Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кошелева А.В. на решение Центрального районного суда города Волгограда от 15 июня 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 11 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по Центральному району города Волгограда к Кошелеву А.В. о взыскании задолженности по налогам.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
ИФНС России по Центральному району города Волгограда обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кошелеву А.В, в котором просила взыскать задолженность по транспортному налогу в размере 576 рублей за период 2017 года, а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 04 декабря 2018 года по 29 января 2019 год в сумме 8 рублей 42 копейки; налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 973 рубля, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в сумме 14 рублей 22 копейки; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пеня размере 128 рублей 93 копейки; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): пеня в размере 363 рубля 38 копеек; налог на доходы физических лиц: штраф в размере 1 000 рублей.
Решением Центрального районного суда города Волгограда от 15 июня 2020 года административные исковые требования удовлетворены в части. С Кошелева А.В. взыскана сумма задолженности: по транспортному налогу в размере 576 рублей за период 2017 года, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в сумме 8 рублей 42 копейки; по налогу на имущество физических лиц в размере 973 рубля за период 2017 год, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в сумме 14 рублей 22 копейки.
Отказано в удовлетворении требования инспекции о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пени размере 128 рублей 93 копейки; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии пени в размере 363 рубля 38 копеек; налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии с статьей 277 НК РФ, штраф в размере 1 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 11 ноября 2020 года решение от 15 июня 2020 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований инспекции о взыскании штрафа, принято в этой части новое решение, которым с Кошелева А.В. в пользу инспекции взыскан штраф в размере 1 000 рублей за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 119 НК РФ. В остальной части решение от 15 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный ответчик просит отменить апелляционное определение. Судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Инспекция обратилась в суд с пропуском шестимесячного срока, предусмотренного частью 2 стать 286 КАС РФ.
Определением суда от 18 января 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 286 КА РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пункты 2 и 3 статьи 44 НК РФ).
Согласно части 2 статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году НК РФ закреплено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кошелев А.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Центральному району города Волгограда.
Согласно данным налогового органа Кошелеву А.В. в 2017 года принадлежали на праве собственности легковой автомобиль и недвижимое имущество - квартира.
В связи с начислением налога за 2017 год в адрес Кошелева А.В. направлялись: налоговое уведомление N N от 12 июля 2018 года; требование об уплате налогов и пени N N от 30 января 2019 года сроком уплаты до 19 марта 2019 года. Налогоплательщиком задолженность по налогам и пени не уплачена.
Разрешая спор, руководствуюсь положениями статей 23, 45, 48, 52, 69, 75, 357, 358, 362, 400, 401 НК РФ, удовлетворяя требования в части взыскания задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени, суд первой инстанции установилобстоятельства неисполнения Кошелевым А.В. налоговых обязательств.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
Между тем, суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции о пропуске налоговым органом установленного законом срока подачи искового заявления о взыскании пени по страховым взносам.
Так, из материалов дела следует, что Кошелев А.В. являлся индивидуальным предпринимателем и в соответствии со ст. 419 НК РФ обязан уплачивать страховые взносы, самостоятельно исчислять сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
В связи с неисполнением своих обязанностей ответчику направлялось требование N N от 9 мая 2018 года об уплате пени в размере 1 502 рубля 72 копейки в связи с неуплатой страховых взносов за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Так же Кошелев А.В. в соответствии с решением N N от 11 августа 2016 года привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. 23 сентября 2016 года в адрес налогоплательщика направлялось требование N N об уплате штрафа за несвоевременное предоставление декларации по форме 3-НДФЛ за 2014 год в размере 1 000 рублей со сроком оплаты до 17 октября 2016 года, однако до настоящего времени задолженность не погашена.
Суд первой инстанции указал, что срок исполнения Кошелевым А.В. требования об уплате пени по страховым взносам от 9 мая 2018 года N N наступил 4 июня 2018 года, соответственно, определенный законом срок на обращение за выдачей судебного приказа истек 7 декабря 2018 года, срок исполнения Кошелевым А.В. требования от 23 сентября 2016 года N N об уплате штрафа в размере 1 000 рублей наступил 17 октября 2016 года, соответственно определенный законом срок на обращение за выдачей судебного приказа истек 18 апреля 2017 года. С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по пени по страховым взносам ИФНС России по Центральному району года Волгограду обратилась к мировому судье судебного участка N 120 Волгоградской области только в июле 2019 года, то есть с пропуском установленного законом срока.
Между тем, как указал суд апелляционной инстанции, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абз. 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Также установлено, что в связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов в соответствии со статьей 69 НК РФ в адрес административного ответчика заказной корреспонденцией направлены требование об уплате налогов и пени N N от 30 января 2019 года в размере 1 549 рублей и пени в размере 22 рубля 64 копейки сроком уплаты до 19 марта 2019 года; требование N N от 9 мая 2018 года об уплате пени в размере 1 502 рубля 72 копейки со сроком уплаты до 4 июня 2018 года; требование N N об уплате штрафа за несвоевременное предоставление декларации по форме 3-НДФЛ за 2014 год в размере 1 000 рублей.
Ссылаясь на изложенное, суд апелляционной инстанции указал, что сумма, превышающая 3000 рублей, образовалась после выставления требования N N от 30 января 2019 года со сроком исполнения до 19 марта 2019 года.
15 июля 2019 года налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, то есть с соблюдением срока, установленного абз. 2 пунктом 2 статьи 48 НК РФ.
Судебный приказ мирового судьи от 17 июля 2019 года отменен определением мирового судьи от 23 августа 2019 года.
В суд первой инстанции административное исковое заявление поступило 21 февраля 2020 года, то есть в пределах срока, предусмотренного налоговым законодательством.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу необходимым удовлетворить требование налогового органа о взыскании с Кошелева А.В. штрафа в порядке части 1 статьи 119 НК РФ в размере 1 000 рублей, поскольку срок, установленный абз. 2 пунктом 2 статьи 48 НК РФ не пропущен.
Между тем, согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Исходя из смысла приведенных положений списанию подлежат все не уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку предъявленная к взысканию сумма пени, начисленная на недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, имела место по состоянию на 1 января 2017 года, то в силу закона она признается судебной коллегией безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 11 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 февраля 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.