка направить для рассмотрения по существу в Самарский областной суд со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.
Судья В.А. Батялов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.