Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фоминой Л.А. на решение Центрального районного суда города Волгограда от 8 июня 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Фоминой Л.А. к ГУ МВД России по Волгоградской области о признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Фомина Л.А. обратилась в суд с административным иском к ГУ МВД России по Волгоградской области, в котором просила признать незаконными действия УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области по выдаче заграничного паспорта без проведения процедуры биометрической верификации путем сканирования папиллярного узора пальца руки с сохранением в микросхеме паспорта личности владельца паспорта, содержащего электронный носитель информации; возложить обязанность на УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области выдать ей заграничный паспорт с проведением процедуры биометрической верификации путем сканирования папиллярного узора пальца руки с сохранением в микросхеме паспорта личности владельца паспорта; взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решением Центрального районного суда города Волгограда от 8 июня 2020 года отказано в удовлетворении административных требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 августа 2020 года решение от 8 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций. Судами допущено нарушение норм материального права; неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Получение заграничного паспорта не содержащего необходимые электронные носители информации, является нарушением прав административного истца на использование за пределами Российской Федерации паспорта гражданина РФ с биометрическими данными.
Определением судьи от 15 января 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Исходя из положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
По смыслу статьи 7 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" одним из основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым осуществляются выезд и въезд в Российскую Федерацию, признается паспорт гражданина Российской Федерации.
Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" по письменному заявлению гражданина о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении.
Гражданин Российской Федерации с учетом положений части третьей настоящей статьи вправе выбрать паспорт со сроком действия, предусмотренным частью первой статьи 10 указанного Федерального закона, или паспорт, содержащий электронный носитель информации, со сроком действия, предусмотренным частью второй статьи 10 указанного Федерального закона, что отражается данным гражданином в соответствующем письменном заявлении о выдаче паспорта.
За выдачу паспорта, за внесение в него изменений уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Паспорт оформляется в виде документа на бумажном носителе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ через ГКУ ВО "МФЦ" Фомина Л.А. обратилась за получением государственной услуги - оформлением и выдачей паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации. Одновременно ГКУ ВО "МФЦ" получены необходимые биометрические данные административного истца, в том числе отпечатки указательных пальцев рук.
Заявление принято к рассмотрению уполномоченным органом - УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области 23 января 2020 года. Решение об оформлении заграничного паспорта принято 21 февраля 2020 года и в этот же день в ФГУП "Гознак" направлена электронная заявка на изготовление паспорта.
Оформленный паспорт на имя административного истца серии N от ДД.ММ.ГГГГ года поступил в УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ и выдан Фоминой Л.А. ДД.ММ.ГГГГ, о чем в деле представлены сведения (скрин-шот страницы) Государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.
При этом, в указанную Государственную систему внесены данные о том, что неоднократные попытки верификации пальцев обеих рук неудачные (нет данных о верификации).
Разрешая требования, установив изложенное, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции указал на законность произведенных действий административным ответчиком.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции, дополнительно указал следующее.
На момент обращения Фоминой Л.А. за получением государственной услуги и на дату выдачи ей паспорта сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации, определялись Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации, утвержденным Приказом МВД России от 27 ноября 2017 года N 889 (далее - Административный регламент).
Административным регламентом предусмотрено, что сканирование папиллярных узоров пальцев рук осуществляется путем прикладывания указательного пальца сначала левой руки, потом правой руки заявителя (лица, достигшего 12-летнего возраста, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации). В случае невозможности сканирования папиллярного узора указательного пальца руки проводится сканирование папиллярного узора большого пальца, либо среднего, либо безымянного, либо мизинца (в порядке убывания приоритета). В случае невозможности получения ни одного папиллярного узора пальца одной руки, выполняется сканирование одного папиллярного узора пальца другой руки. Прикладывание пальца заявителя (лица, достигшего 12-летнего возраста, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации) к сканирующему устройству осуществляется под непосредственным наблюдением сотрудника, уполномоченного на прием и регистрацию заявлений, либо работника многофункционального центра (пункт 112).
При невозможности сканирования папиллярных узоров двух пальцев рук заявителя (лица, достигшего 12- летнего возраста, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации) в связи с физиологическими особенностями организма гражданина (отсутствие кистей рук, повреждение папиллярных узоров пальцев рук), прием заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, осуществляется в подразделении по вопросам миграции без выполнения сканирования папиллярных узоров пальцев рук (пункт 113).
По результатам проведенных мероприятий и на основании представленных документов начальник (заместитель начальника) подразделения по вопросам миграции не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления к нему заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, с приложением всех необходимых документов и с соблюдением сроков, установленных п. 28 Административного регламента принимает решение об оформлении и (или) выдаче либо отказе в оформлении и (или) выдаче заявителю (лицу, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации) паспорта, содержащего электронный носитель информации. Решение оформляется путем проставления штампа (приложение N 5 к Административному регламенту) на документе, содержащем результаты проверок (пункт 161).
После принятия решения начальником (заместителем начальника) подразделения по вопросам миграции заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, и прилагаемые к нему документы в соответствии с принятым решением в течение 1 рабочего дня передаются сотруднику, уполномоченному на подготовку материалов для изготовления паспорта, содержащего электронный носитель информации, либо сотруднику, ответственному за оформление и выдачу либо направление уведомления об отказе (пункт 163).
Сотрудник, уполномоченный на подготовку материалов для изготовления паспорта, содержащего электронный носитель информации, в течение одного рабочего дня формирует файл, содержащий персональные данные заявителя (лица, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации), цифровую фотографию и изображение папиллярных узоров пальце рук заявителя (лица, достигшего 12-летнего возраста, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации), и направляет его в электронном виде в Федеральный центр обработки данных ведомственного сегмента МВД России системы "Мир" для обработки и направления электронного сообщения в рамках системы "Мир", в том числе с использованием единой информационнотехнической инфраструктуры системы "Мир" в Центр изготовления и персонализации бланков документов, удостоверяющих личность, входящий в ведомственный сегмент Минфина России системы "Мир" для изготовления паспорта, содержащего электронный носитель информации (пункт 168).
Паспорт, содержащий электронный носитель информации, выдается (вручается) лично заявителю в присутствии лица, достигшего 12-летнего возраста, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации. До вручения паспорта, содержащего электронный носитель информации, сотрудник, уполномоченный на выдачу паспорта, либо работник многофункционального центра осуществляют, в числе прочего, процедуру биометрической верификации личности владельца паспорта, содержащего электронный носитель информации: в подразделении по вопросам миграции - путем сканирования папиллярных узоров одного из пальцев рук владельца документа и сравнения полученного при сканировании папиллярного узора пальца руки с сохраненным в микросхеме паспорта, содержащего электронный носитель информации (подпункт 174.5.1 пункта 174).
В силу подп. 174.5.3 п. 174 Административного регламента, при наличии физиологических особенностей организма гражданина (отсутствие кистей рук, повреждение папиллярных узоров пальцев рук), наступивших после подачи заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, а также в случае, если сравнение полученного при сканировании папиллярного узора пальца руки с сохраненным в микросхеме паспорта, содержащего электронный носитель информации, дает отрицательный результат, решение о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, без проведения процедуры биометрической верификации личности владельца паспорта, содержащего электронный носитель информации, принимается начальником (заместителем начальника) подразделения по вопросам миграции.
Решение оформляется путем проставления на документе, содержащем результаты проверок, подписи и фамилии начальника (заместителя начальника) подразделения по вопросам миграции с указанием причины, по которой невозможно провести процедуру биометрической верификации личности владельца паспорта, содержащего электронный носитель информации.
Аналогичное положение содержится в п. 153.5 действующего в настоящее время Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2019 N 996.
Исходя из объяснений административного истца и заинтересованных лиц, данных ими в судебном заседании суда первой инстанции, следует, что при выдаче Фоминой Л.А. паспорта, содержащего электронный носитель информации, провести процедуру верификации путем получения отпечатков указательных пальцев рук не представилось возможным. При этом попытки получения отпечатков осуществлялись двумя специалистами УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области с использованием двух устройств, имеющихся в отделении оформления заграничных паспортов УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области.
Кроме того, допрошенная в судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля начальник отделения оформления заграничных паспортов УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области пояснила, что выданный Фоминой Л.А. паспорт является действующим, соответствующая информация внесена во все государственные информационные ресурсы.
В материалы дела представлена копия заявления Фоминой Л.А. от 4 марта 2020 года на имя начальника УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области, в котором она просила выдать ей заграничный паспорт нового поколения без верификации пальца, в связи с тем, что после неоднократных попыток верификации снять отпечаток сотрудник УФМС не смог. Резолюцией начальника Управления на заявлении выдача паспорта разрешена.
Согласно справке начальника УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области от 5 июня 2020 года, в ходе приема граждан по вопросу оказания государственной услуги по выдаче, замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, заграничные паспорта, содержащие электронный носитель информации, 4 марта 2020 года паспорта выданы 13 заявителям, из них: 10 - с проведением процедуры биометрической верификации личности владельца паспорта, путем сканирования папиллярных узоров пальцев рук; 3 - без проведения биометрической верификации (2 - несовершеннолетним, в отношении которых проведение верификации не предусмотрено, 1 - заявителю Фоминой JI.A.). Технических неисправностей в оборудовании ведомственного сегмента МВД России паспортно-визовых документов нового поколения 04 марта 2020 не зафиксировано.
Согласно ответу начальника отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере прокуратуры области от 10 апреля 2020 года N каких-либо нарушений действующих положений нормативных актов при выдаче паспорта Фоминой Л.А. в ходе проверки, проведенной по обращению последней, прокуратурой Волгоградской области не установлено.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что выдача паспорта Фоминой Л.А. осуществлена УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области с соблюдением установленной процедуры, в соответствии с подп. 174.5.3 Административного регламента, паспорт имеет статус "действительный".
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции отмечено, что 4 марта 2020 года Фомина Л.А. выразила намерение получить паспорт, содержащий электронный носитель информации, до завершения процедуры верификации, о чем ею подано соответствующее заявление.
Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, при оказании административному истцу государственной услуги по выдаче паспорта УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области не допущено нарушения требований действующего законодательства.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Волгограда от 8 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 февраля 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.