Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Раменского городского прокурора в интересах Орловой Н.И. к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение удостоверения многодетной семьи, по кассационной жалобе Министерства социального развития Московской области
на решение Раменского городского суда Московской области от 20 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 августа 2020 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, мнение прокурора Пирожниковой Н.А. об оставлении кассационной жалобы Министерства социального развития Московской области без удовлетворения, установила:
Раменский городской прокурор обратился с иском в интересах Орловой Н.И. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, признании права на получение удостоверения многодетной матери с 27 мая 2019 года и обязании выдать Орловой Н.И. удостоверение многодетной матери.
Требования мотивировал тем, что Орлова Н.И. является матерью троих несовершеннолетних детей, проживающих совместно с ней на территории Московской области. Она обратилась с заявлением в Раменское управление социальной защиты населения о признании ее семьи многодетной семьей г.Раменское и оформлении удостоверения многодетной семьи.
Письмом от 27 мая 2019 года в удовлетворении заявления Орловой Н.И. было отказано ввиду того, что её несовершеннолетняя дочь Д. не имеет места жительства на территории Московской области.
Полагает данное решение незаконным, поскольку Орлова Н.И. является матерью троих несовершеннолетних детей, проживающих совместно с ней на территории Московской области. Семья постоянного проживает в "адрес", несовершеннолетняя Д. проживает совместно с родителями и братьями, наблюдается в Педиатрическом отделении Раменской городской поликлиники N уч. N, обучается в "данные изъяты" классе Раменской средней общеобразовательной школы N, с 30 апреля 2019 года Д. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес".
Решением Раменского городского суда Московской области от 20 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 августа 2020 года, признан незаконным отказ Министерства социального развития Московской области в лице Раменского управления социальной защиты населения в выдаче Орловой Н.И. удостоверения многодетной семьи. За Орловой Н.И. признано право на получение удостоверения многодетной семьи с 27 мая 2019 года. Министерство социального развития Московской области в лице Раменского управления социальной защиты населения обязано выдать Орловой Н.И. удостоверение многодетной семьи.
Министерством социального развития Московской области в лице Раменского управления социальной защиты населения подана кассационная жалоба с просьбой отменить решение Раменского городского суда Московской области от 20 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 августа 2020 года, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, что основанием для отмены судебных постановлений является неправильное применение норм материального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Орлова Н.И. является матерью троих несовершеннолетних детей: Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающих совместно с ней на территории Московской области более пяти лет.
Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Законом Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее по тексту - Закон Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ) определены цели настоящего Закона, указано, что меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей (статья 2).
Исходя из положений статьи 1 данного Закона, действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.
Согласно статье 2 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона Московской области от 12 января 2006 года N1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением Правительства Московской области от 12 декабря 2017 года N 1029/45 утвержден порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно которому удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет; удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области (пункты 2, 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 г. N 1029/45).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в Московской области (выписка из домовой книги, копия финансово лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ) (абзацы шестой и седьмой пункта 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 года N1029/45).
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Московской области. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Судами установлено, что Орлова Н.И, ее супруг О. и трое ее несовершеннолетних детей постоянно проживают в "адрес". Несовершеннолетняя Д. проживает совместно с родителями и наблюдается в педиатрическом отделении Раменской городской поликлиники N уч. N, обучается в "данные изъяты" классе Раменской средней общеобразовательной школы N.
Доводы кассационной жалобы в той части, что дочь Орловой Н.И. - Д. зарегистрирована не по месту жительства ее семьи, являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций.
Разрешая спор, суд первой инстанции и апелляционная инстанция, дав в соответствии с требованиями ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую оценку доводам и возражениям сторон, представленным доказательствам, правильно применив нормы материального права к возникшим правоотношениям, пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку истицей были представлены все необходимые документы, подтверждающие право на получение удостоверения многодетной семьи.
Таким образом, Орловой Н.И. было отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи по формальным основаниям, что является недопустимым, исходя из гарантированности государством таких видов пособий.
Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства по делу, дали надлежащую оценку исследованным доказательствам, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 20 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.