Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2498/2020 по иску Боровикова Александра Николаевича к Министерству социальных отношений Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа Челябинской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе Боровикова Александра Николаевича на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Боровиков А.Н. обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа Министерства социальных отношений Челябинской области N N от ДД.ММ.ГГГГ года в выплате единовременной денежной выплаты в размере 5 000 руб, предоставляемой на основании постановления Правительства Челябинской области от 19 марта 2020 года N 97-П "О порядке предоставления единовременной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в Челябинской области, в связи с 75 - летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", возложении обязанности по назначению и выплате единовременной денежной выплаты в размере 5 000 руб.
В обоснование заявленных требований указал на то, что он является участником боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года, что подтверждено удостоверением ветерана Великой Отечественной войны, справкой военного комиссариата города Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ года, архивной справкой Центрального архива Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ года, Почетной грамотой Военного совета Краснознаменного Дальневосточного военного округа за участие в пресечении вооруженной провокации на советско-китайской границе в районе острова Даманский в марте 1969 года. ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в УСЗН ЗГО с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты в размере 5 000 руб, предусмотренной постановлением от 19 марта 2020 года N 97-П. Решением Министерства социальных отношений Челябинской области N N от ДД.ММ.ГГГГ года в предоставлении такой выплаты Боровикову А.Н. было отказано. Ссылаясь на то, что единственным необходимым условием для получения единовременной выплаты является наличие статуса участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", направленный ему отказ считает незаконным.
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года в удовлетворении исковых требований Боровикову А.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года решение Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Боровиков А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года проходил службу в Вооруженных Силах СССР, воинская часть N с ДД.ММ.ГГГГ года принимал участие в боевых действиях по пресечению провокаций китайских войск в районе острова Даманский.
ДД.ММ.ГГГГ года Боровикову А.Н. выдано удостоверение ветерана- участника Великой Отечественной войны (серии ВВ N N) в связи с участием в боевых действиях в районе острова Даманский, дающее право на получение льгот, установленных ст. 15 Федерального закона "О ветеранах".
ДД.ММ.ГГГГ года Боровиков А.Н. обратился в УСЗН ЗГО по вопросу предоставления мер социальной поддержки, в том числе получения им единовременной денежной выплаты в размере, предусмотренном постановлением от 19 марта 2020 года N 97-П.
Письмом N N от ДД.ММ.ГГГГ года Министерство социальных отношений Челябинской области сообщило Боровикову А.Н. о том, что он относится к категории граждан, принимавших участие в боевых действиях в районе острова Даманский (март 1969 года), которые включены в раздел 1 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, закрепленного Федеральным законом "О ветеранах". Меры социальной поддержки, которые установлены Федеральным законом "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, предоставляются также гражданам, принимавшим участие в боевых действиях в районе острова Даманский. Органами социальной защиты населения данным гражданам выплачивается компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Предоставление единовременных выплат к юбилею Победы в Великой Отечественной войне регулируется иными нормативными актами. Выплаты к юбилею Победы в 2020 году осуществлялись за счет средств федерального и областного бюджетов. Поскольку данные выплаты осуществлялись территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, разъяснения по данному вопросу возможно получить в Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что законодатель, распространяя льготы участников Великой Отечественной войны на лиц, пользующихся гарантиями на основании Федерального закона "О ветеранах", не идентифицирует их с непосредственными участниками Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, не приравнивает их к указанной категории в полном объеме, установив, что Боровиков А.Н. непосредственным участником событий на фронтах Великой Отечественной войны не являлся, пришел к выводу о том, что истец не относится к числу граждан, которым предусмотрено право на выплаты к Дню Победы в Великой Отечественной войне согласно постановлению Правительства Челябинской области от 19 марта 2020 года N 97-П "О порядке предоставления единовременной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в Челябинской области, в связи с 75 - летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Статьей 3 Федерального закона "О ветеранах" установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены боевые действия в районе острова Даманского: март 1969 года.
Между тем боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 года, не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 19 марта 2020 года N 97-П "О порядке предоставления единовременной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в Челябинской области, в связи с 75 - летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" право на получение единовременной денежной выплаты имеют проживающие на территории Челябинской области:
инвалиды Великой Отечественной войны;
ветераны Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах";
ветераны Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", приглашенные на торжественные приемы, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов;
бывшие несовершеннолетние узники нацистских концлагерей и гетто, приглашенные на торжественные приемы, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
Судами при рассмотрении данного спора правомерно отмечено, что указанное постановление определяет право на единовременную выплату в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне для отдельных категорий граждан, непосредственно участвовавших в этой войне, а также работавших на объектах противовоздушной обороны, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", работавших в тылу во время Великой Отечественной войны не менее шести месяцев.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны отнесены:
1) участники Великой Отечественной войны:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;
б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;
е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года;
ж) против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;
з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
Военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, относятся к ветеранам боевых действий (подпункт 1 пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Учитывая, что круг лиц, на которых распространяет свое действие постановление Правительства Челябинской области от 19 марта 2020 года N 97-П "О порядке предоставления единовременной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в Челябинской области, в связи с 75 - летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" включает только конкретный перечень лиц, которые непосредственно участвовали в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, при этом участники боевых действий на острове Даманский в марте 1969 года не относятся к кругу лиц, обозначенному в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", оснований для расширительного толкования положений постановления и их распространения на истца, вопреки его ошибочному мнению, у судов не имелось.
Период участия Боровикова А.Н. в боевых действиях в районе острова Даманского в марте 1969 года не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации постановления от 19 марта 2020 года N 97-П понимается период с 1941 года по 1945 год, в связи с этим, право Боровикова А.Н. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями постановления Правительства Челябинской области от 19 марта 2020 года N 97-П "О порядке предоставления единовременной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в Челябинской области, в связи с 75 - летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".
Обращаясь с кассационной жалобой, истец не учел, что круг лиц, которым производятся соответствующие выплаты, четко определен в постановлении Правительства Челябинской области от 19 марта 2020 года N 97-П и ограничен содержанием подпунктов 1 - 4 пункта 1 статьи 2, Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Ссылка заявителя на иные судебные акты не состоятельна, поскольку они преюдициального значения для рассматриваемого спора в соответствии с положениями статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеют.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у истца права на получение единовременной денежной выплаты, установленной к Дню Победы в Великой Отечественной войне, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами судов, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в судебных постановлениях.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 02 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, кассационную жалобу Боровикова Александра Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.