Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2021 г. по делу N 16-489/2021-
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу Симонова А.С. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора города Саратова по пожарному надзору от 21 октября 2019 г., решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 23 декабря 2019 г. и решение судьи Саратовского областного суда от 13 марта 2020 г., вынесенные в отношении Симонова А.С. (далее - Симонов А.С.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением государственного инспектора города Саратова по пожарному надзору от 21 октября 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 23 декабря 2019 г. и решением судьи Саратовского областного суда от 13 марта 2020 г, Симонов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Симонов А.С. просит отменить названные акты, приводя доводы о их незаконности, прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Симонова А.С. к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ), данный Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 (далее также - Правила противопожарного режима) данные Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Из положений названных нормативно-правовых актов следует, что соблюдение требований пожарной безопасности обеспечивается путем выполнения первичных мер пожарной безопасности, в том числе и собственниками помещений.
Как следует из материалов дела, 4 октября 2019 г. проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности эксплуатации нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес", собственником которых является Симонов А.С.
По результатам проведенной проверки, выявлены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности:
не проведены работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (в помещениях серверной, кабинетов, и т.д.) (пункт 22 Правил противопожарного режима);
на этаже на дверках всех шкафов, где размещены ПК не нанесены условные обозначения пожарного крана, его порядковый номер и знаки пожарной безопасности (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6, статья 86, статья 107 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ);
не организована перекатка пожарных рукавов внутреннего противопожарного водопровода (пункт 57 Правил противопожарного режима);
не обеспечена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующего акта (пункт 55 Правил противопожарного режима);
на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности (пункт 33 Правил противопожарного режима);
в помещениях отсутствуют таблички с номером для вызова пожарной охраны (пункт 6 Правил противопожарного режима);
ширина прохода из лифтового тамбура в тамбур с санузлами на пути эвакуации к незадымляемой зоне, по которому могут эвакуироваться из помещений более 50 человек, менее 1, 2 м (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-Ф3, пункт 33 Правил противопожарного режима);
допущено перекрытие воздухоприемного устройства вытяжного канала дымоудаления элементами отделки (подпункт "б" пункта 48 Правил противопожарного режима);
в коридоре допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) (подпункт "в" пункта 42 Правил противопожарного режима);
система автоматического порошкового тушения пожара на этаже расположена за подвесным потолком, находится в не исправном состоянии (пункт 61 Правил противопожарного режима);
в помещениях на этаже с большим количеством людей установлена система автоматического порошкового пожаротушения (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6, статья 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-Ф3);
допущена установка внешних блоков кондиционеров на площадке незадымляемой лестничной клетки 9-го этажа ограничивающие свободное открывание дверей выходов с поэтажных коридоров (подпункт "б" пункта 36 Правил противопожарного режима);
на пути эвакуации при выходе в незадымляемые зоны допущен перепад высот менее 45 см (пороги высотой 7 и 10 см.) (пункт 33 Правил противопожарного режима, пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ);
не осуществлена взаимосвязь автоматических установок пожарной сигнализации с инженерными системами (сигнал на отключение общеобменной вентиляции) (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6, статья 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ);
на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (пункт 61 Правил противопожарного режима);
в коридоре, кабинетах и т.д, горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей автоматической пожарной сигнализации до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников, менее 0, 5 м (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-Ф3, пункт 61 Правил противопожарного режима);
в коридоре, кабинетах этажа и т.д, расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В, до силовых и осветительных кабелей менее 0, 5 м, при условии, что прокладка выполнена открытым способом (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-Ф3, пункт 61 Правил противопожарного режима);
формирование сигнала управления в автоматическом режиме системой оповещения 3-го типа происходит при срабатывании одного пожарного извещателя, при этом расстояние между извещателями в коридорах составляет от 5, 5 до 10 метров, что превышает половину нормативного расстояния в 9 метров (пункт 2 части 1 статьи 1, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-Ф3, пункт 61 Правил противопожарного режима);
в здании более 28 метров, с размещением гостиницы на 10-м этаже (класс функциональной пожарной опасности Ф 1.2), ресторана на 12-м этаже (класс функциональной пожарной опасности Ф 3.2), административно офисных помещений (класс функциональной пожарной опасности Ф 4.3), то есть являющейся многофункциональным, установлена система оповещения и управления эвакуацией при пожаре 3-го типа (должна быть 4-го) (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6, статья 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-Ф3, пункт 61 Правил противопожарного режима);
над эвакуационными выходами с этажа здания, ведущими в безопасную зону, отсутствуют световые табло "Выход" (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6, статья 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-Ф3, пункт 61 Правил противопожарного режима);
допускается совместная прокладка шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном жгуте (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6, часть 6 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-Ф3, пункт 61 Правил противопожарного режима);
соединительные линии, выполненные контрольными кабелями, удовлетворяющие требованиям пункта 13.15.7 СП 5.13130.2009, не имеют резервный запас жил кабелей и клемм соединительных коробок не менее чем по 10% (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-Ф3, пункт 61 Правил противопожарного режима);
провода шлейфов АПС и СОУЭ в коридоре на этаже не закреплены, а проброшены по подвесному потолку (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ, пункт 61 Правил противопожарного режима);
не обеспечен подъезд пожарной техники с двух продольных сторон здания (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6, часть 4 статьи 98 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ);
расстояние от внутреннего края проездов до стен здания, высотой более 28 метров, составляет менее 8-10 метров (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6, часть 4 статьи 98 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-Ф3);
ширина проезда для пожарной техники со стороны здания по адресу: "адрес", составляет менее "данные изъяты" (фактически в связи с установкой ворот, металлического гаража и выступающего элемента здания составляет "данные изъяты") (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6, часть 4 статьи 98 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ);
на территории земельного участка во дворе здания на расстоянии менее 15 метров расположено временное строение - контейнер с оборудованием дизельный генератор (фактическое расстояние 2, 1 м) (пункт 74 Правил противопожарного режима).
Данные обстоятельства, выявленные в ходе проверки, явились основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении Симонова А.С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения Симонова А.С. к административной ответственности по названной норме.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, установленные по делу фактические обстоятельства, образуют в отношении Симонова А.С. объективную сторону состава административного правонарушения по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы рассматриваемой жалобы, в том числе связанные с тем, что Симонов А.С. не является субъектом административного правонарушения, являлись предметом исследования и оценки судов нижестоящих инстанций. Данным доводом дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Приведенные заявителем в жалобе доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Симонова А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении Симонова А.С. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора города Саратова по пожарному надзору от 21 октября 2019 г, решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 23 декабря 2019 г. и решение судьи Саратовского областного суда от 13 марта 2020 г, вынесенные в отношении Симонова А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Симонова А.С. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.