Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12 февраля 2021 г. по делу N 16-614/2021-
Постановлением Верховного Суда РФ от 30 августа 2021 г. N 9-АД21-17-К1 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 (далее - ФИО1), действующего в интересах Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия", на вступившие в законную силу постановление судьи Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 28 октября 2019 г. и определение судьи Нижегородского областного суда от 5 августа 2020 г., вынесенные в отношении Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 28 октября 2019 г. Централизованная религиозная организация Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФИО1, действуя в интересах Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия", обратился с жалобой в Нижегородский областной суд.
Определением судьи Нижегородского областного суда от 5 августа 2020 г, прекращено производство по жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, в виду её подачи с пропуском процессуального срока обжалования постановлениия об административном правонарушении, и отсутствием ходатайства о его восстановлении.
Централизованная религиозная организация Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия", в отношении которой ведется производство по делу, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы защитником ФИО1, возражений на неё не представила.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО1, действующий в интересах Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия", приводя доводы о незаконности, ставит вопрос об отмене определения судьи Нижегородского областного суда от 5 августа 2020 г, а также изменении постановления судьи Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 28 октября 2019 г. в части назначенного наказания.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия" к административной ответственности) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Прекращая производство по жалобе защитника ФИО1, действующего в интересах Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия", на постановление об административном правонарушении, судья Нижегородского областного суда исходил из того, что она подана с пропуском срока, установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ходатайство о восстановлении этого срока не заявлено.
Вопреки доводам заявителя поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы этот вывод судьи нашел свое подтверждение в материалах дела.
Так, из материалов дела усматривается, что копия постановления судьи Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 28 октября 2020 г. направлена лицу, в отношении которого ведется производство по делу, по адресу: "адрес", указанному в процессуальных документах в качестве места нахождения (л.д. 2, 13, 18, 20) ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, защитник ФИО2, допущенная на основании доверенности и действующая в интересах Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия", ДД.ММ.ГГГГ ознакомилась с материалами дела путём фотографирования, в том числе и с постановлением об административном правонарушении от 28 октября 2019 г.
Исходя из указанных обстоятельств судья областного суда сделал вывод о том, что на момент обращения с жалобой 5 июня 2020 г. защитником пропущен десятидневный срок обжалования постановления об административном правонарушении.
Оснований не согласиться с такими выводами, содержащимися в обжалуемом судебном акте, не имеется в виду их соответствия материалам дела и нормам статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока в областной суд, заявитель не обращался.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для отмены определения судьи Нижегородского областного суда от 5 августа 2020 г.
Частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
В соответствии с частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия" к административной ответственности на основании части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом судебном акте выводы о том, что названным лицом повторно не выполнено в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор. Актом внеплановой выездной проверки от 3 октября 2019 г. зафиксировано невыполнение Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия" пунктов 1, 2, 6, 8, 15 предписания от ДД.ММ.ГГГГ N, а именно по месту фактического осуществления деятельности и месту регистрации названного юридического лица, в помещениях здания по адресу: "адрес"
- 3-й этаж не оборудован внутренним противопожарным водоснабжением от пожарных кранов (пожарные краны отсутствуют);
- с третьего этажа здания отсутствуют эвакуационные выходы, отвечающие требованиям пожарной безопасности (требуется не менее двух эвакуационных выходов. Эвакуация осуществляется только по открытой лестнице);
- мансардный этаж не выполнен площадью не более "данные изъяты" численность персонала не ограничена в количестве более 20 человек, не предусмотрен один эвакуационный выход на лестничную клетку соответствующую требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
- со второго этажа не предусмотрено устройство трех лестничных клеток, соответствующих требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, выходящих непосредственно наружу;
- электроприёмники систем противопожарной защиты должны относиться к электроприёмникам 1 категории надежности электроснабжения (необходимо устройство 2- х независимых источников питания).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-5); распоряжением отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Нижнему Новгороду от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15); актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-19); предписанием от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 20-23); постановлением мирового судьи судебного участка N6 Московского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 18 июня 2019 г. (л.д. 25-27), и иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия" квалифицированы по части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия" возможности для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в материалы дела не представлено.
Оснований, позволяющих признать совершенное Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия" административное правонарушение малозначительным и освободить его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не имеется.
Вопреки доводам жалобы оснований для изменения назначенного административного наказания не имеется.
В силу ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Частью 3 статьи 4.1 названного Кодекса определено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Административное наказание назначено Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия" по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере санкции части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для снижения размера назначенного обществу административного наказания и применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Иные доводы рассматриваемой жалобы, в том числе ссылки на часть 1.1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергают выводы судов и не ставят под сомнение обоснованность обжалуемых судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия" к административной ответственности, вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 28 октября 2019 г. и определение судьи Нижегородского областного суда от 5 августа 2020 г, вынесенные в отношении Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1, действующего в интересах Централизованной религиозной организации Ассоциация Церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) "Межрегиональная христианская миссия", - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.