Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В, рассмотрев кассационную жалобу администрации г. Сочи на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2019 года, которым отменено решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 августа 2019 года по административному исковому заявлению Рзаевой ФИО7 к администрации г. Сочи об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, установила:
Рзаева Н.М. обратилась в Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края с административным исковым заявлением об оспаривании отказа департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи в утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование заявленных требований Рзаева Н.М. ссылается на то, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 600 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес". Она обратилась в администрацию г. Сочи с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 952 кв. м и заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности. Ей было отказано в оказании данной услуги, поскольку невозможно образовать земельный участок без нарушения требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и подпункта 9 пункта 31 Административного регламента. Предложенное схемой образование земельного участка приведет к изломанности границ образуемого земельного участка, а также к нерациональному использованию свободных муниципальных земель, так как планируется за счет земель общего пользования.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 августа 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2020 года решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 августа 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым признан незаконным отказ департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи в утверждении схемы расположения земельного участка. Суд обязал администрацию г. Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации г. Сочи устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Рзаевой Н.М, рассмотреть вопрос об утверждении и согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", заключив соглашение о перераспределении этого земельного участка. Суд указал, что решение является основанием для постановки Управлением Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Краснодарскому краю указанного земельного участка на кадастровый учет в соответствии с предоставленным межевым планом.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 сентября 2020 года, администрация г. Сочи ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2020 года и оставлении в силе решения Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 августа 2019 года. По мнению административного ответчика, судом апелляционной инстанции не приняты меры к полному, всестороннему и объективному изучению материалов дела, в связи с чем суд пришел к выводам, не основанным на фактических обстоятельствах дела.
Определением судьи от 4 декабря 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Административный истец Рзаева Н.М, представитель администрации г. Сочи в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснения представителя Рзаевой Н.М. по доверенности Урошевича А.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, кассационный суд полагает решения суда апелляционной инстанции подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Судом установлено, что Рзаева Н.М. оспаривает отказ департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи в утверждении схемы расположения земельного участка от 30 ноября 2018 года N.
Суд, принимая решение об удовлетворении требований Рзаевой Н.М, возложил обязанность на администрацию г. Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации г. Сочи устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Рзаевой Н.М.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 27 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, Городское Собрание Сочи 30 ноября 2016 года утвердило Положение о департаменте имущественных отношений администрации г. Сочи.
Как указано в пунктах 1.1, 1.3 данного Положения, департамент имущественных отношений администрации г. Сочи является функциональным органом администрации г. Сочи. Департамент действует на основании Устава муниципального образования город-курорт Сочи и данного Положения. Департамент имущественных отношений администрации г. Сочи является правопреемником всех прав и обязанностей комитета по управлению имуществом администрации г. Сочи.
Департамент наделен правами юридического лица, имеет бюджетную смету, лицевые счета, печать с изображением герба города Сочи, иные печати, штампы и бланки установленного образца со своим наименованием.
Вместе с тем департамент имущественных отношений администрации г. Сочи в нарушение части 5 статьи 41, статьи 221 КАС РФ не привлечен к участию в деле.
По смыслу пункта 4 части 1 статьи 310, статьи 328 КАС РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, является существенным нарушением норм процессуального права, которое повлияло на исход административного дела и без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Допущенные нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов участвующих в деле лиц.
С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает оспариваемый судебный акт подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, а в силу части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела, доводы кассационной жалобы судебной коллегией оставлены без оценки.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, определить круг лиц, участвующих в деле, и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2019 года отменить, направить административное дело N 2а-2680/2019 на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 9 февраля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.