Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Республики Крым - ФИО2. на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 19 мая 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Крым, обратившегося в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ "Следственный изолятор N 1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю", УФСИН по Республике Крым и городу Севастополю" ФИО1 заинтересованное лицо ФКУЗ МСЧ - 91 ФСИН России, МЧ-3 ФКУЗ МСЧ - 91 ФСИН России о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав пояснения прокурора - ФИО4 судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Республики Крым ФИО3 обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом заявления об изменении предмета иска, просит:
- признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по республике Крым и г. Севастополю и УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, выразившееся в непринятии исчерпывающих и действенных мер по размещению и содержанию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, с подозрением на туберкулез, контактировавших с больными туберкулёзом, в камерах, отвечающих требованиям, предусмотренных пунктами 4.2, 4.3, 6.18, 6.20 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58;
- обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю обеспечить размещение и содержание подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, с подозрением на туберкулез, контактировавших с больными туберкулёзом, в камерах, отвечающих требованиям, предусмотренных пунктами 4.2, 4.3, 6.18, 6.20 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N58;
- обязать УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю при недостатке в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю денежных средств для выполнения мероприятий по размещению и содержанию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, с подозрением на туберкулез, контактировавших с больными туберкулёзом, в камерах, отвечающих требованиям гигиены и санитарии, обеспечить финансирование из средств федерального бюджета;
- обязать ФСИН России при недостатке в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю и УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю денежных средств для выполнения мероприятий по размещению и содержанию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, с подозрением на туберкулез, контактировавших с больными туберкулёзом, в камерах, отвечающих требованиям гигиены и санитарии, обеспечить финансирование из средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от 19 мая 2020 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 сентября 2020 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокурор Республики Крым - ФИО2 просит отменить решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 19 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 сентября 2020 года.
Считает, что содержащиеся в них выводы не соответствуют действительности. Указывает на то, что до настоящего времени условия содержания лиц, больных туберкулезом, с подозрением на туберкулез, контактировавших с ними, в ФКУ "Следственный изолятор N 1 УФСИН России по Республике Крым не отвечает требованиям п 4.2, 4.3, 6.18, 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10, судами допущено нарушение норм процессуального права.
Кассационное представление поступило в районный суд 8 декабря 2020 года, определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2020 года принято к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами были допущены такого характера нарушения.
Исходя из материалов дела, судами установлено, что 04.05.2018 г. начальнику УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю было вынесено представление Прокуратурой Республики Крым N (Т.1 л.д. 125-128), из которого следует, что в нарушение статей 27, 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, статей 7, 8 Федерального Закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" грубо нарушаются права арестованных, больных туберкулезом, на оказание медицинской помощи; в нарушение статей 11 и 13 Федерального Закона N 52-ФЗ камеры туберкулезного блока не оборудованы вытяжными вентиляционными системами с устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки, что создает угрозу распространения эпидемии; размещение больных в камерах туберкулезного блока осуществляется с нарушением установленных статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ, пунктом 10.3 раздела X Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", требований разделения потоков больных.
Из ответа на указанное представление (т.1, л.д. 129-135) усматривается, что с целью приведения к нормам согласно требований СНиП 2.04.05-91 "отопления, вентиляция, кондиционирование", а также приказа Минюста России от 28.05.2001 N 161-дсп "Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России" по обеспечению камерных помещений приточно-вытяжной вентиляцией требуется проведение капитального ремонта с заменой внутренних и внешних электрических сетей, а также реконструкция отдельных конструктивных элементов жилых зданий для содержания спецконтингента с предварительной разработкой проекта; ориентировочная средняя стоимость по оборудованию приточно-вытяжной вентиляции одного метра площади помещений составляет 15309, 63 руб, расчетный объём работ составляет 3488 квадратных метра, суммарный объём финансирования, необходимый для проведения вышеуказанных работ по оборудованию вышеуказанной системы составляет соответственно 52, 7 млн.руб.
13.11.2018 г. Прокуратурой Республики Крым также было вынесено Представление на имя начальника УФСИН России по Республике Крым и г.Севастополю об устранении нарушений федерального законодательства в следственном изоляторе N (Т.1, л.д. 147-149), из которого следует, что камеры учреждения не оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.
Из ответа на указанное представление (Т.1, л.д. 150-154) усматривается, что обеспечения мероприятий по устройству приточно-вытяжной принудительной вентиляции в камерных и других соответствующих помещениях необходимы средства бюджетного финансирования в размере около 50-ти млн. рублей с учетом разработки проектно-сметного исполнительного решения, а также увеличение мощности от питающей городской линии электропередачи путем замены электроустановки трансформаторной подстанции. По данному вопросу направлен запрос в территориальный орган УИС. Учреждением 20 октября 2018 года были получены лимиты бюджетных обязательств в размере 1400000 рублей на 31.12.2018 г. находится в стадии размещения в единой информационной системе государственных закупок, контракт будет заключен до 27.12.2018 г.
В октябре 2019 года Прокуратурой Республики Крым в федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 1 УФСИН России по Республики Крым и г. Севастополю" проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране здоровья при содержании лиц, заключённых под стражу, в рамках которой по устному требованию прокуратуры Республики Крым был выделен специалист главный государственный санитарный врач-начальник филиала ФКУЗ МСЧ-91 ФСИН России, капитан внутренней службы - ФИО5, которым в результате мероприятий по надзору был составлена акт от 17.10.2019 г. (Т.1, л.д. 31-33). Данным актом были установлены ненадлежащие условия содержания в камерах - палат туберкулезного легочного отделения, в частности в камерах "данные изъяты" стены, потолок и напольное покрытие имеют многочисленные дефекты (отслоение штукатурки, кафельной плитки и краски, трещины, щели, отверстия, деформации, нарушения целостности и др.); инженерные коммуникации систем водоснабжения, канализации и отопления, санитарно-техническое оборудование находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии - поверхности моечных раковин изношены, содержат сколы, трещины, следы ржавчины и коррозии металла; вопреки требованиям пункта 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 поверхность стен, полов и потолков указанных помещений с учетом имеющихся дефектов не является легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами; в нарушение требований пункта 4.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 покрытие пола в указанных камерах, в том числе является не герметичным; вопреки требованиям пунктов 6.18, 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10 отделение не оборудовано вентиляционными системами с устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из недоказанности бездействия со стороны административных ответчиков ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, поскольку последними были предприняты меры, направленные на включение в федеральную целевую программу капитального ремонта объектов ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю - камер-палат туберкулезно - легочного отделения МЧ N 3 и получения средств федерального бюджета на осуществление такого капитального ремонта. При этом, отсутствие финансирования на капитальный ремонт камер палат туберкулезно - легочного отделения МЧ N 3 является обстоятельством, не зависящим от ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, которые не вправе самостоятельно решать вопрос о выделении денежных средств на проведение капитального ремонта, поскольку такое строительство может быть осуществлено в рамках Федеральной целевой программы за счет средств бюджета. Требования о бездействии ФСИН России, как главного распорядителя бюджетными средствами, административным истцом не заявлены.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда указав, что судом первой инстанции на основании оценки доказательств верно установлено и материалами дела подтверждено совершение административными ответчиками - ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю действий в соответствии с действующим законодательством в рамках их полномочий, тогда как бездействие, само по себе, предполагает отсутствие совершения каких-либо действий.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции такие выводы судов считает основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. На основании статьи 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ) следственные изоляторы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
В соответствии с пунктом 9 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Европейский Суд по правам человека в своих Постановлениях при рассмотрении жалоб граждан Российской Федерации на негуманные условия содержания в местах лишения свободы неоднократно указывал на обязанность государства по организации своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы обеспечить уважение достоинства заключенных, какие бы финансовые или материально-технические затруднения не возникали (Постановление ЕСПЧ от 1 июня 2006 года по делу "Мамедова против Российской Федерации"; Постановление ЕСПЧ от 30 июля 2009 года по делу "Питалев против Российской Федерации"; Постановление ЕСПЧ от 12 мая 2010 года по делу "Косицына против Российской Федерации").
В кассационном представлении прокурор Республики Крым - Камшилов О.А. указывает на то, что направленные ФКУ "Следственный изолятор N 1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю" и УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю заявки о включении работ в программу капитального ремонта от 22.12.2017 N, от 01.11.2018 N от 16.11.2018 N, от 02.08.2018 N и проект программы капитального ремонта от 26.12.2019 не предусматривают выполнение работ по приведению помещений туберкулезного легочного отделения в соответствие с требованиями п. 4.2, 4.3, 6.18, 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В соответствии с п. 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10, в существующих зданиях при отсутствии в инфекционных отделениях приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением должна быть оборудована естественная вентиляция с обязательным оснащением каждого бокса и боксированной палаты устройствами обеззараживания воздуха, обеспечивающими эффективность инактивации микроорганизмов не менее чем на 95% на выходе.
Изоляция пациентов с инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории (чума, холера, желтая лихорадка, вирусные геморрагические лихорадки и другие), допускается только в боксы с механической системой вентиляции.
Исходя из материалов дела, наличие у ФКУЗ МСЧ - 91 ФСИН России двух передвижных бактерицидных облучателя не свидетельствует о соответствии вышеназванным требованиям. Возможность обеспечить с помощью данных бактерицидных облучателей необходимый (95 %) уровень инактивации микроорганизмов не установлена.
Помимо вышеназванного прокурор Республики Крым - ФИО2 указывает на то, что государственный контракт от 10.08.2020 N N, которым суд апелляционной инстанции обосновал принятие ответчиками мер к устранению выявленных прокурором нарушений, также не содержит условий выполнения работ в соответствии требованиями указанных санитарных правил.
Предметом государственного контракта N является обязанность подрядчика выполнить работы по капитальному ремонту камерных помещений отделения туберкулезного блока главного режимного корпуса ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю, согласно ведомости объемов работ.
До настоящего времени условия содержания лиц, больных туберкулезом в ФКУ "Следственный изолятор N 1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю" не отвечают требованиям п. 4.2, 4.3, 6.18, 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10.
Учитывая вышеизложенное, выводы судов о принятии административным ответчиком мер к размещению и содержанию больных туберкулезом заключенных в камерах, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и приведению условий в соответствие с нормами СанПин 2.1.3.2630-10 является необоснованным и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет задачи административного судопроизводства и принципы, в соответствии с которыми является правильное рассмотрение административных дел, а также законность и справедливость при разрешении административных дел.
В соответствии с пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены, исследованы судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В данном случае при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций приведенные правовые нормы и разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации не соблюдены.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что судами в нарушение требований материального права не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения настоящего дела, что ставит под сомнение соблюдение принципов законности и справедливости, принятые по делу судебные акты нельзя признать законными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
С учетом того, что судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, не дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела, принятые судебные акты подлежат отмене, административное дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 19 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 сентября 2020 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд города Симферополя в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 февраля 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.