Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 января 2021 г. по делу N 16-429/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу защитника Кариевой И.И., действующей на основании доверенности в интересах администрации Бардымского муниципального района на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Бардымского судебного района Пермского края от 28 августа 2020 года, решение судьи Бардымского районного суда Пермского края от 30 сентября 2020 года, вынесенные в отношении администрации Бардымского муниципального района Пермского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Бардымского судебного района Пермского края от 28 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Бардымского районного суда Пермского края от 30 сентября 2020 года, администрация Бардымского муниципального района Пермского края (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник просит об отмене вышеуказанных судебных актов.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определено, что системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются данным Федеральным законом (части 1, 2, 3 статьи 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Частями 1, 2, 3 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом, при этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в 2018 году 17 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Осинскому и Бардымскому муниципальным районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю (далее - 17 ОНД) проведена внеплановая проверка деятельности администрации Бардымского сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности в с. Барда, д. Мостовая и д. Старый Чад, в результате чего 08 июня 2018 г. администрации Бардымского сельского поселения выданы предписания об устранении выявленных нарушений N 46/1/1 и 46/1/2 со сроком исполнения до 01 июня 2020 г.
С целью контроля исполнения предписаний 17 ОНД 31 июля 2020 г. проведена выездная внеплановая проверка, по результатам которой установлено, что нарушения требований пожарной безопасности на территории Бардымского муниципального округа, в полном объеме и в установленные сроки не устранены, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 04 августа 2020 г.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
Действия администрации квалифицированы по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что администрация имела возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным органом местного самоуправления не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на указанной территории.
Доводы жалобы относительно того, что администрация Бардымского муниципального района Пермского края не является субъектом данного административного правонарушения были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях администрации Бардымского муниципального района Пермского края объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законом Пермского края от 05.11.2019 N 474-ПК "Об образовании нового муниципального образования Бардымский муниципальный округ Пермского края" в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) ряд сельских поселений входящих в состав Бардымского муниципального района, в том числе Бардымское сельское поселение, преобразованы путем их объединения в новое муниципальное образование.
Новое муниципальное образование, образованное путем проведения указанного преобразования наделено статусом муниципального округа (Бардымский муниципальный округ Пермского края).
В силу статьи 4 указанного Закона со дня вступления в силу данного Закона и до 1 января 2021 года установлен переходный период (Закон края вступил в силу 18.11.2019 (за исключением отдельных положений)).
В течение переходного периода осуществляется формирование органов местного самоуправления Бардымского муниципального округа Пермского края, а также завершается урегулирование иных вопросов, предусмотренных данным Законом.
До формирования органов местного самоуправления Бардымского муниципального округа Пермского края полномочия по решению вопросов местного значения Бардымского муниципального округа Пермского края на соответствующих территориях в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 131-ФЗ осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания Бардымского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях, за исключением причисленных в данной норме сельских администраций, в том числе администрации Бардымского сельского поселения, полномочия которых прекращаются со дня вступления в силу данного Закона.
Администрация Бардымского муниципального района до формирования администрации Бардымского муниципального округа Пермского края осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 131-ФЗ на территории Бардымского муниципального округа Пермского края.
Со дня формирования администрации Бардымского муниципального округа Пермского края полномочия администрации Бардымского муниципального района прекращаются.
Поскольку в материалах дел нет сведений о том, что на день истечения срока для исполнения предписаний, проведения проверки их исполнения и составления протокола об административном правонарушении была сформирована администрации Бардымского муниципального округа, то соответствующие доводы жалобы несостоятельны.
Вопреки доводам жалобы, срок для исполнения мероприятий, обозначенных в предписаниях, в том числе и с учетом переходного периода, связанного с образование муниципального округа являлся достаточным.
Указанные недостатки не требуют большого объема финансирования и при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от администрации для соблюдения правил пожарной безопасности, могли быть своевременно устранены.
Всем доводам заявителя жалобы дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в порядке, предусмотренном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несогласие заявителя с выводами судов сводится к несогласию с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, что не является основанием для изменения (или отмены) обжалуемых судебных актов.
Порядок и срок привлечения администрации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Бардымского судебного района Пермского края от 28 августа 2020 года и решение судьи Бардымского районного суда Пермского края от 30 сентября 2020 года, вынесенные в отношении администрации Бардымского муниципального района Пермского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника Кариевой И.И, действующей на основании доверенности в интересах администрации Бардымского муниципального района - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.