Кассационный военный суд в составе председательствующего Лядова В.Л., судей Гусейнова Т.Г. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-230/2020 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - командующего Западного военного округа - Жилиной Кристины Сергеевной на решение Калининградского гарнизонного военного суда от 12 августа 2020 г. и апелляционное определение Балтийского флотского военного суда от 15 октября 2020 г. по административному исковому заявлению военнослужащей войсковой части N 1. "звание" Гозеян Светланы Альбертовны об оспаривании решения командующего войсками Западного военного округа об отказе в заключении с ней нового контракта о прохождении военной службы.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступление административного истца Гозеян С.А. и её представителя Титаренко В.А, возражавших против удовлетворения жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Калининградского гарнизонного военного суда от 12 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Балтийского флотского военного суда от 15 октября 2020 г, удовлетворен административный иск Гозеян С.А, в котором она просила признать незаконным и отменить решение командующего войсками Западного военного округа от 3 июня 2020 г. об отказе в заключении с ней нового контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе.
В поданной 28 декабря 2020 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика Жилина К.С, выражая несогласие с судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и в удовлетворении требований административного истца отказать.
В обоснование жалобы она, ссылаясь на нормы действующего законодательства, регулирующие порядок заключения контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что заключение указанного контракта относится к исключительной компетенции командования. При этом командующий войсками Западного военного округа действовал исключительно в пределах своих полномочий, прав военнослужащей не нарушал. Суды, признавая действия административного ответчика незаконными только на основании анализа личности военнослужащего, фактически вторглись в исключительную компетенцию органов военного управления по формированию кадровой политики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания по данному делу имеются, поскольку судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного административного дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.
В соответствии с частями 2-3 статьи 329 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Гозеян С.А. "данные изъяты" г.р, с 5 декабря 2008 г. проходит военную службу по контракту на должности "данные изъяты" войсковой части N 1..
Между Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части N 2. и Гозеян С.А. заключён контракт о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе сроком на три года до 7 марта 2020 г.
В сентябре 2019 г. Гозеян С.А. подала рапорт о заключении с ней нового контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста до 7 марта 2023 г. Аттестационная комиссия войсковой части N 1. от 15 января 2020 г. рекомендовала командованию заключить с Гозеян С.А новый контракт о прохождении военной службы сроком на три года. С данным заключением согласились командиры войсковых частей N 1. и N 3, начальник связи флота - заместитель начальника штаба Балтийского флота по связи, командующий Балтийским флотом и начальник связи Западного военного округа.
3 июня 2020 г. командующим войсками Западного военного округа было принято решение об отказе в заключении с Гозеян С.А. нового контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковое заявление пришел к выводу, что указанное решение принято при отсутствии обстоятельств, препятствующих дальнейшему прохождению военной службы Гозеян С.А, что нарушает её права как военнослужащей и противоречит интересам военной службы.
Суд апелляционной инстанции в целом, соглашаясь с решением гарнизонного военного суда указал, что оно не может быть отменено по формальным соображениям в соответствии с ч. 5 ст. 310 КАС Российской Федерации. При этом флотский суд указал, что оспоренное решение командующего войсками Западного военного округа принято на основании противоречивых документов, что лишило его возможности объективно учесть и оценить деловые качества Гозеян С.А. и состояние её здоровья, в связи с чем решение об отказе в заключении нового контракта не может быть признано законным, обязав административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о заключении нового контракта с Гозеян С.А.
Однако такая позиция судов первой и апелляционной инстанции основана на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с п. 2 ст. 49 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.
Согласно требованиям ст. 10 "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение), заключение нового контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе является правом, а не обязанностью воинских должностных лиц.
При этом нормы п. 10 ст. 9 Положения содержат запрет на отказ в заключение нового контракта в отсутствии причин, препятствующих его заключению, только в отношении военнослужащих, не достигших предельного возраста пребывания на военной службе. Однако административный истец к данной категории не относится.
Кроме того, процедура представления документов и объективность характеристик предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции не являлись.
Несогласие с действиями административного ответчика заключить новый контракт не является основанием для признания действий должностного лица неправомерными, поскольку совершены им в пределах его компетенции и не свидетельствует о нарушении прав административного истца, и не может служить основанием для удовлетворения административного иска.
В связи с этим доводы автора кассационной жалобы являются обоснованными, поскольку согласуется и с разъяснениями, содержащимися в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) должностных лиц, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Однако судебными инстанциями приведенные выше нормы материального права и значимые обстоятельства дела учтены не были. На этом основании состоявшиеся по делу решение гарнизонного военного суда и апелляционное определение флотского военного суда не могут быть признаны законными, в связи с чем подлежат отмене ввиду неправильного применения судами норм материального права.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены, однако допущена ошибка в применении норм материального права к имеющим место обстоятельствам по делу, Кассационный военный суд полагает возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Гозеян С.А.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Калининградского гарнизонного военного суда от 12 августа 2020 г. и апелляционное определение Балтийского флотского военного суда от 15 октября 2020 г. по административному исковому заявлению Гозеян Светланы Альбертовны отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска об оспаривании решения командующего войсками Западного военного округа об отказе в заключении с ней нового контракта о прохождении военной службы - отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 февраля 2021 г.
Председательствующий В.Л. Лядов
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.