Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Осиповой С.К, Ившиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Отрадненского городского суда Самарской области от 17 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13 октября 2020 г. по гражданскому делу N 2-160/2020 по иску ФИО1 к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области" Минтруда России о признании незаконным решения (акт МСЭ N 1246.14.63/2019 от 31.10.2019) в части установления причины инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности, срока переосвидетельствования, возложении обязанности внести изменения в акт, в протокол и в справку об инвалидности.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском указав, что 12.12.2013 года при исполнении трудовых обязанностей получила телесные повреждения, что подтверждается Актом N 01/2013 от 15.12.2013 г. о несчастном случае на производстве.
В соответствии с заключением ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области Минтруда России бюро медико-социальной экспертизы N 24 смешанного профиля от 30.09.2014 (Акт 832.24.63/2014) ей установлена 3 группа инвалидности (причина инвалидности - трудовое увечье).
Ежегодно она проходила переосвидетельствования в Бюро МСЭ N 14 Главного бюро МСЭ по Самарской области, в результате чего ей устанавливалась 3 группа инвалидности (причина инвалидности - трудовое увечье), 40 % утраты профессиональной трудоспособности.
В 2019 году в соответствии с направлением на МСЭ медицинской организацией она была направлена на очередное переосвидетельствование в Бюро МСЭ N 14 -Главного бюро МСЭ по Самарской области.
В результате Бюро МСЭ N 14 Главного бюро МСЭ по Самарской области принято решение о присвоении истцу 2 группы инвалидности (причина инвалидности - заболевание общее), 10 % утраты профессиональной трудоспособности (акт N 12.46.14.63/2019 от 31.10.2019г. протокол проведения медико-социальной экспертизы от 22.10.2019 N 1246.14.63/2019).
С данным решением Бюро МСЭ N 14 Главного бюро - МСЭ по Самарской области не согласна, считает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку при проведении МСЭ незаконно изменено основание инвалидности: с "трудового увечья" на "общее заболевание". Причинно-следственная связь между травмой, полученной в 2013 году, и последствиями в виде нарушений - функций организма неоднократно подтверждалась заключениями МСЭ с 2014 года ежегодно.
Снижение степени утраты профессиональной трудоспособности по последствиям несчастного, случая на производстве с 40 % на 10 % считает также необоснованным и незаконным. С учетом результатов проведенных реабилитационных мероприятий, законные основания для снижения процента утраты профессиональной трудоспособности с 40% до 10% в результате несчастного случая на производстве, отсутствуют.
Изменение процента утраты профессиональной трудоспособности с 40% на 10%, изменение причины группы инвалидности, а также необходимость переосвидетельствования через 1 год нарушают её права на достойное существование ввиду невозможности выполнения трудовой функции, которую она выполняла на протяжении всей своей жизни, работая оператором товарным на Отрадненском ГПЗ. Кроме того, в связи с неправомерным решением МСЭ более половины необходимых, лекарств ей придется приобретать за свой счет. Она была уволена с предприятия в связи с трудовым увечьем, ее муж является пенсионером, у неё отсутствует источник дохода, позволяющий приобрести - необходимые для поддержания жизненно - необходимых функций организма препараты.
Таким образом, решение Бюро МСЭ N 14 смешанного профиля ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России об установлении причины 2 группы инвалидности "общее заболевание", 10% утраты профессиональной трудоспособности, а также решение ФКУ "ГБ - МСЭ по Самарской области" (согласно которому решение Бюро МСЭ N 14 смешанного профиля оставлено без изменения), являются неправомерными, вынесенными с нарушением норм действующего законодательства и подлежащими отмене.
На основании изложенного просила суд:
1. Признать незаконным решение Бюро МСЭ N14 смешанного профиля ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России в части установления причины инвалидности ("общее заболевание"), степени утраты профессиональной трудоспособности ("в размере 10 %"), а также срока переосвидетельствования (1 год).
2. Обязать Бюро МСЭ N 14 смешанного профиля ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России установить причину 2 группы инвалидности: "трудовое увечье", внеся соответствующие изменения в акт МСЭ N 1246.14.63/2019 от 31.10.2019, протокол проведения медико-социальной экспертизы от 22.10.2019 N 1246.14.63/2019 и справку об инвалидности от 07.10.2019 Серия МСЭ - 2017 N 1584893 либо выдать новую справку с указанием даты установления инвалидности: 31.10.2019.
3. Обязать Бюро МСЭ N14 смешанного профиля ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России установить степень утраты профессиональной трудоспособности в соответствии п.п. "г" п. 23 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 N 56, в размере 70 % бессрочно, внеся соответствующие изменения в акт МСЭ N 1246.14.63/2019 от 31.10.2019, протокол проведения медико-социальной экспертизы от 22.10.2019 N 1246.14.63/2019 и справку об инвалидности от 07.10.2019 г. Серия МСЭ - 2006 N 0666192 либо выдать новую справку с указанием даты установления инвалидности: 31.10.2019.
4. Обязать Бюро МСЭ N14 смешанного профиля ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России установить срок переосвидетельствования на группу инвалидности: "бессрочно", внеся соответствующие изменения в акт МСЭ N 1246.14.63/2019 от 31.10.2019, протокол проведения медико-социальной экспертизы от 22.10.2019 N 1246.14.63/2019 и справку об инвалидности от 07.10.2019 г. Серия МСЭ 2017 N 1584893 либо выдать новую справку с указанием даты установления инвалидности: 31.10.2019.
Определением Отрадненского городского суда от 13.02.2020 произведена замена ненадлежащего ответчика Бюро медико-социальной экспертизы N14, смешанного профиля ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России на надлежащего - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области" Минтруда России.
Решением Отрадненского городского суда Самарской области от 17 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13 октября 2020 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, не полное исследование всех обстоятельств дела, просит отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) определено, инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N 95 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10.08.2016 г.N 772), признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2).
Условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию (п. 5). Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п. 6). В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности (п. 7). Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9).
Согласно пунктам 21, 22 Правил в главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
В силу пунктов 25, 26, 29 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро (п. 42 Правил). Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение (п. 43 Правил). Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение (п. 45 Правил). Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 46 Правил).
На основании п. 14 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Согласно п. 3 Разъяснений об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности, утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 17, причина инвалидности с формулировкой "общее заболевание" определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в настоящем разъяснении.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 22.10.2019 на основании заявления ФИО1 была проведена очная-медико-социальная экспертиза в бюро медико-социальной экспертизы N 14 филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Решением Бюро МСЭ N 14 Главного бюро МСЭ по Самарской области от 31.10.2019 ФИО1 установлена 2 группа инвалидности, причина инвалидности - заболевание общее, инвалидность установлена на срок до 01.11.2020, дата очередного освидетельствования 05.11.2020 года.
Вторая группа инвалидности истцу установлена по диагнозу: " "данные изъяты"
Также решением Бюро МСЭ N 14 Главного бюро МСЭ по Самарской области от 31.10.2019 ФИО1 установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 10% в связи с первым несчастным случаем на производстве от 12.12.2013 года, бессрочно.
Не согласившись с данным решением, ФИО1 обратилась с заявлением в экспертный состав N 6 ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
По результатам личного осмотра истца, анализа ее медицинских и медико-экспертных документов решением экспертного состава N 6 от 02.12.2019 подтверждено решение бюро N 14 от 31.10.2019 года.
В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная комиссионная медико-социальная экспертиза, проведение которой было поручено ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан".
Согласно заключению медико-социальной экспертизы ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" от 26.06.2020 года на момент освидетельствований в 2019 году основания для установления ФИО1 второй труппы инвалидности бессрочно по причине инвалидности - трудовое увечье, не имелось. На момент освидетельствований в 2019 году основания для установления ФИО1 70% утраты профессиональной трудоспособности не имелись.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, исходил из того, что оснований для признания незаконным обжалуемых истцом решения Бюро МСЭ N 14 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области" от 31.10.2019 и решения экспертного состава N 6 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области" от 12.12.2019 года не имеется. Решения являются законными, вынесены на основании статьи 41 Правил признания лица инвалидом, в пределах своей компетенции, на основании анализа представленных медицинских и медико-экспертных документов, данных объективного осмотра специалистов МСЭ, сведений о проведенном лечении, данных динамического наблюдения лечебно-профилактическими учреждениями по месту жительства
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам жалобы суд правильно установилюридически значимые по делу обстоятельства, надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценил собранные по делу доказательства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к отмене состоявшихся по делу судебных актов, судами не допущено.
Доводы подателя жалобы о том, что суд не поставил перед экспертами вопросы, о разрешении которых она заявляла, о том, что суду надлежало назначить по делу повторную экспертизу, при проведении экспертизы нарушен порядок её проведения, так как приказом Минтруда России от 11.10.2012 N 310 утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, согласно пункту 4 которого в состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов, вместе с тем судебная медико-социальная экспертиза проводилась лишь 2 врачами по МСЭ (ФИО2 и ФИО3), таким образом, нарушено право истца на проведение МСЭ в соответствии с установленными нормами законодательства, определяющими состав экспертной комиссии не менее 3 человек, и принятие решения простым большинством голосов, были предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Кассационная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Отрадненского городского суда Самарской области от 17 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи С.К. Осипова
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.