Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Жудова Н.В. и Ефремовой О.Н, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казуровой В.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-83/2020 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части распоряжения Департамента строительства и транспорта Белгородской области от 1 марта 2018 года N 150 "Об утверждении генерального плана Свистовского сельского поселения муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области"
по апелляционной жалобе Департамента строительства и транспорта Белгородской области на решение Белгородского областного суда от 26 августа 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителя Департамента строительства и транспорта Белгородской области Монаковой Т.П, поддержавшей жалобу, объяснения представителей административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Житиной И.В. и заинтересованного лица Управления лесами Белгородской области Пустовой И.А, возражавших по жалобе, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
в составе муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области образовано Свистовское сельское поселение, в границах которого находятся село Ясены.
Распоряжением Департамента строительства и транспорта Белгородской области от 1 марта 2018 года N 150 утвержден генеральный план Свистовского сельского поселения (далее - Распоряжение от 1 марта 2018 года N 150). Распоряжение официально опубликовано 2 марта 2018 года на сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakon.belregion.ru).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) обратилось в областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании не действующим Распоряжения от 1 марта 2018 года N 150 в части включения в границы Свистовского сельского поселения муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области участков лесного фонда общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенных: "адрес" с указанием координат поворотных точек границ наложения земель населенного пункта на земли лесного фонда.
Требования мотивированы тем, что Распоряжением от 1 марта 2018 года N 150 находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы села Ясены с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оспариваемым актом в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
Решением Белгородского областного суда от 26 августа 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. Оспариваемое в части Распоряжение от 1 марта 2018 года N 150 признано не действующим со дня вступления судебного акта в законную силу.
В апелляционной жалобе, с учетом поступивших к ней в суд апелляционной инстанции дополнений, Департамент строительства и транспорта Белгородской области просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска путем признания недействующим со дня вступления решения суда в законную силу оспариваемого нормативного правового акта в части включения в границы села Ясены Свистовского сельского поселения муниципального района "Ровенский район" Белгородской области земельных участков из земель лесного фонда, расположенных в границах Ровеньского лесничества Белгородской области - квартал 89 выдел 27 (ч) в следующих координатах:
N контура
N точки
X
Y
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
В обоснование доводов жалобы указано, что судом первой инстанции не было учтено, что исключение из границ села Ясены Свистовского сельского поселения муниципального района "Ровенский район" Белгородской области площади пересечения земельных участков из состава земель лесного фонда, расположенных в границах Ровенского лесничества Белгородской области квартал "данные изъяты" приведёт к невозможности отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: N к одной из категории земель; не позволит поставить на кадастровый учёт границу села Ясены, так как границы названных земельных участков будут пересекать границы населенного пункта, что делает решение Белгородского областного суда в данной части не исполнимым.
Обращает внимание, что согласно картографическим материалам, представленным административным истцом, все границы земель Ровеньское лесничество Белгородской области (с.Ясены), "адрес" являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта, следовательно, не подлежат согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в силу части 19 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Отмечает, что в материалах дела имеются выписки из ЕГРН, подтверждающие что указанные выше земельные участки поставлены на кадастровый учет до 1 января 2016 года. В том числе, право собственности и аренды на данные земельные участки не оспорено, границы участков согласованы со смежными землепользователями, законность постановки участков на кадастровый учёт в установленном законом порядке не оспорена, границы земельных участков лесного фонда в установленном законом порядке не определены (ранее учтенные), в кадастровой выписке отсутствуют сведения о наличии пересечений вышеперечисленных земельных участков с другими земельными участками, в том числе лесными, однако, указанным доказательствам судом первой инстанции оценка не дана, соответствующие обстоятельства, не установлены.
Относительно доводов апелляционной жалобы, участвующим в деле прокурором Белгородской области, представителями Федерального агентства лесного хозяйства, Управления лесами Белгородской области представлены письменные возражения.
Заинтересованные лица Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Курской и Белгородской областях, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, администрация Свистовского сельского поселения муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части исходя из следующего.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1, частям 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), пункту 1 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Как установлено статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ.
Из материалов дела следует, что в составе муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области образовано Свистовское сельское поселение, в состав которого входит село Ясены (пункт 11 статьи 19 Закона Белгородской области от 20.12.2004 N 159 "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района").
Закон Белгородской области от 21 декабря 2017 года N 223 отнес к полномочиям Департамента строительства и транспорта Белгородской области полномочие органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности по подготовке и утверждению документов территориального планирования поселений, муниципальных районов, городских округов, за исключением полномочий, предусмотренных частями 9 и 12 статьи 21, частями 2, 12 и 20 статьи 24, частями 9 и 12 статьи 25, статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проанализировав положения пунктов 3.1.16, 6.5 Положения о Департаменте строительства и транспорта Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 20.08.2012 N 346-пп суд первой инстанции пришел к верному выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом, в надлежащей форме и при соблюдении установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного акта.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования, в том числе при изменении границ населенного пункта регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
В соответствии с частями 7 и 8 статьи 9, пунктом 2 части 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения, а также в электронной форме и (или) посредством почтового отправления уведомить органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее по тексту - Порядок N 460).
Согласно подпункту "в" пункта 2.7 Порядка N 460 отраслевой федеральный орган осуществляет проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из содержания Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 (далее - Положение о Рослесхозе), следует, что таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Рослесхоз, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).
Таким образом суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного акта законодательства, проект генерального плана, которым установлены границы населенных пунктов муниципального образования, предусматривающие включение лесных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, мог быть утвержден Департаментом только при соблюдении процедуры его согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.
При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии частями 3 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит, в том числе, положение о территориальном планировании; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, на которой отображаются границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Из заключения N N от ДД.ММ.ГГГГ, составленного филиалом "данные изъяты" и содержащих координаты поворотных точек границ пересечения земель лесного фонда с землями населенных пунктов, усматривается, что в границах села Ясены расположены земельные участки из земель лесного фонда, общей площадью "данные изъяты" кв.м, относящиеся к территории Ровеньского лесничества Белгородской области - "адрес"
Обстоятельства, изложенные в указанном заключении, не оспорены и не опровергнуты административным ответчиком и иными лицами, участвующими в деле.
Из материалов дела следует, что выдел N со всех сторон является смежным с земельными участками, расположенными в границах указанного населенного пункта.
В свою очередь границы выдела 27 (ч.) не являются смежными с земельными участками, расположенными в границах села Ясены.
Материалами лесоустройства 2008 года (планшет N) и 2012 года (планшет N N), выпиской из государственного лесного реестра от 8 июля 2020 года, свидетельствами о государственной регистрации права от 12 мая 2010 года, кадастровыми делами и информацией филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области подтверждено, что кварталы N N и N N (в настоящее время квартал N) учтены как лесные участки в материалах лесоустройства 1994 года, состоят на государственном кадастровом учете с 1 декабря 2010 года (кадастровые номера N) категории земель "Земли лесного фонда", право собственности на участки зарегистрировано за Российской Федерацией 12 мая 2010 года.
Проанализировав положения Порядка N 460, представленные суду в материалы административного дела документы, объяснения представителя административного ответчика, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что проект генерального плана, предполагающий включение в границы населенного пункта села Ясены земельных участков из земель лесного фонда выдела N с уполномоченными федеральными органами государственной власти в соответствии с названным выше Порядком не согласовывался. Изложенное не отрицалось административным ответчиком в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе.
В связи с этим является верным вывод суда первой инстанции о нарушении предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуры согласования проекта генерального плана в части включения земель лесного фонда в составе выдела N в границы села Ясены, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую и влечет признание недействующим Генерального плана в данной части.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости выполнения требований статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части пересечения земель села Ясены с землями лесного фонда в квартале N выдел N.
Действующая на момент разработки и утверждения Генерального плана редакция части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливала, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом только в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу требований пункта 19 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта.
Из материалов дела следует, что все границы участков лесного фонда в квартале N выдел N являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта села Ясены. Сами границы данного населенного пункта поставлены на кадастровый учет 29.11.2016, что подтверждается имеющейся в деле кадастровой выпиской о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов от 6 июля 2020 года.
В силу требований статьи 5 Закона N172 ФЗ в редакции, действовавшей на дату принятия указанного выше Генерального плана орган местного самоуправления, принявший акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).
О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.
Изложенное правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что участок лесного фонда со всех сторон окруженный землями населенных пунктов, сведения о которых внесены в ЕГРН не может сохранять свою категорию и должен быть переведен в категорию земель населенных пунктов без согласования данного вопроса с Рослесхозом, поскольку с 11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", действие которого направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и ЕГРН путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями государственного лесного реестра.
Если в соответствии с государственным лесным реестром участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов (переводится в категорию земель населенного пункта) всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта (часть 12 статьи 14 Закона N 172-ФЗ). Изложенное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.
Следовательно, в рассматриваемом случае, с учетом установленных обстоятельств выявления факта расположения земель лесного фонда внутри границ населенного пункта, само по себе заключение Рослесхоза о выявленном пересечении не имеет какого-либо правового значения, поскольку градостроительное законодательство не требует обязательного согласования проекта такого Генерального плана с Рослесхозом.
В связи с этим оснований для признания Генерального плана в части включения в границы села Ясены Свистовского сельского поселения участков лесного фонда с местоположением: Ровеньское лесничество Белгородской области квартал N выдел N у суда первой инстанции не имелось.
В данной части решение суда подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права (ввиду не применения закона, подлежащего применению), с принятием в этой части требований нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Рослесхоза.
В остальной части решение суда первой инстанции основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, принято с соблюдением норм процессуального и материального права.
Доводы возражений административного истца о невозможности исполнения решения ввиду того, что участок лесного фонда является многоконтурным и стоит на кадастровом учете судебная коллегия отклоняет.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ под лесным участком понимается земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства. Однако спорные земельные участки лесного фонда, в отношении которых заявлены административные исковые требования не образованы в соответствии с требованиями земельного законодательства, поскольку из выписок из ЕГРН следует, что граница данных земельных участков не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Поскольку пунктом 9 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее -Закон о государственной регистрации недвижимости) установлено, что площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость, постольку площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы).
Пунктом 11 данной статьи предписывается понимать под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков: 1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка; 2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.
Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943, также учитывает существование многоконтурных земельных участков, определяя среди сведений, указываемых при описании местоположения земельного участка, следующие особенности многоконтурных земельных участков: если граница земельного участка представляет собой совокупность контуров, отделенных друг от друга иными земельными участками или землями (многоконтурный земельный участок), то описание местоположения такого земельного участка должно дополняться обозначением контура границ земельного участка, состоящего из кадастрового номера земельного участка и порядкового номера соответствующего контура земельного участка, указываемого после кадастрового номера в скобках арабскими цифрами, и площадью такого контура в квадратных метрах с округлением до 0, 01 квадратного метра с указанием погрешности вычисления (п. 23).
Таким образом, формирование земельного участка возможно путем исключения одного из контуров земельного участка при определении координат и постановке на кадастровый учет границ земельного участка лесного фонда.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что спорный земельный участок лесного фонда в границах населенного пункта сохраняет свое назначение, поскольку обозначен на карте функциональных зон оспариваемого Генплана как земли рекреационного назначения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при наложении координат поворотных точек земель лесного фонда, было установлено пересечение земельных участков из состава земель лесного фонда и земель населенных пунктов по его границам, не свидетельствуют о незаконности принятого решения, поскольку доказательств надлежащего согласования при постановке на кадастровый учет (при межевании) со смежными землепользователями в числе которых является уполномоченное лицо Рослесхоза в порядке установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Земельным кодексом Российской Федерации материалы дела не содержат.
Вопросы об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того с учетом принятия Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель" при нарушении прав конкретного лица, собственника земельного участка, пересекающегося по мнению подателя апелляционной жалобы с границами лесного участка, то данное лицо не лишено возможности защитить свои права и законные интересы иными способами, предусмотренными гражданским законодательством.
В рамках настоящего административного дела, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля, не подлежит разрешению вопрос о правах и обязанностях собственников и арендаторов земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта Генерального плана не соблюдена предусмотренная законом процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ земель населенного пункта и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, все границы которого не являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белгородского областного суда от 26 августа 2020 года о признании недействующим распоряжения Департамента строительства и транспорта Белгородской области от 1 марта 2018 года N 150 "Об утверждении генерального плана Свистовского сельского поселения муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области" в части включения в границы Свистовского сельского поселения муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области участка лесного фонда с местоположением: Ровеньское лесничество Белгородской области квартал N (село Ясены) - отменить.
Принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении требований Федерального агентства лесного хозяйства - отказать.
В остальной части решение Белгородского областного суда от 26 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства и транспорта Белгородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.