Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Терещенко В.Я. к Военному комиссариату Липецкой области, Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г.Москве и Московской области", Министерству обороны Российской Федерации о включении в выслугу лет периодов участия в боевых действиях, перерасчете пенсии за выслугу лет, взыскании недополученной суммы пенсии, по кассационной жалобе Терещенко В.Я.
на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 12 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 22 июня 2020 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, установила:
Терещенко В.Я. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Липецкой области, Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г.Москве и Московской области" (далее - ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г.Москве и Московской области"), Министерству обороны Российской Федерации о включении в выслугу лет периодов участия в боевых действиях, перерасчете пенсии за выслугу лет, взыскании недополученной суммы пенсии.
Требования мотивировал тем, что с ноября 1993 года является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, выплата пенсии осуществляется Военным комиссариатом Липецкой области. При ознакомлении с материалами личного дела ему стало известно о том, что в выслугу лет не были включены периоды командировок в Республику Афганистан из расчета: один месяц за три месяца службы, что привело к необоснованному занижению размера пенсии. В декабре 2016 года Военным комиссариатом Липецкой области была приостановлена выплата пенсии, в связи с тем, что он был снят с регистрационного учета по месту жительства на основании решения Советского районного суда г.Липецка от 11 ноября 2014 года. О данном решении ему не было известно. С 31 января 2014 года он имеет разрешение на пребывание на территории Республики "адрес", где фактически проживал с августа 2015 года по март 2019 года. Данное обстоятельство не могло служить основанием для приостановления и отказа в выплате пенсии за прошедший период.
Решением Правобережного районного суда города Липецка от 12 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 22 июня 2020 года, с Военного комиссариата Липецкой области в пользу Терещенко В.Я. взыскана неполученная пенсия за период с 27 марта 2018 года по 26 марта 2019 года в сумме 289529 (двести восемьдесят девять тысяч пятьсот двадцать девять) рублей 42 копейки. В удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Липецкой области, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г.Москве и Московской области", Министерству обороны Российской Федерации о включении в выслугу лет периодов участия в боевых действиях, перерасчете пенсии за выслугу лет, взыскании неполученной суммы пенсии за период с декабря 2016 года по 26 марта 2018 года отказано.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Терещенко В.Я. изложена просьба об отмене решения Правобережного районного суда города Липецка от 12 марта 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 22 июня 2020 года в связи с существенными нарушениями норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). Государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I).
Лица, указанные в статье 1 указанного Закона, в том числе лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, приобретают право на пенсию за выслугу лет на военной службе, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе 20 и более лет (подпункт "а" части 1 статьи 5, подпункт "а" части 1 статьи 13 Закона).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Терещенко В.Я. проходил военную службу в Вооруженных Силах с июля 1971 года по ноябрь 1993 года. 14 ноября 1993 года истец уволен с военной службы в запас приказом главнокомандующего военно-воздушными силами N.
Военным комиссариатом Липецкой области Терещенко В.Я. назначена пенсия за выслугу лет с 23 ноября 1993 года. На дату увольнения со службы выслуга лет составляла 22 года 02 месяца в календарном исчислении и 23 года 10 месяцев в льготном исчислении.
Терещенко В.Я. полагает, что периоды службы с 15 апреля 1984 года по 20 сентября 1984 года и с 08 июня 1988 года по 16 августа 1988 года подлежали включению в выслугу лет на льготных условиях из расчета один месяц за три месяца службы, а не в календарном исчислении, поскольку в указанные периоды он принимал участие в боевых действиях на территории Демократической Республики Афганистан.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в выслугу лет периодов участия в боевых действиях, перерасчете пенсии за выслугу лет, правильно применив к установленным обстоятельствам нормы материального права, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим, служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республика Афганистан, и их семьям", распоряжения Президента Российской Федерации от 9 апреля 1993 года N 223-рп, приказа Министра обороны Российской Федерации 1993 года N 321, Порядка выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 года N 1177 (действовавшего на момент возникновения спорных отношений), Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69, с учетом правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08 июня 2015 года N 1-КГ15-2, суды пришли к обоснованному выводу о том, что расчет выслуги лет для назначения истцу
пенсии произведен в полном соответствии с требованиями закона и на основании данных о прохождении истцом военной службы, доказательств, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях на территории Республики Афганистан в периоды с 15 апреля 1984 года по 20 сентября 1984 года и с 08 июня 1988 года по 16 августа 1988 года, не представлено, сам по себе факт нахождения истца в командировке на территории Республики Афганистан в период ведения там боевых действий, без подтверждения его непосредственного участия в боевых действиях, не может служить основанием для льготного исчисления выслуги лет.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 засчитывается, в частности, военная служба (часть 1 статьи 18 данного закона).
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, в льготном исчислении (часть 2 статьи 18 названного Закона).
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" (абзац девятый) пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет на льготных условиях из расчета один месяц службы за три месяца засчитывается служба на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие (в том числе проходившие службу по призыву), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы принимали участие в этих действиях, - с 1 декабря 1979 года, для лиц рядового и начальствующего состава войск национальной гвардии Российской Федерации, - с 5 апреля 2016 года и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в указанных странах.
Исходя из подпункта "а" пункта 1 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим, служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" (действовавшим в период прохождения истцом службы), установлено предоставить военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан, и их семьям следующие льготы: засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях.
Периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяются приказами соответствующих командиров воинских частей, которые в том числе издают приказы о зачете в выслугу лет для назначения пенсии этих периодов в льготном исчислении, что должно быть также отражено в послужном списке личного дела военнослужащего.
Таким образом, основанием для льготного исчисления выслуги лет, в данном случае один месяц службы за три месяца, для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, является выполнение ими задач, в частности, на территории Республики Афганистан, подтвержденное соответствующими документами, в числе которых приказы командиров воинских частей о льготном исчислении выслуги лет, послужные списки личных дел военнослужащих.
Каких-либо документов, в частности, приказов о зачете в выслугу лет для назначения пенсии этих периодов в льготном исчислении, послужной список личного дела Терещенко В.Я, равно как и иные материала настоящего гражданского дела (сведения Федерального государственного казенного учреждения "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации") не содержат.
В связи с указанным, суды обоснованно пришли к выводу об отказе в иске о включении в выслугу лет периодов участия в боевых действиях, перерасчете пенсии за выслугу лет.
Разрешая требования о взыскании невыплаченной пенсии за период с ноября 2016 года по март 2019 года, суды пришли к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Как указано выше, с 23 ноября 1993 года Военным комиссариатом Липецкой области Терещенко В.Я. была назначена пенсия по линии Министерства обороны Российской Федерации за выслугу лет на основании его заявления, в котором указан адрес места жительства: "адрес".
Согласно имеющейся в материалах дела копии паспорта с 03 октября 1996 года по 02 марта 2006 года Терещенко В.Я. был зарегистрирован на территории "адрес" по адресу: "адрес"; с 03 марта 2006 года по адресу: "адрес".
Судами установлено, что 19 августа 2015 года Терещенко В.Я. выехал за пределы Российской Федерации и проживал в Республике "адрес" на основании разрешения на постоянное проживание, выданного ему сроком с 31 января 2014 года по 12 ноября 2023 года.
Из материалов дела следует, что в ноябре 2016 года заместителем начальника центра социального обеспечения Военного комиссариата Липецкой области в отдел сопровождения операций социального характера Центра сопровождения клиентских операций Центрально-Черноземного банка ОАО "Сбербанк России" направлено письмо для уточнения места проживания пенсионера Терещенко В.Я, в котором указана просьба о приостановлении выплаты пенсии с 01 декабря 2016 года без закрытия.
В январе 2017 года начальником центра социального обеспечения Военного комиссариата Липецкой области в отдел сопровождения операций социального характера Центра сопровождения клиентских операций Центрально-Черноземного банка ОАО "Сбербанк России" направлено письмо для уточнения места проживания пенсионера Терещенко В.Я, в котором указано о прекращении выплаты пенсии с 01 декабря 2016 года.
Помимо этого, в копии личного дела Терещенко В.Я, находящейся в материалах дела, имеется запрос в адрес ликвидационной комиссии УФМС РФ по Липецкой области о сообщении данных Терещенко В.Я. и ответ о снятии его с регистрационного учета по месту жительства на основании решения суда.
Иные сведения на момент приостановления и прекращения выплаты пенсии, подтверждающие не проживание Терещенко В.Я. на территории Российской Федерации, в материалах личного дела отсутствуют.
27 марта 2019 года Терещенко В.Я. подано заявление военному комиссару города Липецка о возобновлении пенсии и приложено объяснение о том, что он в 2015 году выехал в Республику "адрес" в связи с болезнью сына.
Письмом от 25 апреля 2019 года N ЦСО/653 Терещенко В.Я. сообщено о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет с 27 марта 2019 года.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования о взыскании неполученной пенсии, суд первой инстанции, применив положения ст.ст. 51, 56 Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, пришел к выводу о правомерности действий Военного комиссариата Липецкой области по прекращению выплаты истцу пенсии за выслугу лет с 01 декабря 2016 года, в связи с отсутствием сведений о его месте нахождения, взыскав с Военного комиссариата Липецкой области в пользу Терещенко В.Я. сумму неполученной им пенсии за 12 месяцев, предшествовавших его обращению с соответствующим заявлением, то есть с 27 марта 2018 года, отказав в удовлетворении исковых требований о взыскании неполученной суммы пенсии за период с декабря 2016 года по 26 марта 2018 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
При этом какие-либо распоряжения, в соответствии с которыми возможно установить причины, основания и законность приостановления, прекращения, возобновления выплаты пенсии, материалы дела не содержат.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной неправомерными ввиду следующего.
Частью 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-I установлено, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 9 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I).
По желанию пенсионера пенсия может выплачиваться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации (часть 10 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I).
В силу части 12 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии.
При решении вопроса о законности приостановления и прекращения выплаты пенсии судебные инстанции исходили из того, что в названный период Терещенко В.Я. фактически не проживал на территории Липецкой области, поскольку выехал на постоянное место жительства в Республику "адрес", однако, приняв на себя обязательство по уведомлению пенсионного органа о смене места жительства, не сообщил в пенсионный орган достоверные сведения о постоянном проживании на территории другого государства. Ссылаясь на указанные обстоятельства, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца суммы пенсии лишь за 12 месяцев, предшествовавших обращению за её возобновлением.
Между тем данные выводы судебных инстанций не основаны на нормативных положениях, регулирующих спорные отношения, и сделаны при неустановлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 ГПК РФ).
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, заявленных истцом требований и их обоснования, следовало установить юридически значимые по настоящему делу обстоятельства, а именно: выплачивалась ли Терещенко В.Я. в спорный период пенсия за выслугу лет в Республике "адрес", является (являлся) ли Терещенко В.Я. гражданином Российской Федерации, отменено ли заочное решение суда о прекращении (отсутствии) у Терещенко В.Я. права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета; издавались ли какие-либо распоряжения относительно приостановления и прекращения выплаты пенсии, каковы их основания.
Установление данных обстоятельств необходимо для правильного применения норм права (ст.ст.53, 56, 58 Закона Российской Федерации РФ от 12 февраля 1993 года N, Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N), определяющих период выплаты пенсии за прошлое время: за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней, либо за три года перед обращением за ее получением или за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Ввиду изложенного судебная коллегия признает выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании неполученной суммы пенсии за период с декабря 2016 года по 26 марта 2018 года сделанными без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и при не установлении судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1, частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 22 июня 2020 года отменить в части оставления без изменения решения Правобережного районного суда города Липецка об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании неполученной суммы пенсии за период с декабря 2016 года по 26 марта 2018 года.
Дело в указанной части направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда.
В остальной части апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу Терещенко В.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.