Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П. и Трапезниковой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смагиной Тамары Васильевны на решение Снежинского городского суда Челябинской области от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 01 сентября 2020 года по административному делу N 2а-631/2020 по административному исковому заявлению Смагиной Тамары Васильевны об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии города Снежинска от 30 июля 2020 года N 100/2-4 "Об отказе Смагиной Тамаре Васильевне, выдвинутой в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Снежинского городского округа по одномандатному избирательному округу N 3".
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения Смагиной Т.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кустикова А.Г, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
решением Собрания депутатов города Снежинска от 18 июня 2020 г. N 48 назначены выборы депутатов представительного органа местного самоуправления Снежинского городского округа на 13 сентября 2020 г.
Решением территориальной избирательной комиссии города Снежинска (далее - ТИК, избирательная комиссия) от 30 июля 2020 года N 100/2-4, на которую в связи с проведением выборов депутатов Собрания депутатов Снежинского городского округа шестого созыва возложены полномочия окружных избирательных комиссий избирательных округов N 1-25, Смагиной Т.В, выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Снежинского городского округа по одномандатному избирательному округу N 3.
Указанным решением ТИК отказано в регистрации кандидатом по названному избирательному округу в связи с сокрытием сведений о судимости, в части неуказания наименования статьи Уголовного кодекса Российской Федерации; неполнотой сведений о профессиональном образовании кандидата, приведенных в заявлении о согласии баллотироваться, в части неуказания реквизитов документа об образовании; непредставлением в установленный срок документа, подтверждающего открытие специального счета, либо письменного уведомления кандидата об отказе в создании избирательного фонда и открытии специального счета, в соответствии с подпунктами "е", "в" и "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Смагина Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приведенного выше решения ТИК, указав в обоснование требований на неисполнение избирательной комиссией обязанности своевременного направления ей извещения о выявлении отсутствия документов, необходимых для регистрации и неполноты сведений, в связи с чем была лишена возможности реализовать свое право на представление документов, уточнении и дополнении сведений о себе и участие в выборах.
Решением Снежинского городского суда Челябинской области от 19 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 01 сентября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Смагина Т.В. (поступила в суд первой инстанции 18 декабря 2020 года), ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, как принятых с нарушением действующего законодательства, норм процессуального права, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Смагина Т.В. на доводах кассационной жалобы настаивала.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты правильными и не находит оснований для их отмены.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что предыдущими судебными инстанциями такого рода нарушений не допущено.
Суды, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, правильно исходили из правомерности действий избирательной комиссии в рамках предоставленных ей законом полномочий и обязанности кандидата пользоваться своими правами добросовестно, проявлять должную осмотрительность и заинтересованность относительно полноты представленных им документов и сведений, пришли к верному выводу о законности обжалуемого решения об отказе в регистрации кандидата Смагиной Т.В. в связи с невыполнением требований закона.
Позиция суда первой инстанции и поддержавшего его суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие общественные отношения, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; сокрытие кандидатом сведений о судимости; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иным законом.
Аналогичные основания содержатся в Законе Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-ЗО "О муниципальных выборах в Челябинской области".
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 этого федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, который не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пункту 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 статьи 33 названного федерального закона, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
При этом в силу подпункта 58 статьи 2 указанного Федерального закона сведения о судимости кандидата - это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Действующим избирательным законодательством обязанность сообщить сведения о судимости возложена непосредственно на кандидата.
Согласно подпункту "е" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 указанного Федерального закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Действительно, в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата извещает его об этом.
Между тем, как обоснованно констатировали суды, приведенное правовое предписание не распространяется на случаи сокрытия кандидатом сведений о судимости, о которой кандидат должен сообщить в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, не названным федеральным законодателем в пункте 1.1 статьи 38 приведенного Закона.
Из буквального толкования приведенной нормы закона следует, что у избирательной комиссии отсутствует обязанность информировать избирательное объединение или кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению заявления о согласии баллотироваться в части неуказания сведений о судимости.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 23 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 г. N 36-ЗО "О муниципальных выборах в Челябинской области" для регистрации кандидата в депутаты, выдвинутого по одномандатному или многомандатному избирательному округу, кандидат, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам либо доверенное лицо одновременно не ранее чем через 21 день и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную комиссию (комиссию муниципального образования) документ, подтверждающий открытие специального счета либо письменное уведомление кандидата об отказе в создании избирательного фонда и открытии специального счета.
Как следует из материалов дела и установлено судами, среди документов, необходимых для регистрации кандидата, представленных Смагиной Т.В. в ТИК 08 июля 2020 г. отсутствовали вышепоименованные документы и до последнего установленного законом области дня (23.07.2020) для предоставления документов, необходимых для регистрации кандидата, такие документы представлены не были.
К проверке указанных документов ТИК приступил 24 июля 2020г.
Суды, проанализировав положения приведенных норм федерального и регионального законодательства, исследовав представленные в ТИК административным истцом документы, сделали правильный вывод о нарушении административным истцом требований предъявляемым к ним законом ввиду непредставления документа, подтверждающего открытие специального счета либо письменное уведомление кандидата об отказе в создании избирательного фонда и открытии специального счета в пределах установленного законом срока, в связи с чем, отказ ТИК в её регистрации кандидатом в депутаты по подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ является правомерным.
Доводы кассационной жалобы о нарушении ТИК положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, выразившемся в ненаправлении административному истцу уведомления об исправлении недостатков представленных документов, в результате чего она был лишен возможности восполнить отсутствующий документ, Судебной коллегией признаются несостоятельными по следующим основаниям.
Анализ положений названной нормы Закона в системной связи с предписаниями подпункта 4 пункта 2 статьи 23 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 г. N 36-ЗО "О муниципальных выборах в Челябинской области", устанавливающих определенные сроки и действия избирательной комиссии и кандидата, позволяет прийти к выводу о том, что в случае отсутствия каких-либо документов на ТИК возложена обязанность известить об этом кандидата, который вправе дополнительно представить отсутствующие документы только в пределах срока, установленного законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Соответствующий подход в отношении понимания и применения приведенных законоположений нашел свое подтверждение, в частности, в пункте 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6).
Таким образом, по окончании срока подачи документов для регистрации кандидат не вправе дополнительно представлять отсутствующие документы, если они не были представлены в установленный для этого законом срок, за исключением копии паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенной соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, копии соответствующих документов, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество (пункт 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ).
При таком положении, ненаправление ТИК уведомления административному истцу об отсутствии в представленных ей документах, документа, подтверждающего открытие специального счета либо письменного уведомления кандидата об отказе в создании избирательного фонда и открытии специального счета, не нарушило законные права кандидата, предусмотренные в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 указанного Федерального закона в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются, среди прочего, номер паспорта и реквизиты документа об образовании, а также основное место работы или службы, занимаемая должность.
Избирательная комиссия в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не известила Смагину Т.В. об имеющихся недостатках в представленных ей документах.
Вместе с тем неисполнение избирательной комиссией предписаний федерального законодательства об извещении кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает кандидата от обязанности соблюдать установленные законом правила выдвижения и регистрации.
Иное нарушало бы принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, закрепленный пунктом 1 статьи 39 названного Федерального закона.
Помимо этого следует, учесть, что имелись и иные, предусмотренные Федеральным законом N 67-ФЗ основания для отказа в регистрации кандидата.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основаны на неверном толковании норм материального права, аналогичны позиции административного истца в судах нижестоящих инстанций, получившей надлежащую правовую оценку, не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
Обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для их отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда, определила:
решение Снежинского городского суда Челябинской области от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 01 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Смагиной Тамары Васильевны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 10 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.