Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Нафикова И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата Республики Дагестан на решение Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 22 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 6 октября 2020 г. по административному делу N 2а-155/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к призывной комиссии Ахтынского района Республики Дагестан, отделу военного комиссариата Ахтынского, Рутульского и Докузпаринского районов Республики Дагестан, призывной комиссии Республики Дагестан, военному комиссару Республики Дагестан о признании незаконными решений о выдаче справки взамен военного билета и обязании выдать военный билет.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности "данные изъяты" кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нурахмедов И.А. и Нурахмедов Н.А. обратились в суд с административными исками к призывной комиссии Ахтынского района Республики Дагестан, отделу военного комиссариата Ахтынского, Рутульского и Докузпаринского районов Республики Дагестан, призывной комиссии Республики Дагестан, военному комиссару Республики Дагестан о признании незаконными решений о выдаче справки взамен военного билета и обязании выдать военный билет, указав в обоснование иска на то, что они подлежали призыву на военную службу, не уклонялись от призыва, повестки о явке в отдел военного комиссариата им не направлялись, к какой-либо ответственности в связи с уклонением от прохождения военной службы не привлекались, заключения о том, что они не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, им не объявлялись.
Определением Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 7 мая 2020 г. административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 22 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 6 октября 2020 г. требования административных истцов удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной через Ахтынский районный суд Республики Дагестан 1 февраля 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 8 февраля 2021 г, военный комиссариат Республики Дагестан просит отменить судебные акты, указывая на пропуск административными истцами срока обращения в суд.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности Махмудова М.А, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Законом о воинской обязанности и военной службе.
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения, призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ).
Статья 28 названного закона закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 (далее - Положение).
В силу пункта 34 названного Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, указанных в пункте 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Судами установлено, из материалов дела следует, что решением призывной комиссии Ахтынского района от ДД.ММ.ГГГГ Нурахмедов И.А. зачислен в запас по достижению возраста 27 лет, решением призывной комиссии Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ решение призывной комиссии Ахтынского района от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято новое решение о зачислении Нурахмедова И.А. в запас, он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, ДД.ММ.ГГГГ ему выдана справка взамен военного билета.
Решением призывной комиссии Ахтынского района от ДД.ММ.ГГГГ Нурахмедов И.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, ДД.ММ.ГГГГ ему выдана справка взамен военного билета.
Суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, установив по данным из материалов личных дел призывников, что с 2007 г. административные истцы Нурахмедов И.А, Нурахмедов Н.А. состояли на воинском учете в отделе военного комиссариата Ахтынского, Рутульского и Докузпаринского районов Республики Дагестан, проходили медицинские освидетельствования, мероприятия по организации призыва на военную службу до достижения 27 лет в отношении них не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат им не направлялись, пришли к выводу о том, что они не прошли военную службу по призыву по не зависящим от них причинам. Также указал, что данных о том, что на заседании призывной комиссии оспариваемые решения административным истцам о зачислении в запас как уклонившимися от военной службы объявлены, в материалы дела не представлено, справку взамен военного билета Нурахмедов И.А. получил ДД.ММ.ГГГГ, Нурахмедов Н.А. - ДД.ММ.ГГГГ, в суд с административным иском обратились ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение установленного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами нижестоящих судов, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, относительно заявления административного ответчика о пропуске административными ответчиками срока обращения с административным иском в суд, мотивированы, соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов правильным, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 22 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 6 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Республики Дагестан - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 марта 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.