Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2021 г. по делу N 16-903/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу Бочкарева Виктора Юрьевича на постановление мирового судьи судебного участка N2 судебного района Новоуренгойского городского округа Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2020 года, решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Новоуренгойского филиала Государственного казенного учреждения "Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" Бочкарева Виктора Юрьевича, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N2 судебного района Новоуренгойского городского округа Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2020 года, оставленным без изменения решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2020 года, начальник Новоуренгойского филиала Государственного казенного учреждения "Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО") Бочкарев В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Бочкарев В.Ю. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог установлены в статье 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", согласно которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1).
Все требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст) устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно - эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Согласно пунктам 3.4, 3.5 ГОСТ Р 50597-2017 момент обнаружения зимней скользкости: дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность. Срок устранения дефекта: время с момента обнаружения дефекта до его устранения.
На основании п. 8.1 указанного ГОСТа на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что государственным инспектором дорожного надзора ОДН ОГИБДД ОМВД России по городу Новому Уренгою "данные изъяты" составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 01 марта 2020 года, согласно которому в 13:00 часов на проезжей части автодороги Сургут-Салехард, участок Коротчаево - Новый Уренгой 703, 100 км, выявлено наличие зимней скользкости в виде стекловидного льда.
24 марта 2020 года в отношении начальника Новоуренгойского филиала ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО" Бочкарева В.Ю. составлен протокол об административном правонарушении 89 АС 824946.
Постановлением мирового судьи судебного участка N2 судебного района Новоуренгойского городского округа Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2020 года начальник Новоуренгойского филиала ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО" Бочкарев В.Ю. привлечен к административной ответственности за то, что 01 марта 2020 года, являясь должностным лицом, ответственным за выполнение мероприятий по осуществлению дорожной деятельности на указанном участке автодороги, допустил наличие на проезжей части зимней скользкости в виде стекловидного льда, в нарушение Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 8.1 ГОСТ Р50597-2017, п.1.2, 3.2, 4.4.2.1, 4.4.4 Распоряжения Минтранса России от 16 июня 2003 года N ОС-548-р "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2020 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Фактические обстоятельства совершения начальником Новоуренгойского филиала ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО" Бочкаревым В.Ю. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела и при рассмотрении жалобы на постановление дана надлежащая правовая оценка.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судебных инстанций относительно наличия в действиях должностного лица состава административного правонарушения, не усматриваются.
Доводы жалобы, касающиеся отсутствия вины должностного лица Бочкарева А.Ю. ввиду не выдачи предписания об устранении недостатков, не проведения повторной проверки, направлены на переоценку материалов дела и установленных на их основании обстоятельств и не свидетельствуют о допущенных нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Аналогичные доводы были предметами тщательного исследования в судах первой и второй инстанций, обоснованно признаны несостоятельными, им дана надлежащая правовая оценка, которая изложена в обжалуемых судебных актах с изложением соответствующих выводов. Оснований для переоценки не имеется.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В настоящем случае доказательств принятия должностным лицом всех зависящих мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено, в связи с чем данное лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, какие - либо неустранимые сомнения в виновности должностного лица отсутствуют.
В соответствии с п. 3.4 ГОСТ Р 50597-2017 под моментом обнаружения зимней скользкости понимается дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.
Распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 N ОС-548-р утверждено Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, которое устанавливает основные требования по организации, технологиям работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период и является обязательным, в том числе для организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог.
Пунктом 2.3 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах предусмотрено: образование снежного наката происходит при наличии влажного снега на дорожном покрытии под действием автомобильного транспорта и определенных метеорологических условиях.
В силу п. 3.3.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах зимнее содержание дороги зависит от погодноклиматических условий района ее прохождения. При организации работ по борьбе с зимней скользкостью используется различная метеорологическая информация. Для планирования работ и расчета ресурсов на борьбу с зимней скользкостью необходима климатологическая (режимно-справочная) информация.
Для оперативной организации работ, выбора вида и норм распределения противогололедных материалов необходимо использовать специализированные прогнозы погоды, штормовые предупреждения, текущую или фактическую метеорологическую информацию. Такая информация может быть получена в региональных отделениях Росгидромета. Текущая информация о погодных и дорожных условиях может быть получена с автоматических дорожных метеостанций (АДМС).
Согласно п. п. 6.2, 6.5, 6.6, 6.13 государственного контракта от 12.12.2018 г. подрядчик обязан поддерживать требуемый уровень содержания для обеспечения круглосуточного, бесперебойного и безопасного движения транспортных средств и безопасность дорожного движения на объектах; ежедневно предоставлять заказчику справку о состоянии автомобильных дорог, дорожно-транспортных происшествиях и чрезвычайных ситуациях на объектах дорожного хозяйства, в случае ухудшения транспортноэксплуатационного состояния объектов незамедлительно и самостоятельно осуществлять действия по обеспечению расчистки проезжей части дороги, временному ограничению или запрещению проезда по поврежденным или опасным для движения транспорта участкам объектов, незамедлительно проводить ремонтно-восстановительные работы, вести учет ДТП, в том числе по дорожным условиям, сопутствующим их совершению и участвовать в осмотре мест совершения ДТП.
Согласно приложения 1 к Техническому заданию государственно контракта от 12.12.2018 г. руководители подрядных организаций обеспечивают заключение договора с региональными органами Росгидромета на получение гидромегеоинформации, а также организацию в зимний период круглосуточного дежурства ответственных работников в подрядных организациях и регулярное предоставление информации о состоянии проезда по дорогам.
Доводы жалобы о выполнении работ подрядной организацией несостоятельны.
Из материалов дела следует, что 27 февраля 2020 года подрядчику АО "Ямалавтодор" выдавалось предписание, в том числе, об устранении в срок до 28 февраля 2020 года снежного наката и зимней скользкости в последующей обработкой ПГМ проезжей части км.674+528 - 742+845.
Мировой судья при определении момента обнаружения зимней скользкости правильно руководствовался п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017, исходил из имеющихся в материалах дела актов ОГИБДД ОМВД России по г. Новому Уренгою о том, что 01.03.2020 г. обследования эксплуатационного состояния дорожных условий автомобильной дороги регионального значения "Сургут - Салехард" участок "Коротчаево-Новый Уренгой" в Ямало-Ненецком автономном округе, выявлены недостатки эксплуатационного состояния, угрожающие безопасности дорожного движения, и пришел к верному выводу о том, что должностное лицо начальник Новоуренгойского филиала ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО" является ответственным за соблюдение требований по безопасности дорожного движения при ремонте и содержании автомобильной дороги окружного значения.
При этом, факт исполнения предписания N 71, выданного 02 марта 2020 года ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО" о ликвидации зимней скользкости в виде стекловидного льда в 5-часовой срок с момента получения предписания, правового значения для квалификации действий начальника Новоуренгойского филиала ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО" Бочкарева В.Ю. по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, выявленных 01 марта 2020 года (улицы), не имеет.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом при надлежащем уведомлении Бочкарева В.Ю. о времени месте составления протокола, в присутствии последнего, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснены, все обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей назначено с учетом положений частей 3.1, 3.5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья городского суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела мировым судьей и при пересмотре дела судьей городского суда в судебном заседании Бочкарев В.Ю. принимал участие, обосновывал свою позицию по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N2 судебного района Новоуренгойского городского округа Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2020 года, решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Новоуренгойского филиала Государственного казенного учреждения "Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" Бочкарева Виктора Юрьевича, оставить без изменения, жалобу Бочкарева Виктора Юрьевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.