Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К, Белоусовой Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя
на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 15.07.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 10.11.2020
по административному делу по административному исковому заявлению Добренькова С.В. к комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Заинтересованные лица администрация г. Ставрополя, садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Октябрьское".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Добреньков С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (далее - КУМИ г. Ставрополя) с требованием о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении N 08/15-3174 от 31.03.2020, которым ему отказано в обращении в орган государственного кадастрового учета с заявлением об уточнении местоположения границ и площади земельного участка N 86, поле 2, в СНТ СН "Октябрьское" г. Ставрополя; возложить на КУМИ г. Ставрополя обязанность повторно рассмотреть его заявление.
В обоснование заявленных требований указал, что он обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по вопросу постановки на государственный кадастровый учет указанного земельного участка, в чем ему в виде отказа в обращение в орган государственного кадастрового учета отказано по основанию отсутствия утвержденного проекта организации и застройки территории СНТ СН "Октябрьское", отражающей местоположение границ уточняемого земельного участка относительно границ садоводческого товарищества. В отказе также указано о несоответствии площади садоводческого товарищества, указанного в Постановлении главы администрации г. Ставрополя от 26.10.1993 N 1667 (23, 2 га) и содержащегося в настоящее время в информационной системе администрации г. Ставрополя (26, 9 га), кроме того, в представленной Добреньковым С.В. выписке из протокола общего собрания СНТ СН "Октябрьское" от 19.09.2017 N 4 отсутствует информация о количестве членов товарищества и количестве проголосовавших. Административный истец считает отказ в предоставлении данной услуги незаконным, поскольку нормами закона (как действовавшего ранее, так и действующего в настоящее время) указанное в уведомлении основание не препятствует постановке на государственный учет земельного участка члена садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 15.07.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 10.11.2020, требования удовлетворены, на КУМИ г. Ставрополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Добренькова С.В.
Не согласившись с постановленными судебными актами, КУМИ г. Ставрополя обжаловал их в кассационном порядке, приведя в обоснование кассационной жалобы доводы о нарушении судами норм материального права, просит суд кассационной инстанции состоявшиеся решения отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба подана в суд первой инстанции 21.01.2021, поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 28.01.2021.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела Постановлением Главы администрации г. Ставрополя Ставропольского края от 25.10.1993 N 1667 утверждено садоводческое товарищество "Октябрьское" на земельном участке площадью 23, 2 га в районе центральной селекционно-опытной станции. В дальнейшем СТ "Октябрьское" преобразовано в СНТ "Октябрьское", включено в единый государственный реестр юридических лиц 17.08.2007.
Заместителем главы администрации г. Ставрополя руководителем КУМИ г. Ставрополя и руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации г. Ставрополя в 2011 году утверждена схема расположения дачных участков садоводческого товарищества "Октябрьское".
Схема расположения дачных участков по СТ "Октябрьское" имеет установленные координаты, границы и площадь. Земельный участок садоводческого товарищества 26.10.1993 поставлен на кадастровый учет, его учтенная площадь составила 23, 2 кв.м. Дороги общего пользования СНТ СН "Октябрьское" также поставлены на кадастровый учет.
Имеющаяся в материалах дела выкопировка из схемы размещения садовых участков, выделенных городской администрацией, подтверждает наличие садового участка N 82 на поле N 2 СНТ СН "Октябрьское". Наличие данного земельного участка в границах СНТ СН "Октябрьское", подтверждается ситуационной схемой 2018 года, схемой расположения дачных участков.
Добреньков С.В. является членом СНТ СН "Октябрьское", 19.09.2017 из долей садоводческого товарищества общей площадью 23, 2 га ему выделили земельный участок по фактически сложившимся границам, земельный участок площадью 600 кв.м по адресу: город Ставрополь, СНТ СН "Октябрьское", N 86, поле 2, что подтверждается выпиской из протокола N 4 от 19.09.2017 и справкой N 78 от 07.02.2020.
Административным ответчиком отказано Добренькову С.В. в предоставлении услуги со ссылкой на пункт 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которым при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В частности, предусмотрено предоставление межевого плана, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и иных документов на бумажном носителе.
Данные требования закона административными истцом исполнены, им предоставлен межевой план кадастрового инженера, подготовленный 02.03.2020, в котором установлено местоположение, границы земельного участка, а также его вхождение в садоводческое товарищество.
Статьей 22 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения партнерства и пользоваться этим участком на законных основаниях.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.03.2022 члены некоммерческих организаций, созданных до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Доказательства наличия таких условий административными истцом административному ответчику при обращении были представлены.
Отсутствие в данном случае проекта межевания территории самого садоводческого товарищества правового значения не имеет. Различие площади территории садоводческого товарищества по данным Комитета не стоит для члена садоводческого товарищества в зависимости от испрашиваемой им муниципальной услуги. Более того, выяснение причин таких противоречий, их устранение, а равно приведение в соответствие публичных сведений возлагается на соответствующие органы исполнительной власти, но не на физическое лицо, в пользовании которого находится входящий в территорию садоводческого товарищества земельный участок.
Выписка из протокола собрания членов садоводческого товарищества, представленная административным истцом в КУМИ г. Ставрополя, содержит указание на протоколы общего собрания членов товарищества, из которого она сделана, в том числе, на дату проведения собрания, место проведения, количество присутствовавших лиц и кворум для принятия решений, а также указание на решение собрания. Отсутствие в выписках указания на списочное количество членов садоводческого товарищества, количестве проголосовавших, не является нарушением требования какого-либо нормативного правового акта, влекущего недействительность такой выписки.
Анализируя изложенное судебная коллегия приходит к выводу, что у КУМИ г. Ставрополя оснований для отказа в удовлетворении заявления административного истца не имелось, о чем пришли к правильному выводу суды первой и апелляционной инстанций.
Наличие земельного участка, выделенного административному истцу в границах садоводческого товарищества, подтверждается совокупностью представленных им доказательств. Доводы по которым КУМИ г. Ставрополя отказано в удовлетворении заявления об обращении в орган кадастрового учета по вопросу постановки используемого административным истцом земельного участка на учет, опровергались исследованными судами первой и апелляционной инстанций доказательствами.
Таким образом судами обоснованно установлено несоответствие оспариваемого отказа Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Вопреки позиции административного ответчика, изложенной в кассационной жалобе, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция лиц, участвующих в деле, рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили соответствующую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Вопреки позиции административного ответчика в кассационной жалобе, у суда первой инстанции оснований для отказа в принятии административного искового заявления не имелось.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с выводами судов, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 15.07.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 10.11.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10.03.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.