Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Булатовой Е.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании 8 февраля 2021 года гражданское дело N2-3104/2020 по иску Байрамова ФИО7 к Главному Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области о признании решения незаконным, возложении обязанности производить выплату пенсии
по кассационной жалобе Главного Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 октября 2020 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, установила:
Байрамов Э.Д. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области о признании решения незаконным, возложении обязанности производить выплату пенсии.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 20 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Байрамова Э.Д. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 октября 2020 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Байрамова Э.Д. к ГУ МВД РФ по Нижегородской области о признании решения незаконным, возложении обязанности производить выплату пенсии, и принято в данной части новое решение, которым признано незаконным и отменено решение ГУ МВД РФ по Нижегородской области от 11 декабря 2019 года, оформленное письмом N 43/1815, о прекращении выплаты Байрамову Э.Д. пенсии по выслуге лет с 1 января 2020 года. На ГУ МВД РФ по Нижегородской области возложена обязанность возобновить Байрамову Э.Д. выплату пенсии по выслуге лет с 1 января 2020 года в соответствии с пунктом "а" статьи 5 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной кассационной жалобе Главное Управление Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области просит отменить апелляционное определение, оставив силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая, что сотрудник органов внутренних дел, совершивший преступление и лишенный по приговору суда специального звания, не имеет права на получение пенсии за выслугу лет.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены апелляционного определения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по делу допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Байрамов Э.Д. проходил службу в органах внутренних дел с 1 сентября 1989 года, уволен 7 сентября 2005 года из органов внутренних дел приказом ГУВД по Нижегородской области от 2 сентября 2005 года N 109 л/с по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, которая на дату увольнения составила 16 лет 11 месяцев 14 лет, льготная 25 лет 07 месяцев 19 дней.
Пенсия по выслуге лет назначена Байрамову Э.Д. и выплачивалась с 8 сентября 2005 года в соответствии с пунктом "а" статьи 5 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Приговором Московского городского суда от 8 июня 2016 года Байрамов Э.Д. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ, в качестве дополнительного наказания лишен специального звания "майор милиции". Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 25 октября 2016 года приговор оставлен без изменения.
11 декабря 2019 года письмом N 43/1815 Байрамов Э.Д. уведомлен об отсутствии права на получение пенсии по выслуге лет по Закону РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с 1 января 2020 года в связи с лишением специального звания "майор милиции" приговором городского суда Московской области от 8 июня 2016 года с необходимостью направления в адрес ГУ МВД России но Нижегородской области пенсионного удостоверения.
Разрешая спор, и отказывая Байрамову Э.Д. в удовлетворении исковых требований о признании решения ГУ МВД РФ по Нижегородской области незаконным и возложении обязанности производить выплату пенсии по выслуге лет, суд первой инстанции исходил из того, что лишение воинского или специального звания по приговору суда свидетельствует о невыполнении требований для произведения выплаты пенсии по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", поскольку необходимым условием для пенсионного обеспечения в силу данного закона является наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя исковые требования Байрамова Э.Д. о признании решения ГУ МВД РФ по Нижегородской области незаконным, возложении обязанности возобновить выплату пенсии, суд апелляционной инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, исходил из того, что истец уволен из органов внутренних дел 7 сентября 2005 года, осужден за преступление, совершенное в 2014 году, не связанное с прохождением службы в органах внутренних дел, в связи с чем основания для прекращения выплаты пенсии истцу в связи с лишением его звания по приговору суда у ответчика не имелось.
С решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований к начальнику отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Нижегородской области Жукову О.Н, суд апелляционной инстанции согласился, поскольку указанное должностное лицо не является надлежащим ответчиком по делу.
В апелляционном определении приведен исчерпывающий перечень толкования норм материального права (Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.
Приведенные ГУ Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.