Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Чернецовой С.М, Малоедовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-191/2020 по иску Гришечко Юлии Александровны к муниципальному образованию городского поселения Игрим, АО "Ипотечное агентство Югры" о признании договора социального найма недействительным, признании незаконным решения об исключении из Единого списка граждан из числа малочисленных народов Севера на получение мер социальной поддержки, восстановлении в списках участников программы
по кассационной жалобе Гришечко Юлии Александровны на решение Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Чаус И.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гришечко Ю.А. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения Игрим, АО "Ипотечное агентство Югры" о признании договора социального найма недействительным, признании незаконным решения об исключении из списка граждан, претендующих на получение мер государственной поддержки, восстановлении в Едином списке граждан из числа коренных малочисленных народов Севера участников программы Предоставление субсидии на приобретение и строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре, подавшим до 31.12.2013 года.
В обоснование требований указала, что до октября 2019 г. состояла в Едином списке граждан из числа коренных малочисленных народов Крайнего Севера с целью получения мер государственной поддержки, из которого необоснованно исключена ввиду утраты оснований, превышение нормы обеспеченности, полагает, что договор социального найма является недействительным, поскольку на учете нуждающихся в администрации, как малоимущая не состояла.
Решением Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 сентября 2020 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Гришечко Ю.А. ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении и неправильном применении норм материального права. Настаивает на том, что заключенный с ней договор социального найма является недействительным, был составлен в нарушение требований ст. 49, 51, 52, 57 ЖК РФ, поскольку на учете нуждающихся она не состояла, к числу малоимущих граждан не относится. Не согласна с выводом суда, что основанием к заключению договора явилось проживание Гришечко Ю.А. в данном жилом помещении на условиях социального найма, как член семьи нанимателя. Указывает, что членом семьи своей матери "данные изъяты" она не является, судом не исследовался вопрос о том, на каких основаниях она, будучи в несовершеннолетнем возрасте была вселена в муниципальную квартиру, не оценивался и договор найма от 05.04.2005, заключенный между "данные изъяты" и ООО Ванзетурским.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание суда кассационной инстанции 11 февраля 2021 года, продолженного после перерыва, объявленного в судебном заседании 04 февраля 2021 года, истец Гришечко Ю.А, третье лицо Глушанков И.Я. не явились, ответчик администрация гп.Игрим Березовского района ХМАО-Югры, АО Ипотечное агентство Югры и третье лицо администрация Березовского района своих представителей в суд не направили.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых постановлений в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предметом спора явилось право истца на получение государственной поддержки в виде жилищной субсидии в целях улучшения жилищных условий по подпрограмме "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.04.2011 "108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года".
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гришечко Ю.А, "данные изъяты" года рождения, с 08.06.1999 года зарегистрирована по месту жительства своей матери "данные изъяты", как член ее семьи по адресу: "данные изъяты", имеет двоих детей: "данные изъяты"
Указанное жилое помещение было предоставлено матери истца - "данные изъяты" и членам её семьи по договору найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в 2005 году. С 2014 года указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности.
"данные изъяты" умерла 17.07.2008.
23.09.2011 решением АО ""Ипотечное агентство Югры" по заявлению Гришечко Ю.А, она с составом семьи(сыном "данные изъяты" г.р.) была признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры, признанным до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм" государственной программы автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО-Югры на 2011-2013 годы на период до 2015 года".
На момент обращения в Агентство с заявлением о признании участником программы истица проживала в квартире общей площадью 62 кв.м, ранее предоставленной ее матери, по адресу: "данные изъяты", в квартире на 2011 год были зарегистрированы истца со своим сыном, а также "данные изъяты"
На каждого проживающего в указанной квартире приходилось 20, 6 кв.м общей площади, что выше 12 кв. - нормы обеспеченности, приходящейся на одного человека, как то предусмотрено Программой.
После рождения у истицы дочери Гришечко Е.С, 21.03.2014г.р, истица обратилась с заявлением в АО "Ипотечное агентство Югры" о включении дочери в состав семьи, на который будет производиться расчет и выплата субсидии
21.09.2019 Гришечко Ю.А. обратилась в АО "Ипотечное агентство Югры" с заявлением о предоставлении субсидии в 2020 году по мероприятию "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры, признанным до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм" государственной программы автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО-Югры в 2014-2020 годах", утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 года N408-п с составом семьи: Гришечко Ю.А, "данные изъяты"
К заявлению был приложен договор социального найма жилого помещения N54 от 26.07.2019 года, заключенный между МО г.п. Игрим и Гришечко Ю.А. на жилое помещение по адресу: "данные изъяты", общей площадью 71, 5 кв.м с составом семьи 3 человека.
Проверив учётное дело истца на наличие права на получение субсидии, 28.10.2019 г. АО "Ипотечное агентство Югры" приняло решение об исключении Гришечко Ю.А. из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки государственной программы ХМАО-Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной Правительством ХМАО-Югры от 05.10.2018 N346-п на основании пп.2 п.5 приложения 16 к указанному постановлению, а именно в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии порядком.
Утрата оснований произошла в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий, обеспеченность семьи истицы составляет более 12 кв.м общей площади на каждого человека из расчета: 71, 5 кв.м:3 члена семьи(истец с детьми).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что проживая в жилом помещении, общей площадью 71, 5 кв.м истица обеспечена жилым помещением более установленной нормы, проживает и зарегистрирована в жилом помещении, предоставленном ей на основании договора социального найма, и принимая во внимание положения Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 N57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийского автономного округа - Югре", Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки, утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N346-п в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", пришел к выводу, что семья истца утратила основания, дающие право на получение субсидии, в связи с чем, обоснованно исключил из Единого списка участников мероприятий по предоставлению субсидии.
Не нашел суд оснований и для удовлетворения требований о признании договора социального найма от 26.07.2019 недействительным ввиду отсутствия соответствующих оснований, поскольку право пользования жилым помещением по адресу : "данные изъяты", у истицы возникло с момента вселения к своей матери в качестве члена ее семьи, а потому последующее оформление договора социального найма в письменной форме не является основанием для признания данного договора недействительным, более того, указанный договор был подписан самой истицей добровольно.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился, указав также, что утрата оснований произошла ранее признания дома непригодным для проживания, что не исключает истицу права на участие в другой программе.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, оснований для их отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не находит.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий и с целью улучшения проживающих на территории округа граждан, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры был принят Закон ХМАО - Югры от 11.11.2005 N 103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы", составными частями которого являются различные виды программ, в том числе и подпрограмма 3. "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Государственная поддержка граждан-участников указанной подпрограммы осуществляется в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N103-оз и Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.05.2006 N95-п "О порядке реализации и финансирования подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
При этом, порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки утвержден Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 г. N346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" (далее - Порядок).
Так, в соответствии с п. 2 Порядка, участником мероприятия является совершеннолетний гражданин Российской Федерации, отнесенный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, постоянно проживающий на территории автономного округа, нуждающийся в улучшении жилищных условий, подавший до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки, а также члены его семьи (с учетом положений пункта 6 порядка).
К нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке (п.3 Порядка).
Согласно пп.2 п. 5 Порядка, граждане исключаются из списка участников мероприятия в случае утраты оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с Порядком).
Принимая во внимание вышеприведенные нормы материального права, регулирующие условия и порядок предоставления жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным решения об исключении из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, установив, что Гришечко Ю.А. обеспечена жилым помещением по договору социального найма, площадь приходящейся на неё и членов её семьи жилого помещения превышает установленные Правилами пределы, что является основанием для исключения из соответствующего Единого списка таких граждан.
В кассационной жалобе Гришечко Ю.А. настаивает на том, что заключенный с ней договор социального найма является недействительным, поскольку на учете нуждающихся в жилом помещении в муниципальном органе она не состояла, малоимущей не является. Вместе с тем, приведенные обстоятельства сами по себе не являются основанием для признания договора социального найма недействительным.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, в соответствии с положениями ст. 82 Жилищного кодекса Российской Федерации, заключение договора социального найма от 26.07.2019 было обусловлено тем, что Гришечко Ю.А, являясь членом семьи своей матери Мониной, имела право на его заключение с момента смерти прежнего нанимателя в силу закона, оформление договора социального найма в письменной форме основанием к его признанию недействительным не является, более того, данный договор заключен истицей добровольно.
Доводы кассационной жалобы заявителя о неправомерном заключении с истицей договора социального найма от 26.07.2019 года на жилое помещение, в котором она проживала с 1999г. вместе со своей матерью, не в качестве члена ее семьи, также не могут быть признаны состоятельными, основаны на неверном толковании норм материального права - ст. 69 ЖК РФ, указанные доводы не свидетельствуют о незаконности заключенного договора социального найма.
Более того, из учетного дела следует, что на 2011г.-момент включения истицы и ее сына в 2011 в качестве претендентов в подпрограмму, на 2014г.- включения в состав участников второго ребенка, обеспеченность истицы с учетом членов ее семьи общая площадь жилого помещения на одного человека составляла более 12 кв.м, в связи с чем, выводы суда об утрате права состоять на учете в качестве участников подпрограммы ранее признания дома непригодным для проживания являются законными и обоснованными.
Признание в настоящее время жилого помещения, в котором проживает истица непригодным для проживания, не исключает права истицы быть включенной в другую подпрограмму в установленном порядке.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гришечко Юлии Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.