Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Кудряшова В.К.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-188/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Специальные промышленные технологии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по апелляционной жалобе министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Рязанского областного суда от 26 июня 2020 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей Бузмакова С.С, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Специальные промышленные технологии" - Назаровой Н.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Специальные промышленные технологии" (далее также - административный истец, ООО "НПФ "СПТ"), являясь собственником земельного участка с кадастровым номером N, обратилось в Рязанский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 46 684 740 рублей 61 копейка.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость земельного участка превышает рыночную стоимость, чем нарушаются его права как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Административный истец просил (с учётом уточнённых требований) установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в сумме 22 877 288 рублей, определённой по результатам проведённой судебной оценочной экспертизы.
Решением Рязанского областного суда от 26 июня 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области просит отменить решение суда ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и принять новый судебный акт об отказе ООО "НПФ "СПТ" в удовлетворении заявленных требований. Административный ответчик полагает, что заключение судебной оценочной экспертизы, положенное в основу судебного решения, составлено с нарушением законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требований федеральных стандартов оценки, поэтому не подтверждает действительную рыночную стоимость земельного участка.
ООО "НПФ "СПТ" относительно доводов апелляционной жалобы представлены возражения, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьёй), в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ООО "НПФ "СПТ" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 14 087 +/- 14, 10 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: размещение и эксплуатация производственных зданий и сооружений, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 2 февраля 2018 г. N).
Исходя из положений статьи 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N утверждена постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 12 октября 2018 г. N 22-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Рязанской области" и по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 46 684 740 рублей 61 копейка.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости, административный истец в обоснование своих доводов представил суду отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка от 11 декабря 2019 г. N, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 12 762 822 рубля.
Учитывая заявленные сторонами ходатайства о назначении по делу судебной оценочной экспертизы, на основании определения Рязанского областного суда от 9 января 2020 г. и в соответствии со статьёй 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 23 марта 2020 г. N, проведённой экспертом общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" ФИО, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 22 877 288 рублей.
Устанавливая размер кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости на основании экспертного заключения, суд первой инстанции исходил из того, что приведённое выше экспертное заключение (от 23 марта 2020 г. N) соответствует действующему законодательству Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследования и производстве расчётов нормативных правовых актов и нормативных документов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и коэффициентов корректировок.
Также суд пришёл к выводу, что в заключении эксперта содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам- аналогам, так и по объекту оценки, а доказательства, опровергающие выводы эксперта, а также документы, содержащие сведения об иной рыночной стоимости спорного земельного участка, другие лица, участвующие в деле, не представили.
Судебная коллегия с утверждением суда первой инстанции о том, что заключение эксперта ООО " "данные изъяты"" от 23 марта 2020 г. N полностью соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, а также требованиям федеральных стандартов оценки, согласиться не может.
Проанализировав экспертное заключение, письменные возражения министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области и приложенные к ним документы, судебная коллегия пришла к выводу, что при расчёте рыночной стоимости спорного земельного участка экспертом применены объекты-аналоги, не соответствующие требованиям федеральных стандартов оценки, что существенно повлияло на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки, в связи с чем своим определением от 27 октября 2020 г. назначила повторную судебную оценочную экспертизу на основании части 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г, удовлетворив соответствующее ходатайство административного ответчика, поручив производство экспертизы эксперту общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" ФИО
Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы от 7 декабря 2020 г, проведённой экспертом ООО " "данные изъяты"" ФИО, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 20 003 000 рублей.
Положениями статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что заключение эксперта относится к доказательствам по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьёй 84 данного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Приведённое заключение повторной судебной оценочной экспертизы от 7 декабря 2020 г. подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, который предупреждён об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт ФИО является незаинтересованным в исходе административного дела лицом, имеет высшее экономическое образование, диплом о профессиональной переподготовке, является оценщиком I категории, экспертом-оценщиком, судебным экспертом, включён в реестр членов Ассоциации "Русское общество оценщиков", является членом Общероссийской организации оценщиков "Российское общество оценщиков", имеет стаж экспертной и оценочной работы 23 года, его гражданская ответственность при проведении экспертной и оценочной деятельности застрахована.
Заключение повторной судебной оценочной экспертизы содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, в связи с чем у судебной коллегии отсутствуют основания ставить выводы эксперта под сомнение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Проанализировав заключение повторной судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими имеющимися по делу доказательствами, судебная коллегия считает необходимым определить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной стоимости, определённой в заключении эксперта в рамках проведённой в суде апелляционной инстанции повторной судебной оценочной экспертизы.
На все представленные министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области замечания экспертом ФИО даны исчерпывающие ответы с представлением письменных пояснений, содержащих опровержения утверждений административного ответчика о порочности заключения повторной судебной оценочной экспертизы, со ссылкой на нормы действующего законодательства об оценочной деятельности, а также требования федеральных стандартов оценки, применённые при производстве повторной экспертизы, в связи с чем судебная коллегия в судебном заседании отказала министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области в удовлетворении ходатайства о назначении по административному делу ещё одной повторной судебной оценочной экспертизы.
Принимая во внимание изложенное, решение Рязанского областного суда от 26 июня 2020 г. в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости подлежит изменению с установлением кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г, определённой в заключении повторной судебной оценочной экспертизы от 7 декабря 2020 г, то есть в сумме 20 003 000 рублей.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой апелляционная инстанция полностью соглашается.
Таким образом, в остальной части обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рязанского областного суда от 26 июня 2020 г. изменить в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в сумме 20 003 000 рублей.
В остальной части решение Рязанского областного суда от 26 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.