Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Ефимовой Д.А, Павловой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1144/2020 по иску Назаричевой Лидии Викторовны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по кассационной жалобе Назаричевой Лидии Викторовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 01.09.2020 г, заслушав доклад судьи Курдюковой Н.А, судебная коллегия
установила:
Назаричева Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указывая на то, что она имеет статус лица, относящегося к лицам оставшимся без попечения родителей, поскольку ее родители, до достижения ею совершеннолетия, умерли. В собственности у истца жилых помещений не имеется. Назаричева Л.В. обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учет, однако ей было отказано, в связи с тем, что на момент подачи документов она уже достигла 23 года.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 12.03.2020 г. исковые требования удовлетворены - на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность включить Назаричеву Л.В. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 01.09.2020 г. решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Назаричевой Л.В. ставится вопрос об отмене постановления суда апелляционной инстанции, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как видно из материалов дела, Назаричева Л.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения, имела статус лица относившегося к лицам, оставшимся без попечения родителей.
Судом установлено, что в собственности Назаричевой Л.В. жилых помещений не имеется.
В 2019 году Назаричева Л.В. обратилась в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 23 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий". С аналогичным заявлением о постановке на учет ранее указанной даты Назаричева Л.В. не обращалась.
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 9.12.2019 г. N 716-р Назаричевой Л.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, со ссылкой на положения п. 1 ст. 8 Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", со ссылкой на отсутствие правовых к тому оснований.
Суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции до и после 01.01 2013 г.), ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 5 Закона Саратовской области N 150-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области", Закона Саратовской области N123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области", Закона Саратовской области N 64-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), п. 2, 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. N 397, удовлетворил заявленные требования, придя к выводу, что у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа Назаричевой Л.В. в принятии её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Саратовской области, поскольку ни истцу, ни ее попечителю не было известно о её праве на меры социальной поддержки в виде предоставления жилья, а администрация Ленинского района таких разъяснений им не давала.
Суд апелляционной инстанции с постановленным решением не согласился, отменяя его и отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на его незаконность и необоснованность, Оценивая установленные по делу обстоятельства, на основании представленных сторонами доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у ответчика не имелось оснований для удовлетворения заявления и принятия истицы на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Саратовской области, как лица оставшегося без попечения родителей, после достижения ею в сентябре 2012 года 23 летнего возраста, указав на то, что по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки ее на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, материалы дела не содержат, не представлены они истцом и в суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеет оснований, поскольку они основаны на всесторонней оценке всех установленных по делу обстоятельств в их совокупности при правильном применении и толковании норм материального права, регулирующего спорное правоотношение.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий, получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться ив качестве безусловного основания для отказа, в удовлетворении требования таких, лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
Доказательств наличия каких-либо уважительных причин, препятствовавших обращению в уполномоченный орган с соответствующим заявлением после достижения совершеннолетия и более чем 7 лет после достижения 23 летнего возраста, судом не установлено.
То обстоятельство, что органы опеки и попечительства, как и опекун не защитили жилищные права истицы до её совершеннолетия, не свидетельствует о том, что она была лишена возможности самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением после достижения ею совершеннолетия.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку данную судом апелляционной инстанции установленным по делу обстоятельствам, а потому основанием к отмене судебного постановления в кассационной инстанции являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 12, 56, 57, 67 ГПК РФ.
Таким образом, законных оснований для отмены судебного постановления не усматривается.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 01.09.2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Назаричевой Лидии Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.