Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2021 г. по делу N 16-201/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу директора Экспертного союза профессионалов индустрии красоты - Кушта Ю.Р. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 города Миасса Челябинской области от 30 декабря 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Экспертного союза профессионалов индустрии красоты, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 города Миасса Челябинской области от 30 декабря 2019 года (резолютивная часть постановления вынесена 27 декабря 2019 года) Экспертный союз профессионалов индустрии красоты (далее - организация) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор организации - Кушта Ю.Р. выражает несогласие с указанным выше судебным актом, просит его отменить, производства по делу прекратить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 16 декабря 2020 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Из материалов дела следует, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области был проведен анализ материалов учетного дела Экспертного союза профессионалов индустрии красоты на предмет соблюдения норм действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающих обязанность представления отчетности о деятельности, в ходе которого установлено, что в нарушение положений статьи 32 Закона N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" отчеты о деятельности по установленным формам за 2018 год организацией не представлены. В связи с изложенным административным органом 08 августа 2019 года вынесено предупреждение N74/02-5610 о недопустимости нарушений требований законодательства Российской Федерации с требованием в срок до 13 ноября 2019 года устранить выявленное нарушение, письменно проинформировав Управление Министерства юстиции Челябинской области о принятых мерах по устранению с предоставлением подтверждающих документов; в случае невозможности исполнения предупреждения к установленному сроку необходимо представить письменное мотивированное объяснение с обоснованием уважительности причин, не позволивших устранить нарушение. В указанный срок до 13 ноября 2019 года документы, подтверждающие устранение нарушений, приведенных в предупреждении от 08 августа 2019 года, не представлены, требования предупреждения не исполнены.
В связи с изложенным в отношении вышеуказанной организации составлен протокол об административном правонарушении, организация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая решение о признании Экспертного союза профессионалов индустрии красоты виновным в совершении административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что 14 ноября 2019 года организация не выполнила законное предписание государственного органа, осуществляющего государственный надзор, а именно не представила сведения о соответствии организации пункту 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также сообщение о продолжении своей деятельности.
Вместе с тем такие выводы вызывают сомнения в связи со следующим.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Положения статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
По делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению подлежит, в частности, законность предписания, за невыполнение которого в отношении лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Вопрос о законности предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Так, в силу пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (пункт 1.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Положения пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не распространяются на организации, указанные в пункте 3.1 данной статьи.
Согласно данной норме некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Так, как указано выше, в предупреждении должностного лица от 08 августа 2019 года указано на непредставление организацией отчетов о деятельности по установленным формам за 2018 год. Мировой судья, ссылаясь на то, что в нарушение положений статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" организация не представила в соответствующий орган заявление и сообщение, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пришел к выводу о наличии в деянии организации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, из представленных заявителем в материалы дела с кассационной жалобой доказательств следует, что 10 апреля 2019 года Экспертный союз профессионалов индустрии красоты направил в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области почтовой связью заявление о соответствии некоммерческой организации пункту 3.1 ст. 32 Закона N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и о продолжение деятельности в 2019 году. Указанные документы были вручены адресату 18 апреля 2019 года.
При этом, предупреждение от 08 августа 2019 года не содержит обоснования необходимости предоставления организацией отчета о деятельности по установленным формам за 2018 год, с учетом того, что организацией до вынесения указанного предупреждения представлены в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области заявление, датированное 10 апреля 2019 года, о соответствии некоммерческой организации пункту 3.1 ст.32 Закона N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и сообщение от 10 апреля 2019 года о продолжение деятельности организации в 2019 году.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае вину лица, привлекаемого к административной ответственности, установленной и доказанной признать нельзя.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 города Миасса Челябинской области от 30 декабря 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Экспертного союза профессионалов индустрии красоты, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.